Анна Монс появилась на свет в 1672 году (в некоторых источниках значится 1675 год) в Москве. Её малой родиной стала Немецкая слобода, где селились европейцы различных национальностей, в народе именуемые “немцами”. Отец девочки, Иоганн Георг, вместе с супругой и детьми переехал в Москву из Вестфалии.
Он был известным торговцем вина и дела Монса шли очень неплохо. Вскоре их дом стал одним из самых богатых в слободе. Иоганн Георг постоянно устраивал пышные приёмы и балы.
Однако после его смерти всё круто изменилось. Вести прежнюю роскошную жизнь вдова с детьми не могли, поскольку званые вечера требовали немалых трат. Дело мужа пришлось закрыть, однако дом овдовевшей Монс оставили.
Вот только Матильда Монс не желала жить в бедности и оставаться в тени знатных соседей. Потеряв мужа, она увидела иной способ обогащения — через своих детей.
Многие знакомые семейства отмечали привлекательность и сообразительность юных Монсов, но Анна выделялась среди них. С ранних лет девочка отличалась поразительной красотой. Когда Анна повзрослела, мать стала использовать её внешние данные для привлечения богатых покровителей.
Как бы это цинично ни звучало, но Матильда превратилась в своего рода сутенёршу собственной дочери. Впрочем, саму Анну это не слишком отягощало — она не была обременена высокой моралью. К моменту встречи с Петром I девушка уже сменила нескольких любовников.
Первая встреча с царём произошла приблизительно в 1690 году. Тогда из-за ненастной погоды Пётр вместе со своим соратником Лефортом решил остаться в доме Монсов переждать дождь, что лил целый день. Анна приняла гостей по всем правилам Европы.
Элегантное платье с глубоким декольте не скрывало соблазнительных форм, на лицо был нанесен аккуратный макияж, в руках - угощение для прибывших. Конечно, юный Пётр, имевший слабость к западному стилю, не смог устоять перед этим очарованием.
Окружение Петра и, в частности, Лефорт, полагало, что встреча с Анной Монс окажется лишь лёгкой интрижкой государя, (Пётр к тому времени уже был женат). Однако произошло то, чего никто предугадать не мог.
Пётр I без памяти влюбился в немецкую красавицу. Привязанность государя к фаворитке не знала пределов. Даже по возвращению из Великого посольства Пётр сразу же отправился не к жене, а к любимой Анне. А через три дня Евдокия Лопухина, супруга царя, была по его же приказу сослана в монастырь.
Казалось, что с Анной она не сможет выдержать и малейшего сравнения. Покорная и тихая, Лопухина в глазах Петра проигрывала весёлой и изобретательной Монс.
Оказавшись под влиянием Анны, царь вносил изменения в политические и жизненные принципы России. Д. Л. Мордовцев в своей работе “Идеалисты и реалисты” пишет: “Анна Монс — иноземка, дочь виноторговца — девушка, из любви к которой Пётр особенно усердно поворачивал старую Русь лицом к Западу и поворачивал так круто, что Россия доселе остаётся немножко кривошейкою”.
Без сомнения, Пётр I собирался жениться на фаворитке. Однако что-то его всё равно останавливало. Причина явно была серьёзной, ведь роман их длился около десяти лет. Франц Вильбуа отмечал:
“Пётр непременно женился бы на Анне Монс, если бы эта иностранка искренне ответила на ту сильную любовь, которую питал к ней царь. Но она, хотя и оказывала ему свою благосклонность, не проявляла нежности к этому государю. Более того, есть тайные сведения, что она питала к нему отвращение, которое не в силах была скрыть”.
Однако подобные чувства Анны не мешали в письмах просить новых подарков, что делало женщину всё более известной и богатой. Правда, москвичи с неодобрением относились к “Монсихе” или “Кукуйской царице”, как они называли царскую фаворитку.
Наверное, Пётр I готов был вытерпеть многое: и безумные запросы любовницы, и её сложное отношение к нему самому. Однако измена положила конец роману. Во время очередного великосветского празднества было найдено тело утонувшего Фридриха фон Кенигсека. В процессе расследования обнаружились личные письма, которые погибшему саксонскому послу отправляла Анна.
Разъярённый Пётр I приказал отправить фаворитку под домашний арест.
Недолго Анна пробыла под арестом. На нее положил глаз прусский посол Кейзерлинг.
Он не только походатайствовал перед Петром об освобождении Анны, но и решил на ней жениться.
Вот как он описывает своему государю встречу в Петром I по этому поводу:
"Ваше королевское величество соблаговолит припомнить то, что почти всюду рассказывали в искажённом виде обо мне и некоей девице Монс, из Москвы — говорят, что она любовница царя. (…) Когда же я обратился к царю с моей просьбой, царь, лукавым образом предупреждённый князем Меншиковым, отвечал сам, что он воспитывал девицу Монс для себя, с искренним намерением жениться на ней, но так как она мною прельщена и развращена, то он ни о ней, ни о её родственниках ничего ни слышать, ни знать не хочет.
Я возражал с подобающим смирением, что его царское величество напрасно негодует на девицу Монс и на меня, что если она виновата, то лишь в том, что, по совету самого же князя Меншикова, обратилась к его посредничеству, исходатайствовать у его царского величества всемилостивейшее разрешение на бракосочетание со мной; но ни она, ни я, мы никогда не осмелились бы предпринять что-либо противное желанию его царского величества, что я готов подтвердить моей честью и жизнью.
Князь Меншиков вдруг неожиданно выразил своё мнение, что девица Монс действительно подлая, публичная женщина, с которой он сам развратничал столько же, сколько и я. (…)
Тут я, вероятно, выхватил бы свою шпагу, но у меня её отняли незаметно в толпе, а также удалили мою прислугу; это меня взбесило и послужило поводом к сильнейшей перебранке с князем Меншиковым. (…) Затем вошёл его царское величество; за ним посылал князь Меншиков.
Оба они, несмотря на то, что Шафиров бросился к ним и именем Бога умолял не оскорблять меня, напали с самыми жёсткими словами, и вытолкнули меня не только из комнаты, но даже вниз по лестнице, через всю площадь."
Однако о семейном счастье мечтать не стоило - Кейзерлинг умер через несколько месяцев после свадьбы.
Овдовевшая Анна Монс вскоре обручилась со шведом Карлом фон Миллером. Но до свадьбы невеста так и не дожила. В возрасте 42 лет бывшая возлюбленная царя умерла от скоротечной чахотки. Состояние Анны Монс было оставлено в качестве наследства Миллеру, однако её родственники сумели отстоять свои права на имущество.
К сожалению, до наших дней не сохранилось портретов Анны Монс, однако практически все современники отмечали её поистине неземную красоту. Сомневаться в этом не приходится. Петра I окружало множество прелестных женщин, но именно Анна сумела оставить глубочайший след в его сердце.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4