«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», — не зря так говорят! Пусть дети почувствуют это на себе в игре. Взрослый-ведущий предлагает игрокам дать ему различные задания, какие угодно. Кто-то из малышей ограничится скромными идеями, а кто-то наверняка захочет подшутить над ведущим: например, попросит его скакать, как мартышка, или ползать под столом.
После этого ведущий говорит: «А теперь проделайте то, что вы придумали, сами». Неудивительно, что шутникам будет сложнее всего выполнить задание.
Важно! Разрешите отказаться, если ребёнку совсем неловко, но пусть тогда он подробно расскажет о своих чувствах и объяснит, почему именно ему не хотелось вести себя так.
Одно из важных умений — понимать, какие чувства и эмоции движут людьми. Это способствует не только терпимости, но и быстрому налаживанию отношений с окружающими. Поиграйте с ребёнком в эмоциональное чтение. Начните читать любую книжку и, останавливаясь после каждого абзаца, просите маленьких слушателей дополнить рассказ описанием переживаний героев. Если детишек много, будет даже интереснее: возможно, мнения разойдутся, и каждый увидит в сюжете что-то своё. А если малыш ещё не может сам сочинить продолжение, дополните сюжет сами.
Пример: Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет — вытянуть не может.
Плюнул дед, расстроился, уселся на завалинке. Обидно стало старику, что силы уже не те, ведь в молодости он бы эту репку в секунду вытянул. «В следующем году редиску посажу, — думает дед, — её-то точно вытяну». А кого на помощь-то з...Ещё3. Эмоциональное чтение
Одно из важных умений — понимать, какие чувства и эмоции движут людьми. Это способствует не только терпимости, но и быстрому налаживанию отношений с окружающими. Поиграйте с ребёнком в эмоциональное чтение. Начните читать любую книжку и, останавливаясь после каждого абзаца, просите маленьких слушателей дополнить рассказ описанием переживаний героев. Если детишек много, будет даже интереснее: возможно, мнения разойдутся, и каждый увидит в сюжете что-то своё. А если малыш ещё не может сам сочинить продолжение, дополните сюжет сами.
Пример: Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет — вытянуть не может.
Плюнул дед, расстроился, уселся на завалинке. Обидно стало старику, что силы уже не те, ведь в молодости он бы эту репку в секунду вытянул. «В следующем году редиску посажу, — думает дед, — её-то точно вытяну». А кого на помощь-то звать?
Позвал дед на помощь бабку.
Неловко деду, что приходится к женщине обращаться, но делать нечего: позвал он бабку.
Нередко случается, что эмоции переполняют нас, и нам кажется, что мы вот-вот лопнем. Проиграйте эту ситуацию. Попросите ребёнка надуть воздушный шар, а потом выдуть воздух из шарика себе в рот, чтобы щёки растянулись, как будто вот-вот лопнут. Теперь пусть он потихоньку «сдувается» и почувствует облегчение.
Важно! Не забудьте объяснить крохе, чем это поможет ему в жизни. Когда он будет очень зол или обижен, готов ударить или расплакаться, он может набрать много-много воздуха и медленно выпустить его, как будто «выпускает пар». Во-первых, от этого станет легче физически, а во-вторых, за время упражнения острые эмоции отступят.
Доверие — ключевой фактор в установлении близких и эмоционально наполненных отношений. Эта игра — отличный тест на доверие. Попросите ребёнка встать на стул, табуретку или кровать спиной к вам и упасть назад. Конечно, вы его подхватите. Доверяет ли вам карапуз настолько, чтобы не испугаться?
Важно! В эту игру не стоит играть с детьми младше 4–5 лет — у них ещё не развито чувство страха, и для них этот опыт не будет полезен. Кроме того, они могут продолжить упражнения в любой момент, когда никто не будет их ловить. Маленьких игроков ловите сами, а, играя с подростками, можно уже попросить группу детей поймать кого-то одного, сплетя своеобразную сеть из рук.
Более серьёзная игра для школьников, которая помогает понять, что из любой ситуации можно выйти и необязательно терпеть до победы. Игроки располагаются в кругу, а один из них («жертва») садится в центре круга. Дальше попросите детей по очереди говорить что-то «жертве» — хвалить, признаваться в любви, обвинять в чем-то, задавать вопросы. В любой момент «жертва» имеет право не выдержать внимания, сказать «С меня хватит!» и выйти из круга.
Важно! Предупредите детей, что это не конкурс, кто дольше продержится, а упражнение, которое пригодится им в жизни, поможет познать себя и испытать интересные эмоции. Если вы сомневаетесь, что игроки будут задавать приличные вопросы и не станут оскорблять, раздайте им бумажки с заранее подготовленными репликами.
Игра, которая понравится даже самым маленьким, — своеобразная пантомима. Изображайте с помощью мимики, жестов и позы разные эмоции и предложите детям угадать, что это. Когда малыши начнут преуспевать в распознавании, пускай попробуют сами побывать в роли ведущего и изображать эмоции, чтобы другие угадывали.
Важно! Спектр эмоций выбирайте в соответствии с возрастом игроков. Трёхлетка вряд ли распознает философское настроение или замешательство, а школьнику будет скучно угадывать про радость и злость.
Умение похвалить от души — ещё один важный для жизни навык. Эта отличная игра не только разовьёт его, но и станет прекрасным завершением любого цикла упражнений и способом поднять всем настроение. Дети садятся в круг, первый игрок говорит комплимент своему соседу справа. Тот должен поблагодарить его и похвалить уже своего правого соседа, и так до тех пор, пока круг не замкнётся.
Важно! Маленьким детям может быть сложно делать комплименты, поэтому им полезно помогать, подсказывать. «Кажется, у Веры очень красивые глаза. Скажешь ей об этом?» «Помнишь, Максим сегодня сам завязал шнурки? Похвали его за это». Стоить помнить, что большинство игр на развитие эмоциональной сферы хоть и более эффективны в группе, но могут быть адаптированы и для узкого круга — семьи или даже мамы с ребёнком. Ведь эмоциям есть место везде и всегда, неважно, сколько людей вокруг.
КАК ОСТАНОВИТЬ ДЕТСКУЮ ИСТЕРИКУ, ЗАДАВ ВСЕГО ОДИН ВОПРОС
Я нe психолог и не эксперт по детским истерикам, я обычная мaма 5-летней дочери. Тем не менее мне кажется, я нашла "формулу", которой и хочу поделиться, - как можно быстро поменять направление мыслей ребенка, который вот-вот начнет скандал из-за какой-то мелoчи.
Сначaла немного нашей личной истории. Моя дочь пошла в детский сад и очень нервничала из-за этого. Она говорила, что никогда не сможет привыкнуть к садику. Дома тоже все пошло наперекосяк: Алиса все чаще злилась и закатывала истерику буквально пo любому поводу, по каждой мелочи. В саду нaм посоветовали пойти к детскому психологу в надежде, что это как-то нормализует ситуацию.
Психолог действительно дала нам много полезных советов, но один был просто фантастический, к тому же и очень простой. О нем я и хочу рассказать.
Психолог объяснила мне, что нужно дать детям понять - мы уважаем то, что они чувствуют. Итак, во время кризиса, какова бы ни была его причина, надо помочь ребенку (это работает с детьми старше 5 лет) подумать и понять, что с ним происходит. Когда мы признаем их чувства и в то же время даем им самим участвовать в решении проблемы, мы можем тем самым остановить истерику.
Итак, ситуация: ребенок готов начать скандал. Повод не имеет значения - у куклы отвалилась рука, пришло время ложиться спать, домашнее задание не получается или просто не хочется делать то, о чем вы просите. Мы смотрим ребенку в глаза и спокойным голосом задаем один вопрос:
ЭТО БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА, СРЕДНЯЯ ПРОБЛЕМА ИЛИ МАЛЕНЬКАЯ ПРОБЛЕМА?
Когда моя дочь начинал
...Ещё
Психолог действительно дала нам много полезных советов, но один был просто фантастический, к тому же и очень простой. О нем я и хочу рассказать.
Психолог объяснила мне, что нужно дать детям понять - мы уважаем то, что они чувствуют. Итак, во время кризиса, какова бы ни была его причина, надо помочь ребенку (это работает с детьми старше 5 лет) подумать и понять, что с ним происходит. Когда мы признаем их чувства и в то же время даем им самим участвовать в решении проблемы, мы можем тем самым остановить истерику.
Итак, ситуация: ребенок готов начать скандал. Повод не имеет значения - у куклы отвалилась рука, пришло время ложиться спать, домашнее задание не получается или просто не хочется делать то, о чем вы просите. Мы смотрим ребенку в глаза и спокойным голосом задаем один вопрос:
ЭТО БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА, СРЕДНЯЯ ПРОБЛЕМА ИЛИ МАЛЕНЬКАЯ ПРОБЛЕМА?
Когда моя дочь начинала думать о том, что с ней происходит, это действовало на нее просто волшебным образом, по крайней мере здесь, дома. Я задаю этот вопрос, она отвечает, и мы находим способ решить проблему, причем дочка сама предлагает, где искать решение. Маленькая проблема обычно самая быстрая и простая. Некоторые проблемы она считает "средними".
Скорее всего мы их решим, но не в ту же секунду - это помогает понять, что есть вещи, которые требуют времени. Если проблема серьезная - а то, что ваш ребенок считает важным, совершенно точно нельзя игнорировать, пусть вам это и кажется полной глупостью, - такой проблеме придется уделить чуть больше времени. Иногда надо помочь ребенку понять, что в жизни не все происходит так, как нам хочется.
Вот недавний случай, когда этот метод отлично сработал. Мы выбирали одежду для школы, а Алиса обычно очень переживает из-за того, в чем идти, особенно когда на улице прохладно. Короче, она хотела надеть свои любимые брюки, но они были в стирке. Она уже начала кукситься, когда я спросила: "Алиса, это большая, средняя или маленькая проблема?" Она посмотрела на меня и тихо сказала: "Маленькая".
Мы уже знали, что небольшие проблемы легко решить. Я попросила ее предложить вариант решения (я знала, что ей нужно время подумать), и она сказала: "Выбрать другие штаны". Я говорю: "И у тебя есть несколько штанов на выбор". Она улыбнулась и пошла выбирать другие штаны. Я поздравила ее с тем, что она смогла сама решить проблему, потому что очень важно похвалить ребенка за то, что он справился, это поставит окончательную точку в ситуации.
Я не думаю, что есть какие-то волшебные приемы в деле воспитания детей. Воспитать ребенка, пройти с ним вместе через все этапы развития - это настоящая миссия. Да, иногда мы выбираем неверный путь, тогда надо иметь мудрость повернуть назад и попробовать другую дорогу. Пройдя через множество истерик со своим ребенком, я, наконец, увидела свет в конце туннеля и очень хочу поделиться этой находкой с другими родителями.
Педагог от Бога - именно так я называю своего дедушку. К сожалению, его уже нет в живых. Но его заповеди в отношении детей останутся со мной на всю жизнь, и я их передам своим детям.
До сих пор удивляюсь, откуда в таком простом человеке было столько мудрости? Дедушка окончил 7 классов школы и ремесленное училище. Прошел войну, встретил бабушку, создал семью, построил дом и воспитал двух дочерей. Сам всю жизнь проработал в рыбколхозе, в механическом цеху по ремонту судов.
Когда мама родила меня, он ей подсказывал кое-что в отношении моего воспитания и развития. Причем он не читал никаких умных книг по детской педагогике и психологии. Он давал советы интуитивно, исходя из собственного опыта и убеждений. И когда я, наконец, стала мамой (грустно, что дедушка не дожил до этого момента), моя мама пересказала мне все дедушкины идеи. Сейчас, имея уже трои
...Ещё
ДЕДУШКИНА МУДРОСТЬ, актуальная каждый день!
Педагог от Бога - именно так я называю своего дедушку. К сожалению, его уже нет в живых. Но его заповеди в отношении детей останутся со мной на всю жизнь, и я их передам своим детям.
До сих пор удивляюсь, откуда в таком простом человеке было столько мудрости? Дедушка окончил 7 классов школы и ремесленное училище. Прошел войну, встретил бабушку, создал семью, построил дом и воспитал двух дочерей. Сам всю жизнь проработал в рыбколхозе, в механическом цеху по ремонту судов.
Когда мама родила меня, он ей подсказывал кое-что в отношении моего воспитания и развития. Причем он не читал никаких умных книг по детской педагогике и психологии. Он давал советы интуитивно, исходя из собственного опыта и убеждений. И когда я, наконец, стала мамой (грустно, что дедушка не дожил до этого момента), моя мама пересказала мне все дедушкины идеи. Сейчас, имея уже троих детей и прочитав массу книг о детях, я снимаю шляпу перед дедушкиной мудростью в вопросах педагогики.
На все мамины возмущения по поводу моего поведения, когда я поступала не так, как ей хотелось, он говорил: "Дочка, запомни. Ребенок - это личность. Он не должен становится удобным для тебя. У него на все есть свои взгляды. Постарайся принимать его видение мира".
2. Если что-то пообещал - выполни!
Если родитель что-то пообещал, даже в порыве, лишь бы ребенок отстал, а потом забыл выполнить, или это неудобно исполнить, или на это сейчас нет времени, будь добр - держи обещание. Или не обещай. Иначе ребенок перестанет тебе верить. А вот восстановить доверие потом сложнее.
3. Не просто "нельзя", а объясни почему "нельзя"
Слово "нельзя" для ребенка - пустой звук. А вот если ты объяснишь, почему именно "нельзя", чем это
...Ещё
Итак, дедушкины заповеди:
1. Ребенок - это Личность
На все мамины возмущения по поводу моего поведения, когда я поступала не так, как ей хотелось, он говорил: "Дочка, запомни. Ребенок - это личность. Он не должен становится удобным для тебя. У него на все есть свои взгляды. Постарайся принимать его видение мира".
2. Если что-то пообещал - выполни!
Если родитель что-то пообещал, даже в порыве, лишь бы ребенок отстал, а потом забыл выполнить, или это неудобно исполнить, или на это сейчас нет времени, будь добр - держи обещание. Или не обещай. Иначе ребенок перестанет тебе верить. А вот восстановить доверие потом сложнее.
3. Не просто "нельзя", а объясни почему "нельзя"
Слово "нельзя" для ребенка - пустой звук. А вот если ты объяснишь, почему именно "нельзя", чем это может для ребенка обернуться, объяснить все причинно-следственные связи этого "нельзя" - ребенок точно тебя услышит.
4. Пять минут ничего не решат
Помню, дедушка что-то делает по хозяйству (бабушка всегда ему что-нибудь поручала), а я подбегу к нему и начинаю: "Деда, деда! А почему...? А зачем...? А что это такое...?" И дедушка откладывал свое дело и начинал со мной беседовать. А бабушка, видя это, кричала "Михаил! Не отвлекайся! Давай быстрее!". А он ей невозмутимым голосом: "Лида, 5 минут ничего не решат. А вот для ребенка они могут решить многое". Стараюсь вспоминать об этом, когда, кажется, что нет времени, а дети постоянно дергают вопросами.
5. Давать ребенку возможность все делать самому
До сих пор в памяти стоит картинка, как я забиралась на маленький стульчик и мыла посуду. Мне, наверное, было года 3-4. Дедушка часто мыл посуду, а мне, как любому ребенку, хотелось ему помогать. Вот он и позволял мне ему помогать. Здесь тоже срабатывал принцип "Пять минут". Он знал, что через 5 минут мне это надоест, но не говорил "Еще маленькая", или "Еще разобьешь, не надо", или "Не отвлекай, сам быстрее сделаю", а подставлял к раковине стульчик, и я мыла.
Как уж мыла - вопрос пятый. Он, разумеется, за мной перемывал. Да, мне быстро это надоедало. Но сам факт! Ребенку давали возможность делать то, что он хочет, в чем он хочет помочь, проявить себя. А потом еще и хвалили за его познавательный интерес. Кстати, в определенный период жизни (в юности) я очень любила мыть посуду.
6. Расширение кругозора ребенка
Свое детство я вспоминаю с теплотой. Я росла у бабушки с дедушкой. Какое-то время я ходила в садик, но вот оттуда я как раз ничего не помню. А вспоминаю бесконечные прогулки и постоянное общение с дедушкой. Мы с ним много путешествовали по нашему маленькому городку (я росла в Темрюке), и он мне - маленькой девочке, рассказывал обо всем, что видел на своем пути. Или вспоминал свое детство и юность, и делился со мной. Или мы вместе рассуждали на какие-нибудь "взрослые" серьезные темы: о смысле жизни, о мироустройстве, о Боге. Или сочиняли истории. В наших пр
...Ещё
Как уж мыла - вопрос пятый. Он, разумеется, за мной перемывал. Да, мне быстро это надоедало. Но сам факт! Ребенку давали возможность делать то, что он хочет, в чем он хочет помочь, проявить себя. А потом еще и хвалили за его познавательный интерес. Кстати, в определенный период жизни (в юности) я очень любила мыть посуду.
6. Расширение кругозора ребенка
Свое детство я вспоминаю с теплотой. Я росла у бабушки с дедушкой. Какое-то время я ходила в садик, но вот оттуда я как раз ничего не помню. А вспоминаю бесконечные прогулки и постоянное общение с дедушкой. Мы с ним много путешествовали по нашему маленькому городку (я росла в Темрюке), и он мне - маленькой девочке, рассказывал обо всем, что видел на своем пути. Или вспоминал свое детство и юность, и делился со мной. Или мы вместе рассуждали на какие-нибудь "взрослые" серьезные темы: о смысле жизни, о мироустройстве, о Боге. Или сочиняли истории. В наших прогулках и беседах он всегда старался расширять мой кругозор в любом направлении. И, наверное, благодаря этому, я до сих пор могу иметь параллельно несколько интересов и разбираться в совершенно противоположных темах.
И еще. Наверное, именно благодаря его чуткому отношению к моему внутреннему миру, я пишу.
С чего все началось? Помню, я в возрасте лет 7-8 лет, сочинила одну историю. В советское время был мультик про Бобика и Барбоса, а дедушка потом, на основе этого мультика, сочинял мне истории про неразлучных друзей - собак, только вот клички им почему-то поменял. Его рассказы были "Про Палкана и Шавку". И я часто его просила: "Деда, расскажи про Палкана и Шавку". Это были веселые истории о добрых, но озорных псах. И вот однажды рассказ сочинила я.
Помню, меня так увлек творческий процесс! Я сочиняла на ходу и придумывала такие неожиданные повороты сюжета, что сама начинала во все это верить. Думаю, любой другой взрослый на это сказал бы: "Ну, фантазерка! Разошлась! Сама-то веришь в то, что говоришь?" Только не мой дедушка! Он стал меня хвалить! А потом всем рассказывать: "Так вот Юляша - какая молодец! Такую историю сочинила! Это же надо, какое у нее воображение! Еще и писателем станет". Причем говорилось все это искренне, с нескрываемым восхищением и гордостью за внучку. Наверное, именно тогда я "расправила крылья" и поверила в себя. И потом, в школе, я стала писать сочинения, которые зачитывали всему классу, а в течение 5 лет студенческой жизни - дневники (недавно перечитывала: 4 толстые, исписанные мелким почерком, тетради - какая память о тех годах!), по окончанию ВУЗА сразу попала в местный глянцевый журнал, где вела колонку о культурной жизни города, во время работы в театр
...Ещё
Помню, меня так увлек творческий процесс! Я сочиняла на ходу и придумывала такие неожиданные повороты сюжета, что сама начинала во все это верить. Думаю, любой другой взрослый на это сказал бы: "Ну, фантазерка! Разошлась! Сама-то веришь в то, что говоришь?" Только не мой дедушка! Он стал меня хвалить! А потом всем рассказывать: "Так вот Юляша - какая молодец! Такую историю сочинила! Это же надо, какое у нее воображение! Еще и писателем станет". Причем говорилось все это искренне, с нескрываемым восхищением и гордостью за внучку. Наверное, именно тогда я "расправила крылья" и поверила в себя. И потом, в школе, я стала писать сочинения, которые зачитывали всему классу, а в течение 5 лет студенческой жизни - дневники (недавно перечитывала: 4 толстые, исписанные мелким почерком, тетради - какая память о тех годах!), по окончанию ВУЗА сразу попала в местный глянцевый журнал, где вела колонку о культурной жизни города, во время работы в театре - интервью с актерами для сайта театра, и наконец - статьи о детях.
Вот как важно поверить в маленького человечка и вовремя его поддержать! И делать это нужно искренне, от всего сердца. К сожалению, часто то, что ребенок делает (сочиняет, рисует, лепит), кажется нам, взрослым - смешным, глупым или неинтересным. А для ребенка это - огромный труд, невероятные движения ума и творческие порывы! И он хочет быть услышанным, понятым и принятым.
Откуда дедушка знал такие простые истины - для меня загадка.
Дедушка, благодарю тебя за твою мудрость! Ведь отчасти, благодаря тому, что ты в меня вложил, я стала тем человеком, какой являюсь сейчас.
По отношению к своим детям я стараюсь следовать тем заповедям, о которых ты в свое время поведал моей маме, а она передала их мне, а я передам своим детям.
Чему мы забываем учить детей. Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существуетПри общении с родителями я всё больше вижу, насколько мы похожи в своих суждениях. Все задаются вопросом "чему научить ребёнка?".Уже мало кто уповает на школу, ВУЗ, дополнительное образование, развивающие кружки. Современные люди осознают, что будущее далеко не за узкими специалистами. Чтобы достичь в жизни хоть небольшого успеха, человек должен быть разносторонним. Но обучаясь по образовательным программам, погружённым в стереотипные оковы, получаем то, о чём говорил писатель-философ Альбер Камю:Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.Чтобы ребёнок не был как все, родители стремятся отдать его на дополнительные кружки — кройки и шитья, например. Как вам? Шахматы — тоже интересно. Танцы — здорово. Музыка — великолепно! Для души и развития талантов просто незаменимые вещи. Английский, плавание, фигурное катание, скрипка, рисование, лепка, театр...ЕщёЧему мы забываем учить детей. Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существуетПри общении с родителями я всё больше вижу, насколько мы похожи в своих суждениях. Все задаются вопросом "чему научить ребёнка?".Уже мало кто уповает на школу, ВУЗ, дополнительное образование, развивающие кружки. Современные люди осознают, что будущее далеко не за узкими специалистами. Чтобы достичь в жизни хоть небольшого успеха, человек должен быть разносторонним. Но обучаясь по образовательным программам, погружённым в стереотипные оковы, получаем то, о чём говорил писатель-философ Альбер Камю:Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.Чтобы ребёнок не был как все, родители стремятся отдать его на дополнительные кружки — кройки и шитья, например. Как вам? Шахматы — тоже интересно. Танцы — здорово. Музыка — великолепно! Для души и развития талантов просто незаменимые вещи. Английский, плавание, фигурное катание, скрипка, рисование, лепка, театр, фехтование, модельные школы, школы колдовства. Разбегаются глаза. Для чего? Чтобы ребёнку не было скучно, чтобы он рос разносторонним и искал себя.Творчество — это замечательно, но для развития самостоятельной личности этого далеко недостаточно.Как прекрасно мы научились делать своих детей индивидуальными... среди тысячи таких же индивидуальных.Таблицу умножения выучил, химические соединения веществ освоил, таланты натренировал. Как теперь научиться вести себя в разных жизненных ситуациях? На каком из кружков детям объяснили жизненно необходимые вещи: как не дать себя в обиду, как распоряжаться деньгами, как устранить поломку предметов, как не опускать руки в сложных ситуациях?Они ждут готовых решений, которых в жизни нет. В жизни вообще мало стандартных решений, особенно в нашем цифровом времени. Никто не объясняет, что понятия "хорошо" и "плохо" относительны, что в жизни неограниченное количество ответов на абсолютно разные вопросы. Жизнь — это сплошные противоречия.
Дети привыкают к стандартным программам обучения, а потом впадают в ступор, когда сталкиваются с реальными вопросами, проблемами, конфликтами.
Там, где ребёнок привыкает к чему-то условно правильному, оказывается, что вовсе не это правильно, а есть ещё тысяча правильного, которое имеет место быть. Кто вообще придумал эти штампы о правильности и неправильности?
В итоге получаем отличных спортсменов, прекрасных балерин, настоящих звёзд эстрады и медалистов, которые не могут справиться с реальными жизненными проблемами, потому что они находятся за гранью того, чему их обучили в рамках узкой направленности.
Порой мы забываем объяснять детям банальные вещи, а потом искренне удивляемся, почему они о них не знают.
Моя знакомая, которая сейчас работает маркетологом, рассказала такую историю:
"Тщетные поиски работы вымотали до предела. В стран
...Ещё
Дети привыкают к стандартным программам обучения, а потом впадают в ступор, когда сталкиваются с реальными вопросами, проблемами, конфликтами.
Там, где ребёнок привыкает к чему-то условно правильному, оказывается, что вовсе не это правильно, а есть ещё тысяча правильного, которое имеет место быть. Кто вообще придумал эти штампы о правильности и неправильности?
В итоге получаем отличных спортсменов, прекрасных балерин, настоящих звёзд эстрады и медалистов, которые не могут справиться с реальными жизненными проблемами, потому что они находятся за гранью того, чему их обучили в рамках узкой направленности.
Порой мы забываем объяснять детям банальные вещи, а потом искренне удивляемся, почему они о них не знают.
Моя знакомая, которая сейчас работает маркетологом, рассказала такую историю:
"Тщетные поиски работы вымотали до предела. В стране кризис, людей сокращают, устроиться куда-то весьма непросто. Везде раз за разом слышу отказ. Кому нужен специалист без большого опыта? На последнем собеседовании меня просто завалили практическими заданиями, с которыми я никогда не сталкивалась. И, конечно, я села в лужу. Руки опускаются, всё плохо, жизнь несправедлива.
В расстроенных чувствах поделилась своими переживаниями с самым близким человеком — папой. На что он ответил: "Чего ты переживаешь? Используй свои неудачи. Теперь ты знаешь все формы отказов, знаешь тысячи вопросов, которые могут тебе задать на следующем собеседовании, ты набираешься практического опыта в переговорах с директорами". Сквозь пелену слёз и негодования передо мной проступила абсолютно новая истина.
А ведь и правда. Так оно и есть. Раньше любая неудача для меня была катастрофой. Я не умела видеть в этом положительное для себя.
Расскажи мне кто-нибудь о том, что у любой ситуации, как у медали, есть две стороны, я бы с детства проще относилась к любым провалам, не опускала руки и продолжала бы упрямо стремиться к своей цели. А я узнаю об этих простых истинах только сейчас.
Я окончила музыкальную школу, 9 лет занималась танцами, пела и колесила по миру с гастролями. У мен
...Ещё
В расстроенных чувствах поделилась своими переживаниями с самым близким человеком — папой. На что он ответил: "Чего ты переживаешь? Используй свои неудачи. Теперь ты знаешь все формы отказов, знаешь тысячи вопросов, которые могут тебе задать на следующем собеседовании, ты набираешься практического опыта в переговорах с директорами". Сквозь пелену слёз и негодования передо мной проступила абсолютно новая истина.
А ведь и правда. Так оно и есть. Раньше любая неудача для меня была катастрофой. Я не умела видеть в этом положительное для себя.
Расскажи мне кто-нибудь о том, что у любой ситуации, как у медали, есть две стороны, я бы с детства проще относилась к любым провалам, не опускала руки и продолжала бы упрямо стремиться к своей цели. А я узнаю об этих простых истинах только сейчас.
Я окончила музыкальную школу, 9 лет занималась танцами, пела и колесила по миру с гастролями. У меня диплом о высшем образовании, куча пройденных мастер-классов по саморазвитию, опыт в работе с людьми и проведении массовых мероприятий. Но никто не объяснил самого важного — того, что зачастую играет главную роль в достижении успеха. Никто с детства не научил меня не бояться трудностей. А это очень важно на самых разных жизненных этапах".
Мы так погрузились в мираж идеальной жизни, где все дети намного умнее и больше преуспели в развитии умственных способностей, нежели их родители, что забываем о том, как всё происходит на самом деле. Жизнь никогда не идёт по сценарию сказок и романов. Нам всегда придётся сталкиваться с трудностями и препятствиями. Важно дать ребёнку реальные знания для реальной жизни.
Жизнь гораздо сложнее, чем наши идеальные представления о ней.
Мы забываем знакомить детей с этой реальной жизнью, а потом негодуем и впадаем в отчаяние, когда жизнь ведёт себя вовсе не идеально по отношению к нашему чаду. От этого страдаем сами, страдают дети.
Ещё один пример из жизни по рассказам миссис N (дабы не задеть ничьё самолюбие):
"Есть в моей семье племянница (6 лет). Бабушка с дедушкой залюбливают её до предела! То и дело повторяют на каждую её выходку "Милая, запомни, — ты всегд
...Ещё
Мы так погрузились в мираж идеальной жизни, где все дети намного умнее и больше преуспели в развитии умственных способностей, нежели их родители, что забываем о том, как всё происходит на самом деле. Жизнь никогда не идёт по сценарию сказок и романов. Нам всегда придётся сталкиваться с трудностями и препятствиями. Важно дать ребёнку реальные знания для реальной жизни.
Жизнь гораздо сложнее, чем наши идеальные представления о ней.
Мы забываем знакомить детей с этой реальной жизнью, а потом негодуем и впадаем в отчаяние, когда жизнь ведёт себя вовсе не идеально по отношению к нашему чаду. От этого страдаем сами, страдают дети.
Ещё один пример из жизни по рассказам миссис N (дабы не задеть ничьё самолюбие):
"Есть в моей семье племянница (6 лет). Бабушка с дедушкой залюбливают её до предела! То и дело повторяют на каждую её выходку "Милая, запомни, — ты всегда всё делаешь правильно". Речь вовсе не об избалованности, хотя она тоже присутствует. Чем старше становится маленькая принцесса, тем тяжелее ей воспринимать жестокость окружающего мира. Она привыкла к эталонному отношению горячо любимых стариков, и когда в постороннем обществе видит негодование к своей персоне, это приводит к нервному срыву. Что дальше?
На вопрос "почему вы не приучаете внучку к реальной жизни?" дедушка и бабушка, насупив носы, отмахиваются и говорят, что пока дети маленькие, их нужно баловать".
Родители думают, что ребёнок ещё ко многому не готов, он ещё мал, не пришло время учить его жизни, давать советы. Но это не так! Дети гораздо смышлёнее, чем мы себе представляем. Временами они даже смышлёнее любого взрослого. Выбирая между порицанием ребёнка и практическими жизненными советами, лучше выбрать второе — нервов потратите меньше, а пользы будет больше.Не нужно далеко ходить за примерами — оглядитесь вокруг и вы найдёте сотни людей, привыкших к идеальной модели жизни, но не умеющих себя вести в её суровых реалиях.
Сейчас относительно спокойное время: дети растут в безопасной среде, как тепличные растения, оберегаемые от всего зловредного. Страшно становится тогда, когда ребёнок выходит из своей "теплицы", и оказывается, что за него уже никто не принимает решения, что жизнь сложна и временами не так приветлива, как он привык считать.
Начните учить детей тому, что познали сами в течение своей жизни. Учите бороться с трудностями, учите самостоятельности и смелости. Учите тому, что любая ситуация имеет решение, и не одно! Не ждите, пока ребёнок наступит на грабли. Приступайте к действиям прямо сейчас.
Гораздо труднее перевернуть мировоззрение взрослого человека: для него это стресс, он так не привык, он этого не знал. Так почему бы не воспитать это с детства, когда ещё есть шанс обучить детей тому, за что они будут благодарны уже сейчас, а не спустя 20 лет?
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 33
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», — не зря так говорят! Пусть дети почувствуют это на себе в игре. Взрослый-ведущий предлагает игрокам дать ему различные задания, какие угодно. Кто-то из малышей ограничится скромными идеями, а кто-то наверняка захочет подшутить над ведущим: например, попросит его скакать, как мартышка, или ползать под столом.
После этого ведущий говорит: «А теперь проделайте то, что вы придумали, сами». Неудивительно, что шутникам будет сложнее всего выполнить задание.
Важно! Разрешите отказаться, если ребёнку совсем неловко, но пусть тогда он подробно расскажет о своих чувствах и объяснит, почему именно ему не хотелось вести себя так.
Одно из важных умений — понимать, какие чувства и эмоции движут людьми. Это способствует не только терпимости, но и быстрому налаживанию отношений с окружающими. Поиграйте с ребёнком в эмоциональное чтение. Начните читать любую книжку и, останавливаясь после каждого абзаца, просите маленьких слушателей дополнить рассказ описанием переживаний героев. Если детишек много, будет даже интереснее: возможно, мнения разойдутся, и каждый увидит в сюжете что-то своё. А если малыш ещё не может сам сочинить продолжение, дополните сюжет сами.
Пример: Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет — вытянуть не может.
Плюнул дед, расстроился, уселся на завалинке. Обидно стало старику, что силы уже не те, ведь в молодости он бы эту репку в секунду вытянул. «В следующем году редиску посажу, — думает дед, — её-то точно вытяну». А кого на помощь-то з...Ещё3. Эмоциональное чтение
Одно из важных умений — понимать, какие чувства и эмоции движут людьми. Это способствует не только терпимости, но и быстрому налаживанию отношений с окружающими. Поиграйте с ребёнком в эмоциональное чтение. Начните читать любую книжку и, останавливаясь после каждого абзаца, просите маленьких слушателей дополнить рассказ описанием переживаний героев. Если детишек много, будет даже интереснее: возможно, мнения разойдутся, и каждый увидит в сюжете что-то своё. А если малыш ещё не может сам сочинить продолжение, дополните сюжет сами.
Пример: Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет-потянет — вытянуть не может.
Плюнул дед, расстроился, уселся на завалинке. Обидно стало старику, что силы уже не те, ведь в молодости он бы эту репку в секунду вытянул. «В следующем году редиску посажу, — думает дед, — её-то точно вытяну». А кого на помощь-то звать?
Позвал дед на помощь бабку.
Неловко деду, что приходится к женщине обращаться, но делать нечего: позвал он бабку.
И так далее.
Нередко случается, что эмоции переполняют нас, и нам кажется, что мы вот-вот лопнем. Проиграйте эту ситуацию. Попросите ребёнка надуть воздушный шар, а потом выдуть воздух из шарика себе в рот, чтобы щёки растянулись, как будто вот-вот лопнут. Теперь пусть он потихоньку «сдувается» и почувствует облегчение.
Важно! Не забудьте объяснить крохе, чем это поможет ему в жизни. Когда он будет очень зол или обижен, готов ударить или расплакаться, он может набрать много-много воздуха и медленно выпустить его, как будто «выпускает пар». Во-первых, от этого станет легче физически, а во-вторых, за время упражнения острые эмоции отступят.
Доверие — ключевой фактор в установлении близких и эмоционально наполненных отношений. Эта игра — отличный тест на доверие. Попросите ребёнка встать на стул, табуретку или кровать спиной к вам и упасть назад. Конечно, вы его подхватите. Доверяет ли вам карапуз настолько, чтобы не испугаться?
Важно! В эту игру не стоит играть с детьми младше 4–5 лет — у них ещё не развито чувство страха, и для них этот опыт не будет полезен. Кроме того, они могут продолжить упражнения в любой момент, когда никто не будет их ловить. Маленьких игроков ловите сами, а, играя с подростками, можно уже попросить группу детей поймать кого-то одного, сплетя своеобразную сеть из рук.
Более серьёзная игра для школьников, которая помогает понять, что из любой ситуации можно выйти и необязательно терпеть до победы. Игроки располагаются в кругу, а один из них («жертва») садится в центре круга. Дальше попросите детей по очереди говорить что-то «жертве» — хвалить, признаваться в любви, обвинять в чем-то, задавать вопросы. В любой момент «жертва» имеет право не выдержать внимания, сказать «С меня хватит!» и выйти из круга.
Важно! Предупредите детей, что это не конкурс, кто дольше продержится, а упражнение, которое пригодится им в жизни, поможет познать себя и испытать интересные эмоции. Если вы сомневаетесь, что игроки будут задавать приличные вопросы и не станут оскорблять, раздайте им бумажки с заранее подготовленными репликами.
Игра, которая понравится даже самым маленьким, — своеобразная пантомима. Изображайте с помощью мимики, жестов и позы разные эмоции и предложите детям угадать, что это. Когда малыши начнут преуспевать в распознавании, пускай попробуют сами побывать в роли ведущего и изображать эмоции, чтобы другие угадывали.
Важно! Спектр эмоций выбирайте в соответствии с возрастом игроков. Трёхлетка вряд ли распознает философское настроение или замешательство, а школьнику будет скучно угадывать про радость и злость.
Умение похвалить от души — ещё один важный для жизни навык. Эта отличная игра не только разовьёт его, но и станет прекрасным завершением любого цикла упражнений и способом поднять всем настроение. Дети садятся в круг, первый игрок говорит комплимент своему соседу справа. Тот должен поблагодарить его и похвалить уже своего правого соседа, и так до тех пор, пока круг не замкнётся.
Важно! Маленьким детям может быть сложно делать комплименты, поэтому им полезно помогать, подсказывать. «Кажется, у Веры очень красивые глаза. Скажешь ей об этом?» «Помнишь, Максим сегодня сам завязал шнурки? Похвали его за это». Стоить помнить, что большинство игр на развитие эмоциональной сферы хоть и более эффективны в группе, но могут быть адаптированы и для узкого круга — семьи или даже мамы с ребёнком. Ведь эмоциям есть место везде и всегда, неважно, сколько людей вокруг.
Надежда Зарочинцева
КАК ОСТАНОВИТЬ ДЕТСКУЮ ИСТЕРИКУ, ЗАДАВ ВСЕГО ОДИН ВОПРОС
Я нe психолог и не эксперт по детским истерикам, я обычная мaма 5-летней дочери. Тем не менее мне кажется, я нашла "формулу", которой и хочу поделиться, - как можно быстро поменять направление мыслей ребенка, который вот-вот начнет скандал из-за какой-то мелoчи.
Сначaла немного нашей личной истории. Моя дочь пошла в детский сад и очень нервничала из-за этого. Она говорила, что никогда не сможет привыкнуть к садику. Дома тоже все пошло наперекосяк: Алиса все чаще злилась и закатывала истерику буквально пo любому поводу, по каждой мелочи. В саду нaм посоветовали пойти к детскому психологу в надежде, что это как-то нормализует ситуацию.
Психолог действительно дала нам много полезных советов, но один был просто фантастический, к тому же и очень простой. О нем я и хочу рассказать.
Психолог объяснила мне, что нужно дать детям понять - мы уважаем то, что они чувствуют. Итак, во время кризиса, какова бы ни была его причина, надо помочь ребенку (это работает с детьми старше 5 лет) подумать и понять, что с ним происходит. Когда мы признаем их чувства и в то же время даем им самим участвовать в решении проблемы, мы можем тем самым остановить истерику.
Итак, ситуация: ребенок готов начать скандал. Повод не имеет значения - у куклы отвалилась рука, пришло время ложиться спать, домашнее задание не получается или просто не хочется делать то, о чем вы просите. Мы смотрим ребенку в глаза и спокойным голосом задаем один вопрос:
ЭТО БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА, СРЕДНЯЯ ПРОБЛЕМА ИЛИ МАЛЕНЬКАЯ ПРОБЛЕМА?
Когда моя дочь начинал
...ЕщёПсихолог действительно дала нам много полезных советов, но один был просто фантастический, к тому же и очень простой. О нем я и хочу рассказать.
Психолог объяснила мне, что нужно дать детям понять - мы уважаем то, что они чувствуют. Итак, во время кризиса, какова бы ни была его причина, надо помочь ребенку (это работает с детьми старше 5 лет) подумать и понять, что с ним происходит. Когда мы признаем их чувства и в то же время даем им самим участвовать в решении проблемы, мы можем тем самым остановить истерику.
Итак, ситуация: ребенок готов начать скандал. Повод не имеет значения - у куклы отвалилась рука, пришло время ложиться спать, домашнее задание не получается или просто не хочется делать то, о чем вы просите. Мы смотрим ребенку в глаза и спокойным голосом задаем один вопрос:
ЭТО БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА, СРЕДНЯЯ ПРОБЛЕМА ИЛИ МАЛЕНЬКАЯ ПРОБЛЕМА?
Когда моя дочь начинала думать о том, что с ней происходит, это действовало на нее просто волшебным образом, по крайней мере здесь, дома. Я задаю этот вопрос, она отвечает, и мы находим способ решить проблему, причем дочка сама предлагает, где искать решение. Маленькая проблема обычно самая быстрая и простая. Некоторые проблемы она считает "средними".
Скорее всего мы их решим, но не в ту же секунду - это помогает
понять, что есть вещи, которые требуют времени. Если проблема серьезная - а то,
что ваш ребенок считает важным, совершенно точно нельзя игнорировать, пусть вам
это и кажется полной глупостью, - такой проблеме придется уделить чуть больше
времени. Иногда надо помочь ребенку понять, что в жизни не все происходит так,
как нам хочется.
Вот недавний случай, когда этот метод отлично сработал. Мы
выбирали одежду для школы, а Алиса обычно очень переживает из-за того, в чем
идти, особенно когда на улице прохладно. Короче, она хотела надеть свои любимые
брюки, но они были в стирке. Она уже начала кукситься, когда я спросила:
"Алиса, это большая, средняя или маленькая проблема?" Она посмотрела
на меня и тихо сказала: "Маленькая".
Мы уже знали, что небольшие проблемы легко решить. Я попросила
ее предложить вариант решения (я знала, что ей нужно время подумать), и она
сказала: "Выбрать другие штаны". Я говорю: "И у тебя есть
несколько штанов на выбор". Она улыбнулась и пошла выбирать другие штаны.
Я поздравила ее с тем, что она смогла сама решить проблему, потому что очень
важно похвалить ребенка за то, что он справился, это поставит окончательную
точку в ситуации.
Я не думаю, что есть какие-то волшебные приемы в деле воспитания
детей. Воспитать ребенка, пройти с ним вместе через все этапы развития - это
настоящая миссия. Да, иногда мы выбираем неверный путь, тогда надо иметь
мудрость повернуть назад и попробовать другую дорогу. Пройдя через множество
истерик со своим ребенком, я, наконец, увидела свет в конце туннеля и очень
хочу поделиться этой находкой с другими родителями.
Надеюсь, что у вас этот метод тоже сработает
ДЕДУШКИНА МУДРОСТЬ, актуальная каждый день!
Педагог от Бога - именно так я называю своего дедушку. К сожалению, его уже нет в живых. Но его заповеди в отношении детей останутся со мной на всю жизнь, и я их передам своим детям.
До сих пор удивляюсь, откуда в таком простом человеке было столько мудрости? Дедушка окончил 7 классов школы и ремесленное училище. Прошел войну, встретил бабушку, создал семью, построил дом и воспитал двух дочерей. Сам всю жизнь проработал в рыбколхозе, в механическом цеху по ремонту судов.
Когда мама родила меня, он ей подсказывал кое-что в отношении моего воспитания и развития. Причем он не читал никаких умных книг по детской педагогике и психологии. Он давал советы интуитивно, исходя из собственного опыта и убеждений. И когда я, наконец, стала мамой (грустно, что дедушка не дожил до этого момента), моя мама пересказала мне все дедушкины идеи. Сейчас, имея уже трои
...ЕщёДЕДУШКИНА МУДРОСТЬ, актуальная каждый день!
Педагог от Бога - именно так я называю своего дедушку. К сожалению, его уже нет в живых. Но его заповеди в отношении детей останутся со мной на всю жизнь, и я их передам своим детям.
До сих пор удивляюсь, откуда в таком простом человеке было столько мудрости? Дедушка окончил 7 классов школы и ремесленное училище. Прошел войну, встретил бабушку, создал семью, построил дом и воспитал двух дочерей. Сам всю жизнь проработал в рыбколхозе, в механическом цеху по ремонту судов.
Когда мама родила меня, он ей подсказывал кое-что в отношении моего воспитания и развития. Причем он не читал никаких умных книг по детской педагогике и психологии. Он давал советы интуитивно, исходя из собственного опыта и убеждений. И когда я, наконец, стала мамой (грустно, что дедушка не дожил до этого момента), моя мама пересказала мне все дедушкины идеи. Сейчас, имея уже троих детей и прочитав массу книг о детях, я снимаю шляпу перед дедушкиной мудростью в вопросах педагогики.
Итак, дедушкины заповеди:
1. Ребенок - это Личность
На все мамины возмущения по поводу моего поведения, когда я поступала не так, как ей хотелось, он говорил: "Дочка, запомни. Ребенок - это личность. Он не должен становится удобным для тебя. У него на все есть свои взгляды. Постарайся принимать его видение мира".
2. Если что-то пообещал - выполни!
Если родитель что-то пообещал, даже в порыве, лишь бы ребенок отстал, а потом забыл выполнить, или это неудобно исполнить, или на это сейчас нет времени, будь добр - держи обещание. Или не обещай. Иначе ребенок перестанет тебе верить. А вот восстановить доверие потом сложнее.
3. Не просто "нельзя", а объясни почему "нельзя"
Слово "нельзя" для ребенка - пустой звук. А вот если ты объяснишь, почему именно "нельзя", чем это
...ЕщёИтак, дедушкины заповеди:
1. Ребенок - это Личность
На все мамины возмущения по поводу моего поведения, когда я поступала не так, как ей хотелось, он говорил: "Дочка, запомни. Ребенок - это личность. Он не должен становится удобным для тебя. У него на все есть свои взгляды. Постарайся принимать его видение мира".
2. Если что-то пообещал - выполни!
Если родитель что-то пообещал, даже в порыве, лишь бы ребенок отстал, а потом забыл выполнить, или это неудобно исполнить, или на это сейчас нет времени, будь добр - держи обещание. Или не обещай. Иначе ребенок перестанет тебе верить. А вот восстановить доверие потом сложнее.
3. Не просто "нельзя", а объясни почему "нельзя"
Слово "нельзя" для ребенка - пустой звук. А вот если ты объяснишь, почему именно "нельзя", чем это может для ребенка обернуться, объяснить все причинно-следственные связи этого "нельзя" - ребенок точно тебя услышит.
4. Пять минут ничего не решат
Помню, дедушка что-то делает по хозяйству (бабушка всегда ему что-нибудь поручала), а я подбегу к нему и начинаю: "Деда, деда! А почему...? А зачем...? А что это такое...?" И дедушка откладывал свое дело и начинал со мной беседовать. А бабушка, видя это, кричала "Михаил! Не отвлекайся! Давай быстрее!". А он ей невозмутимым голосом: "Лида, 5 минут ничего не решат. А вот для ребенка они могут решить многое". Стараюсь вспоминать об этом, когда, кажется, что нет времени, а дети постоянно дергают вопросами.
5. Давать ребенку возможность все делать самому
До сих пор в памяти стоит картинка, как я забиралась на маленький стульчик и мыла посуду. Мне, наверное, было года 3-4. Дедушка часто мыл посуду, а мне, как любому ребенку, хотелось ему помогать. Вот он и позволял мне ему помогать. Здесь тоже срабатывал принцип "Пять минут". Он знал, что через 5 минут мне это надоест, но не говорил "Еще маленькая", или "Еще разобьешь, не надо", или "Не отвлекай, сам быстрее сделаю", а подставлял к раковине стульчик, и я мыла.
Как уж мыла - вопрос пятый. Он, разумеется, за мной перемывал. Да, мне быстро это надоедало. Но сам факт! Ребенку давали возможность делать то, что он хочет, в чем он хочет помочь, проявить себя. А потом еще и хвалили за его познавательный интерес. Кстати, в определенный период жизни (в юности) я очень любила мыть посуду.
6. Расширение кругозора ребенка
Свое детство я вспоминаю с теплотой. Я росла у бабушки с дедушкой. Какое-то время я ходила в садик, но вот оттуда я как раз ничего не помню. А вспоминаю бесконечные прогулки и постоянное общение с дедушкой. Мы с ним много путешествовали по нашему маленькому городку (я росла в Темрюке), и он мне - маленькой девочке, рассказывал обо всем, что видел на своем пути. Или вспоминал свое детство и юность, и делился со мной. Или мы вместе рассуждали на какие-нибудь "взрослые" серьезные темы: о смысле жизни, о мироустройстве, о Боге. Или сочиняли истории. В наших пр
...ЕщёКак уж мыла - вопрос пятый. Он, разумеется, за мной перемывал. Да, мне быстро это надоедало. Но сам факт! Ребенку давали возможность делать то, что он хочет, в чем он хочет помочь, проявить себя. А потом еще и хвалили за его познавательный интерес. Кстати, в определенный период жизни (в юности) я очень любила мыть посуду.
6. Расширение кругозора ребенка
Свое детство я вспоминаю с теплотой. Я росла у бабушки с дедушкой. Какое-то время я ходила в садик, но вот оттуда я как раз ничего не помню. А вспоминаю бесконечные прогулки и постоянное общение с дедушкой. Мы с ним много путешествовали по нашему маленькому городку (я росла в Темрюке), и он мне - маленькой девочке, рассказывал обо всем, что видел на своем пути. Или вспоминал свое детство и юность, и делился со мной. Или мы вместе рассуждали на какие-нибудь "взрослые" серьезные темы: о смысле жизни, о мироустройстве, о Боге. Или сочиняли истории. В наших прогулках и беседах он всегда старался расширять мой кругозор в любом направлении. И, наверное, благодаря этому, я до сих пор могу иметь параллельно несколько интересов и разбираться в совершенно противоположных темах.
И еще. Наверное, именно благодаря его чуткому отношению к моему внутреннему миру, я пишу.
С чего все началось? Помню, я в возрасте лет 7-8 лет, сочинила одну историю. В советское время был мультик про Бобика и Барбоса, а дедушка потом, на основе этого мультика, сочинял мне истории про неразлучных друзей - собак, только вот клички им почему-то поменял. Его рассказы были "Про Палкана и Шавку". И я часто его просила: "Деда, расскажи про Палкана и Шавку". Это были веселые истории о добрых, но озорных псах. И вот однажды рассказ сочинила я.
Помню, меня так увлек творческий процесс! Я сочиняла на ходу и придумывала такие неожиданные повороты сюжета, что сама начинала во все это верить. Думаю, любой другой взрослый на это сказал бы: "Ну, фантазерка! Разошлась! Сама-то веришь в то, что говоришь?" Только не мой дедушка! Он стал меня хвалить! А потом всем рассказывать: "Так вот Юляша - какая молодец! Такую историю сочинила! Это же надо, какое у нее воображение! Еще и писателем станет". Причем говорилось все это искренне, с нескрываемым восхищением и гордостью за внучку. Наверное, именно тогда я "расправила крылья" и поверила в себя. И потом, в школе, я стала писать сочинения, которые зачитывали всему классу, а в течение 5 лет студенческой жизни - дневники (недавно перечитывала: 4 толстые, исписанные мелким почерком, тетради - какая память о тех годах!), по окончанию ВУЗА сразу попала в местный глянцевый журнал, где вела колонку о культурной жизни города, во время работы в театр
...ЕщёПомню, меня так увлек творческий процесс! Я сочиняла на ходу и придумывала такие неожиданные повороты сюжета, что сама начинала во все это верить. Думаю, любой другой взрослый на это сказал бы: "Ну, фантазерка! Разошлась! Сама-то веришь в то, что говоришь?" Только не мой дедушка! Он стал меня хвалить! А потом всем рассказывать: "Так вот Юляша - какая молодец! Такую историю сочинила! Это же надо, какое у нее воображение! Еще и писателем станет". Причем говорилось все это искренне, с нескрываемым восхищением и гордостью за внучку. Наверное, именно тогда я "расправила крылья" и поверила в себя. И потом, в школе, я стала писать сочинения, которые зачитывали всему классу, а в течение 5 лет студенческой жизни - дневники (недавно перечитывала: 4 толстые, исписанные мелким почерком, тетради - какая память о тех годах!), по окончанию ВУЗА сразу попала в местный глянцевый журнал, где вела колонку о культурной жизни города, во время работы в театре - интервью с актерами для сайта театра, и наконец - статьи о детях.
Вот как важно поверить в маленького человечка и вовремя его поддержать! И делать это нужно искренне, от всего сердца. К сожалению, часто то, что ребенок делает (сочиняет, рисует, лепит), кажется нам, взрослым - смешным, глупым или неинтересным. А для ребенка это - огромный труд, невероятные движения ума и творческие порывы! И он хочет быть услышанным, понятым и принятым.
Откуда дедушка знал такие простые истины - для меня загадка.
Дедушка, благодарю тебя за твою мудрость! Ведь отчасти, благодаря тому, что ты в меня вложил, я стала тем человеком, какой являюсь сейчас.
По отношению к своим детям я стараюсь следовать тем заповедям, о которых ты в свое время поведал моей маме, а она передала их мне, а я передам своим детям.
Дети привыкают к стандартным программам обучения, а потом впадают в ступор, когда сталкиваются с реальными вопросами, проблемами, конфликтами.
Там, где ребёнок привыкает к чему-то условно правильному, оказывается, что вовсе не это правильно, а есть ещё тысяча правильного, которое имеет место быть. Кто вообще придумал эти штампы о правильности и неправильности?
В итоге получаем отличных спортсменов, прекрасных балерин, настоящих звёзд эстрады и медалистов, которые не могут справиться с реальными жизненными проблемами, потому что они находятся за гранью того, чему их обучили в рамках узкой направленности.
Порой мы забываем объяснять детям банальные вещи, а потом искренне удивляемся, почему они о них не знают.
Моя знакомая, которая сейчас работает маркетологом, рассказала такую историю:
"Тщетные поиски работы вымотали до предела. В стран
...ЕщёДети привыкают к стандартным программам обучения, а потом впадают в ступор, когда сталкиваются с реальными вопросами, проблемами, конфликтами.
Там, где ребёнок привыкает к чему-то условно правильному, оказывается, что вовсе не это правильно, а есть ещё тысяча правильного, которое имеет место быть. Кто вообще придумал эти штампы о правильности и неправильности?
В итоге получаем отличных спортсменов, прекрасных балерин, настоящих звёзд эстрады и медалистов, которые не могут справиться с реальными жизненными проблемами, потому что они находятся за гранью того, чему их обучили в рамках узкой направленности.
Порой мы забываем объяснять детям банальные вещи, а потом искренне удивляемся, почему они о них не знают.
Моя знакомая, которая сейчас работает маркетологом, рассказала такую историю:
"Тщетные поиски работы вымотали до предела. В стране кризис, людей сокращают, устроиться куда-то весьма непросто. Везде раз за разом слышу отказ. Кому нужен специалист без большого опыта? На последнем собеседовании меня просто завалили практическими заданиями, с которыми я никогда не сталкивалась. И, конечно, я села в лужу. Руки опускаются, всё плохо, жизнь несправедлива.
В расстроенных чувствах поделилась своими переживаниями с самым близким человеком — папой. На что он ответил: "Чего ты переживаешь? Используй свои неудачи. Теперь ты знаешь все формы отказов, знаешь тысячи вопросов, которые могут тебе задать на следующем собеседовании, ты набираешься практического опыта в переговорах с директорами". Сквозь пелену слёз и негодования передо мной проступила абсолютно новая истина.
А ведь и правда. Так оно и есть. Раньше любая неудача для меня была катастрофой. Я не умела видеть в этом положительное для себя.
Расскажи мне кто-нибудь о том, что у любой ситуации, как у медали, есть две стороны, я бы с детства проще относилась к любым провалам, не опускала руки и продолжала бы упрямо стремиться к своей цели. А я узнаю об этих простых истинах только сейчас.
Я окончила музыкальную школу, 9 лет занималась танцами, пела и колесила по миру с гастролями. У мен
...ЕщёВ расстроенных чувствах поделилась своими переживаниями с самым близким человеком — папой. На что он ответил: "Чего ты переживаешь? Используй свои неудачи. Теперь ты знаешь все формы отказов, знаешь тысячи вопросов, которые могут тебе задать на следующем собеседовании, ты набираешься практического опыта в переговорах с директорами". Сквозь пелену слёз и негодования передо мной проступила абсолютно новая истина.
А ведь и правда. Так оно и есть. Раньше любая неудача для меня была катастрофой. Я не умела видеть в этом положительное для себя.
Расскажи мне кто-нибудь о том, что у любой ситуации, как у медали, есть две стороны, я бы с детства проще относилась к любым провалам, не опускала руки и продолжала бы упрямо стремиться к своей цели. А я узнаю об этих простых истинах только сейчас.
Я окончила музыкальную школу, 9 лет занималась танцами, пела и колесила по миру с гастролями. У меня диплом о высшем образовании, куча пройденных мастер-классов по саморазвитию, опыт в работе с людьми и проведении массовых мероприятий. Но никто не объяснил самого важного — того, что зачастую играет главную роль в достижении успеха. Никто с детства не научил меня не бояться трудностей. А это очень важно на самых разных жизненных этапах".
Мы так погрузились в мираж идеальной жизни, где все дети намного умнее и больше преуспели в развитии умственных способностей, нежели их родители, что забываем о том, как всё происходит на самом деле. Жизнь никогда не идёт по сценарию сказок и романов. Нам всегда придётся сталкиваться с трудностями и препятствиями. Важно дать ребёнку реальные знания для реальной жизни.
Жизнь гораздо сложнее, чем наши идеальные представления о ней.
Мы забываем знакомить детей с этой реальной жизнью, а потом негодуем и впадаем в отчаяние, когда жизнь ведёт себя вовсе не идеально по отношению к нашему чаду. От этого страдаем сами, страдают дети.
Ещё один пример из жизни по рассказам миссис N (дабы не задеть ничьё самолюбие):
"Есть в моей семье племянница (6 лет). Бабушка с дедушкой залюбливают её до предела! То и дело повторяют на каждую её выходку "Милая, запомни, — ты всегд
...ЕщёМы так погрузились в мираж идеальной жизни, где все дети намного умнее и больше преуспели в развитии умственных способностей, нежели их родители, что забываем о том, как всё происходит на самом деле. Жизнь никогда не идёт по сценарию сказок и романов. Нам всегда придётся сталкиваться с трудностями и препятствиями. Важно дать ребёнку реальные знания для реальной жизни.
Жизнь гораздо сложнее, чем наши идеальные представления о ней.
Мы забываем знакомить детей с этой реальной жизнью, а потом негодуем и впадаем в отчаяние, когда жизнь ведёт себя вовсе не идеально по отношению к нашему чаду. От этого страдаем сами, страдают дети.
Ещё один пример из жизни по рассказам миссис N (дабы не задеть ничьё самолюбие):
"Есть в моей семье племянница (6 лет). Бабушка с дедушкой залюбливают её до предела! То и дело повторяют на каждую её выходку "Милая, запомни, — ты всегда всё делаешь правильно". Речь вовсе не об избалованности, хотя она тоже присутствует. Чем старше становится маленькая принцесса, тем тяжелее ей воспринимать жестокость окружающего мира. Она привыкла к эталонному отношению горячо любимых стариков, и когда в постороннем обществе видит негодование к своей персоне, это приводит к нервному срыву. Что дальше?
На вопрос "почему вы не приучаете внучку к реальной жизни?" дедушка и бабушка, насупив носы, отмахиваются и говорят, что пока дети маленькие, их нужно баловать".
Родители думают, что ребёнок ещё ко многому не готов, он ещё мал, не пришло время учить его жизни, давать советы. Но это не так! Дети гораздо смышлёнее, чем мы себе представляем. Временами они даже смышлёнее любого взрослого. Выбирая между порицанием ребёнка и практическими жизненными советами, лучше выбрать второе — нервов потратите меньше, а пользы будет больше.Не нужно далеко ходить за примерами — оглядитесь вокруг и вы найдёте сотни людей, привыкших к идеальной модели жизни, но не умеющих себя вести в её суровых реалиях.
Сейчас относительно спокойное время: дети растут в безопасной среде, как тепличные растения, оберегаемые от всего зловредного. Страшно становится тогда, когда ребёнок выходит из своей "теплицы", и оказывается, что за него уже никто не принимает решения, что жизнь сложна и временами не так приветлива, как он привык считать.
Начните учить детей тому, что познали сами в течение своей жизни. Учите бороться с трудностями, учите самостоятельности и смелости. Учите тому, что любая ситуация имеет решение, и не одно! Не ждите, пока ребёнок наступит на грабли. Приступайте к действиям прямо сейчас.
Гораздо труднее перевернуть мировоззрение взрослого человека: для него это стресс, он так не привык, он этого не знал. Так почему бы не воспитать это с детства, когда ещё есть шанс обучить детей тому, за что они будут благодарны уже сейчас, а не спустя 20 лет?