8 (20) октября 1827 года состоялось Наваринское сражение. Оно сразу стало абсолютно уникальным событием в истории мировых войн на море. Союзная эскадра Англии, Франции и России, а также объединенная эскадра Турции и Египта. Причем ни одна из этих стран не находилась в состоянии войны. Сражение закончилось блестящей победой союзников и практически полным уничтожением турецко-египетской эскадры.
Россия поддержала борьбу народа Греции
В 1821 году поднялся на освободительную борьбу народ Греции, почти 300 лет страдавший под гнетом Турции. Потерпев ряд поражений, турецкий султан обратился за помощью к египетскому паше, который направил в Грецию свой флот и войска. После этого турки добились значительных успехов. Они действовали с исключительной жестокостью. Истребляли мирное греческое население и подрывали сельское хозяйство края. Тем не менее, все союзные государства поддерживали с Турцией нормальные отношения, а Англия и Франция даже оказывали ей некоторую материальную и военную помощь.
Стремясь укрепить свое положение на Балканах, Россия в очередной раз предложила оказать поддержку народу Греции. Она это делала и ранее, читайте. например, здесь. Англия и Франция под давлением общественного мнения были вынуждены согласиться и подписать совместный документ с требованием предоставить автономию Греции. Турция его отвергла. Тогда по настоянию России было решено направить в Средиземное море союзную эскадру, чтобы всего лишь очень осторожно побудить Турцию более деликатно наводить порядки в колониях. Ни о каких военных действиях или сражениях не было и речи. Боже упаси!
Ультиматум
Э.Кодрингтон.
Российскую эскадру возглавил контр-адмирал Л.П. Гейден. Она соединилась с эскадрами Англии и Франции 1 октября у острова Занте в Ионическом море. Командующим объединенной эскадрой стал английский вице-адмирал Э. Кодрингтон. Он много лет служил под командованием адмирала Нельсона и считался прозорливым политиком и хорошим флотоводцем. Турецко-египетский флот находился у западного побережья полуострова Пелопоннес, в Наваринской бухте.
Союзная эскадра насчитывала 26 вымпелов, в том числе 10 линейных кораблей. В составе турецко-египетского флота было более 70 вымпелов. Он стоял в три линии, образуя сжатый полумесяц. Узкий вход в бухту и фланги неприятельской эскадры были прикрыты береговыми батареями (165 пушек) и брандерами. Слабость этой эскадры заключалась в том, что в ее составе было только три линейных корабля. Суммарно количество их орудий примерно на тысячу превышало количество пушек на союзной эскадре.
Наваринское сражение
Турки тоже не собирались воевать. Они позволили эскадрам Англии и Франции войти в бухту мимо береговых батарей и встать на якорь в непосредственной близости от своих кораблей. Флагманский корабль Кодрингтона «Азия» встал напротив сразу двух флагманских кораблей — турецкого капитан-бея Тагир-паши и египетского адмирала Могорем-бея. Англичане послали к туркам парламентера с вежливой просьбой отвести в сторону (от греха подальше) турецкие брандеры, но турки не выдержали и начали стрелять сначала по парламентеру, а затем и по кораблям союзной эскадры.
Наваринское сражение началось.
В это время русская эскадра только входила в бухту и оказалась под огнем орудий и береговых батарей, и турецких кораблей, а также подверглась атакам брандеров. Критическое положение сложилось и у английского адмирала Э. Кодрингтона. Его корабль «Азия» оказался под огнем двух флагманских и нескольких кораблей второй линии противника. На нем была сбита бизань-мачта, замолчали несколько пушек. Количество повреждений быстро нарастало.Подошел «Азов» и сразу вступил в бой. Вскоре корабль Тагир-паши выбросился на берег, а корабль Могорем-бея — сгорел. Было потоплено несколько ближайших судов второй линии. При этом «Азов» был вынужден драться сразу с пятью противниками. В него летели ядра, картечь, брандскугели, книпели и даже обломки железа и ножи, которые разъяренные турки закладывали в орудия. Они сражались с остервенением, до последней возможности, предпочитая смерть поражению.
На «Азове» возникали пожары, новые пробоины появлялись одна за другой. Только с подходом остальных русских кораблей положение «Азова» улучшилось. Но 24 убитых, 67 раненых, избитый такелаж и рангоут, а также 153 пробоины, в том числе 7 подводных, наглядно показывали, через какой ад пришлось пройти этому кораблю. По свидетельствам участников Наваринского сражения, русские матросы сражались самоотверженно. Каждый работал за четверых и силы, по мере утомления, казалось, увеличивались. Ничто не устрашало их, больший ужас возбуждал большую храбрость. И ни одного выстрела мимо цели.
М.П. Лазарев
Офицеры личным примером вдохновляли подчиненных. Среди отличившихся на «Азове» были лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов и гардемарин В.И. Истомин. Личный состав всех наших кораблей показал умение, выдержку и хладнокровие в бою, действовал сноровисто, храбро и слаженно. Особенно высокую оценку получили действия командира «Азова» М.П. Лазарева (о его участии в открытии Антарктиды читайте здесь). За боевые подвиги линейному кораблю «Азов» впервые в Российском флоте были присвоены кормовой Георгиевский флаг и вымпел. Корабль стал гвардейским. Многие старшие офицеры были награждены российскими, английскими и французскими орденами.
Наваринское сражение закончилось в 18 часов 20 минут. Было уничтожено до 60 кораблей противника. Ночью сгорели почти все оставшиеся корабли и транспорты. Людские потери неприятеля превысили 8 тысяч человек. На союзной эскадре было убито 8 офицеров и 171 матрос, ранено около 600 человек.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев