Булгаков, пишут ныне некоторые "знатоки", бывал тут и даже успел познакомиться с сыном Фаберже, в чем я лично сомневаюсь (когда?), ведь писатель, как мы помним, явился в Москву в 1921-м. Скорее всего бывал здесь позже, когда в "таинственной" квартире со всей ее обстановкой поселятся также художники - живописцы группы "Бубновый валет", возникшей еще в 1910-м, а к тому времени уже члены "Первой творческой коммуны художников" - Борис Такке, Иван Захаров и его жена Наталья Агапьева.
Тут, в огромной приспособленной под мастерскую зале, Борис Такке помимо портретов вождей революции напишет и работу "Катька", навеянную поэмой Блока "Двенадцать". Удивительно, но в последний свой приезд в Москву, в мае 1921-го, уже больной Блок поднимется сюда (шикарный лифт уже не работал) и, рассмотрев портрет, согласится - да, эта "разухабистая девица" с папиросой в углу рта - его "героиня".
Помните люстру в романе, на которой, обнимая примус, качался кот Бегемот? Это вот - та люстра, работы Фаберже! А стены, по которым звенели пули чекистов, но никого не убивали? Это - те стены! О том, что именно эта "квартира пошаливала", говорили потом даже близкие Булгакову люди - Н.А. Ушакова, М.А. Чимишкиан-Ермолинская, Н.К. Шапошникова. Но ведь и сам писатель прямо напишет в романе: "Квартира эта ... давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией. Еще два года тому назад владелицей ее была вдова ювелира де Фужера... (!)"
И, значит, все остальное - и люстра, и камин, с полки которого отстреливался от чекистов кот Бегемот, и трюмо, и тяжелые гардины на высоких окнах с цветными стеклами ("фантазия, - пишет Булгаков, - бесследно пропавшей ювелирши!"), и даже "ювелиршин пуфик" - во времена писателя было еще, что называется, "в реале".
Отсюда перепившийся накануне директор варьете Степа Лиходеев мгновенно "переместился", был выкинут непрошенными гостями в Ялту. Здесь расхаживала голая Гелла. И именно отсюда, после перестрелки с чекистами, после вспыхнувшего пожара, в разбитые окна верхнего этажа, откуда еще недавно были слышны "звуки патефона", вылетели вдруг еле видные в дыму "странные, загадочные фигуры"...
Впрочем, на улице (то есть здесь, на Пречистенке, а не на Садовой, как пишет Булгаков) их никто так и не успел разглядеть...
Нет комментариев