Въ эту пору безусловной безгласности и безправности православнаго духовенства, покойно и льготно жилось раскольникамъ. Укрываясь отъ преслѣдованій закона на окраинахъ имперіи, они прибыли на Кавказъ въ числѣ первыхъ поселенцевъ. Тихое пристанище выходцы раскола (бѣглопоповщинскаго) нашли въ станицѣ Прочноокопской, сначала съумѣли расположить къ себѣ войсковую администрацію, занятую больше дѣлами войны и не обра-
……………………………………………………………….
Пояснения:
*) Мы знаемъ такой случай. Одинъ молодой священникъ посаженъ на гауптвахту въ ночь подъ храмовой праздникъ въ станицѣ, гдѣ и просидѣлъ до звона утрени, только за то, что требовалъ, чтобы начальникъ станицы прекратилъ въ своемъ домѣ громогласное пѣніе хмѣльныхъ гостей, при открытыхъ окнахъ, и около церкви. На бѣду священника одинъ изъ гостей возмутился незаслуженнымъ наказаніемъ священника, сталъ защищать его; вышла ссора, кончившаяся рукопашной. Послѣдовалъ доносъ о возбужденіи къ неповиновенію власти и священникъ же былъ посланъ въ монастырь на два мѣсяца. Малыя причины иногда родятъ великія слѣдствія: помимо тяжести незаслуженнаго наказанія, служба испорчена на всю жизнь. ...
………………………..
щавшую особеннаго вниманія на расколъ, а затѣмъ провели въ составъ ея своихъ собратій. Послѣдніе явились охранителями раскола, и, искусно обходя законъ и пользуясь смутами военнаго времени, предоставляли расколу льготу за льготой. Въ то время, когда расколъ внутри Россіи не могъ и подумать о такъ называемомъ „публичномъ оказательствѣ", таился въ непроходимыхъ лѣсахъ и дебряхъ, Прочноокопскіе раскольники выстроили себѣ храмъ, съ водруженіемъ крестовъ на главахъ его, повѣсили колокола и начали открыто совершать богослуженіе, крестные ходы и т. п. Одновременно съ Прочноокономъ поднялъ голову расколъ и въ ст. Кавказской: возникаетъ скитъ „Обвалы", становится резиденціей австрійскихъ лже-іерарховъ, совершающихъ торжественныя кощунственныя „литургіи", мнимо-рукополагаются лже-священники для Кавказа и Дона. Не православному духовенству, при его безправности и беззащитности, было становить какія либо преграды развитію раскола; она не знала, что въ числѣ мотивовъ отдѣленія Кубинской области отъ епархіальнаго управленія главнѣйшимъ было стремленіе этого начальства отнять у раскольниковъ самовольно присвоенныя себѣ льготы. „Опасно раздражать раскольниковъ въ тревожное время",—вотъ чѣмъ оправдывалась свобода дѣйствій раскола. Можетъ быть въ ту вору мотивъ этотъ и имѣлъ серьезное значаніе; но и безутѣшная скорбь Преосвященнаго Іереміи, перваго Архипастыря Кавказскаго, при которомъ послѣдовало отчисленіе церквей къ главному священнику, также имѣла свои основанія: расколъ окрѣпъ, получилъ большую силу въ Кубанской области и вообще на Кавказѣ и борьба съ нимъ даже въ настоящее время не легка. Правда, теперь Прочноокоп, и другіе подобные центры не имѣютъ никакого особаго значенія административнаго для округа, а тѣмъ болѣе потеряли свою власть надъ духовенствомъ, съ переходомъ его подъ управленіе Епископа; но расколъ силенъ старыми льготами. Не смотря на то, что жизнь на Кубани вошла въ общероссійскую колею, расколъ попрежнему пользуется привиллегіями на Кавказѣ. Его не коснулись майскіе законы 1883 года: Прочноокопскій раскольническій храмъ попрежнему украшенъ крестами, звонятъ въ колокола, совершаются торжественно богослуженія не только лже—іерейскія, но и лже—архіерейскія. Возбуждалось дѣло о закрытіи пресловутаго скита „Обвалы", рѣшено судомъ закрыть; но скитъ существуетъ донынѣ. *) Возбуждалось преслѣдованіе лже—епископа Силуана за преступную пропаганду и открытое присвоеніе архіерейской власти, но, послѣ немногихъ тревогъ, онъ снова на свободѣ и нынѣ можетъ дѣйствовать съ большею увѣренностью; надъ раскольниками же онъ пріобрѣлъ еще большее вліяніе, какъ „мученикъ за вѣру". Мы далеки отъ мысли преслѣдовать расколъ; но необходимо обуздать его и подчинить силѣ закона, чтобы облегчить, между прочимь, дѣятельность миссій среди раскола, за успѣхами которыхъ бдительно слѣдятъ Правительство и Священноначаліе. Видимымъ знакомъ правительственныхъ заботь—да будутъ вси едино—служитъ новоустроенный въ Прочноокопѣ единовѣрческій храмъ, въ созданіи котораго принимала дѣятельное участіе, какъ увидимъ ниже, Царственная Чета—Государь Императоръ и Государыня Императрица.
Но продолжимъ описаніе путешествія. Владыки.
Нет комментариев