В русских летописях он остался как «злой волхв» и «еретик». Для одних он — ловкий авантюрист и шарлатан, для других — профессиональный медик и астролог, сумевший добиться невероятного влияния на Ивана Грозного. Кем же на самом деле был загадочный иностранец Елисей Бомелий?
Недоучившийся медик
Настоящее имя этого человека — Элизеус Бомелиус. Уроженец Вестфалии (1530 г.), сын голландского проповедника, он с юности избрал стезю медицины. Его судьба круто изменилась в 1558 году, когда он поступил на службу к английским аристократам Берти, вынужденным скрываться от гонений королевы Марии Тюдор. Вернувшись с ними в Англию, Бомелиус благодаря протекции леди Кэтрин Берти был зачислен в Кембриджский университет.
Однако полный курс обучения он так и не завершил. Женившись, Бомелиус открыл в Лондоне собственную практику, но в 1569 году был арестован за врачевание без лицензии и подозрения в занятиях «черной магией». От тюрьмы его спасла та же влиятельная покровительница.
В это время в Лондоне находилось русское посольство во главе с Андреем Савиным, которому Иван Грозный поручил найти ко двору искусного лекаря. Чем Бомелиус сумел расположить к себе Савина — осталось загадкой, но итогом их знакомства стало заманчивое предложение: стать лейб-медиком при московском дворе.
При дворе Грозного
В Россию Бомелий (теперь его звали на русский лад — Елисей) прибыл в 1570 году и быстро вошел в доверие к царю. Летописцы утверждали, что этот «злой еретик» был подослан иностранцами, дабы «на русских людей царь возложил свирепство, а к немцам на любовь преложи».
По-видимому, Елисей Бомелий был сведущ не только в искусстве врачевания. Он часто поднимался на колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника, чтобы понаблюдать за небесными светилами, порой в компании с самим царем, и они, следуя предначертаниям звезд, решали судьбы государства…
Но главная польза Бомелия состояла в том, что он умел изготавливать различные снадобья. Одни якобы надежно защищали царя от яда, порчи и сглаза, а другие «с гарантией» уничтожали царских недругов в точно назначенный день и час. На царском пиру непременно кому-нибудь из бояр подавали чашу с отравой…
Поговаривали, что именно при участии Бомелия были отравлены стрелецкий воевода Федор Мясоедов, спасший Псков от польской блокады, вторая жена Ивана Грозного, царица Мария Темрюковна, а также супруга царевича Иоанна – царевна Прасковья. Все они умерли при схожих обстоятельствах.
Опасное предсказание
Но сколько веревочке ни виться, а кончику быть! Многие бояре ненавидели Бомелия и принялись строчить на него доносы, обвиняя «в сношениях письмами, написанными шрифтом по-латински и по-гречески, с королями Польши и Швеции». Доверие царя к лекарю стало понемногу таять.
Однажды в 1579 году Иван Грозный потребовал, чтобы Бомелий предсказал будущее его семьи. Тот возложил руки на хрустальный шар – и вдруг скрючился в судорогах. Он начал изрекать страшные пророчества – что вторая жена старшего сына Грозного Иоанна родит раньше срока и умрет вместе с младенцем; что сам царевич будет убит родным отцом; что средний царевич Федор рано скончается, не оставив наследников; а младший, Дмитрий, погибнет еще до совершеннолетия. Род Рюриковичей пресечется, и настанет смутное время…
Царь был так разъярен, что запустил в голову прорицателя массивным серебряным кубком. К счастью, Бомелий остался жив, хотя три дня лежал без памяти. После этого он, вступив в сговор с псковскими боярами, попытался бежать из Москвы. Но царские подручные захватили его на пути к Пскову и в кандалах доставили обратно в Первопрестольную.
Под пытками Бомелий признался в том, что помышлял нанести вред царю и государству Российскому… По приказу Грозного опального чернокнижника вздернули на дыбе, а затем заживо зажарили на вертеле. Казнь состоялась на Болотной площади, совсем недалеко от Кремля… Перед смертью же Бомелий проклял царя. Действительно, через несколько лет Иван Грозный скоропостижно скончался далеко не в преклонном возрасте. Да и роковое пророчество сбылось по полной программе…
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
А в Париже, укоротили бы его на голову посредством изобретения доктора Гильотена.
В Лондоне - четвертовали (колесовали).
В Японии его тушку, по приказу сёгуна, использовали бы для проверки остроты самурайских сабель.