Для глубокого изучения предметов естественнонаучного характера в школе обычных занятий недостаточно. Детям интересно познание окружающего мира методом наблюдений и эмпирическим путем, что вполне возможно создать без лишних затрат.
Так, такая старейшая академическая научная организация, как Королевское общество, провела интересное исследование среди учителей начальных классов и пришла к следующим выводам: лишь 3% из них имеют какое-либо естественнонаучное образование и могут уверенно преподавать эту область знаний учащимся.
В связи с чем в университете Оксфорд Брукс разработали весьма полезную программу для педагогов «Thinking, Doing, Talking Science» («Думать, делать, обсуждать науку») с целью обучения учителей для проведения ими практических занятий с детьми, которые будут насыщенны и увлекательны.
Реализация данной программы, подтвердившей свою эффективность, состоялась в 2013–2014 учебном году. Результатом работы стало проведенное исследование и анкетирование среди учеников 5 классов в возрасте 9–10 лет, показавшее удивительные успехи при освоении учебного материала школьниками и их возросший интерес к естественным наукам.
Программа TDTS представляет собой пятидневный тренинг для педагогов школ, выбранных для эксперимента, где учителя сами учатся проведению занятия-обсуждения в форме вопросов-ответов с практической работой. Ключевыми точками тренинга являлись три действия: думать, обсуждать и действовать – все они способствуют формированию научного мышления.
Важным моментом является и возможность высказать своем мнение школьнику, четко аргументируя свою позицию. Для этого предлагается выделять на уроке «время ярких идей» – это помощь наставника при формулировании мысли учеником, здесь можно задавать наводящие вопросы. К примеру, можно предложить учащимся выбрать лишнее из трёх абсолютно разных вещей – воды, шоколада и бумаги – и попросить аргументировать, почему это выбивается из ряда. «Большие вопросы» тоже заставляют подумать: откуда ты знаешь, что Земля круглая? Подобные вопросы не имеют одного правильного ответа, а значит, провоцируют на смелые идеи и рассуждения.
Еще одна стратегия – это применение небольших «практических подсказок», коротких демонстраций каких-либо явлений, которые приведут к дискуссии и поиску. На просторах Интернета можно найти много полезных ресурсов с демонстрацией простых и наглядных опытов, которые ведут к научному разговору с детьми. Среди них, в частности, вызывают интерес библиотека проекта PhET – для старших школьников, micomi.com – для детей младшего школьного возраста.
Самостоятельные эксперименты и поиск решения научных задач не оставят ни одного ребенка равнодушным. Опыты, эксперименты, поиск информации в Интернете или книгах – главное, чтобы выбранные пути вели к необходимому результату.
Школьникам рекомендуется четко вести записи хода урока, позволяющие достигать поставленные цели. Так, например, если целью занятия было научиться делать выводы на основе исследований, то именно выводы и должны быть записаны школьниками в собственной манере с проявлением творческого начала. Очень важно, чтобы ребёнок учился фиксировать результаты работы с полным осознанием и анализом своей деятельности.
При этом программа «Thinking, Doing, Talking Science» не направлена на выдачу учителям готового набора инструментов для проведения занятий, а предлагает учиться самостоятельному продумыванию хода урока. В течение целого года педагоги посещали тренинги, отрабатывали новые методики на уроках и делились получившимися результатами с коллегами. Основной задачей тренинга был показ стратегии преподавания, поощрения учащихся к критическому мышлению, поиску и анализу информации.
Привлечение внимания к школьным предметам, получение более глубоких знаний и расширение кругозора – вот итог применения подобной стратегии.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев