КАК ЦИЦЕРОН.
Известно, что знаменитый древнеримский оратор Цицерон, выступая, всегда говорил только по памяти, хотя его речи изобиловали именами, датами, событиями, фактами, цитатами и прочей точной информацией.
Как же у него это получалось? Дело в том, что он, готовя речь, "развешивал" её ключевые слова по своей комнате, и, вступая перед публикой, просто мысленно обводил эту комнату взглядом, и таким всегда знал, когда и что говорить. Это заменяло ему письменный план. Вот и секрет того, что великие ораторы могли выступать «без бумажки» и при этом выстраивать свои речи грамотно и четко.
Этот навык незаменим в учебе. Для тех, кто овладеет методом Цицерона, трудности в запоминании дат и исторических событий останутся в далеком прошлом. География, литература, обществознание, история – учеба по всем этим предметам станет гораздо легче и увлекательней.
Он может пригодиться при подготовке докладов, при организации какого-нибудь мероприятия, при планировании своих дел. Кроме того, он развивает образное мышление и образную память.
Его суть – мысленно привязать слова, которые надо запомнить, к знакомому вам пространству, реальному или виртуальному. Это может быть обстановка в вашей комнате, знакомая дорога, даже мир ваших любимых фильма, книги или игры.
Такая привязка нужна для того, чтобы запомнить слова в необходимом порядке. Каждое слово «вставляется» в контекст представляемой ситуации. Если, например, мы берем дорогу куда-либо, то первое слово, а вернее тот образ, который оно обозначает, вешается на порог квартиры, или ставится перед дверью, или пишется, рисуется, выдалбливается на двери. Если слово обозначает человека или другое живое существо, можно представить, как вы сталкиваетесь с ним, выходя из квартиры. Это слово вы можете найти и на брелке от ключей, которыми вы запираете дверь, или оно может просто упасть вам на голову, как только вы сделаете шаг из квартиры.
Со следующим словом вы встретитесь в лифте. Сразу заметим, что даже если это будет экскаватор, в вашем воображении вам никто не мешает вместить его в лифт – чем абсурднее и неестественнее образ, тем легче его запомнить. Поэтому, встретившись в лифте с бетономешалкой, скажите ей «Доброе утро!» и тогда она запомнится вам на долгие годы. Очевидно, что слово намного легче запомнить, если образ непривычен для нашего сознания и эмоционально окрашен.
Сначала кажется, что запомнить одно слово намного проще, чем какое-то абстрактное понятие или действие. Но это обманное ощущение, потому что за любым словом все равно стоит образ. И чем он сложнее и более детализирован, тем на самом деле легче его запомнить.
Давайте для примера попробуем что-нибудь запомнить. Например, эти 10 слов:
1. Комар
2. Шкатулка
3. Китаец
4. Платок
5. Море
6. Ролики
7. Скрепка
8. Телефон
9. Педаль
10. Алмаз
Сначала внимательно прочитайте их и попробуйте воспроизвести в том же порядке, в котором они написаны, не подглядывая.
Ну как? Сколько слов получилось вспомнить?
А теперь привяжем их к какой-либо всем (ну, почти всем) известной. ситуации. Например, к сюжету сказки про Красную Шапочку. Но сначала разобьём её на этапы. Например (в скобках – возможные образы, связанные с этим этапом):
1. Мама отправляет дочку к бабушке (деревянный дом, запах молока и горящих дров, закопченная печка, корзинка с пирожками, кружевная салфеточка на корзинке).
2. Красная шапочка идет по лесу и собирает цветы (лес, птички, бабочки, трава, деревья, голубое небо, узкая тропинка, песенка Красной Шапочки).
3. Встреча с волком (лес, волк, разговор).
4. Красная шапочка идет дороге (поле, птички, рожь колосится).
5. Волк перед домом бабушки (старый домик, веревочка, крыльцо).
6. Красная шапочка перед дверью дома бабушки (старый домик, крыльцо, веревочка).
7. Волк в кровати бабушки (маленькая комната, запах лекарств, высокая кровать с кружевами, волк в чепчике на кровати).
8. Диалог с волком (большие уши, глаза, лапы, и зубы).
9. Охотники входят в дом (ружья, сапоги, собаки, ножи).
10. Бабушка выходит из брюха волка (пенсне, кружевной фартук, радостные объятия с Красной Шапочкой, веселые охотники).
Попытайтесь как бы «войти» в эти ситуации, вспомнить и визуально представить, как стоят или движутся герои в той или иной сцене, что вокруг них, как там пахнет.
А теперь совместим слова из списка для запоминания с ситуациями из опорного списка. На первый взгляд задача кажется непонятной и надуманной, но тем не менее, результаты скажут сами за себя.
1. Итак, первое слово в нашем списке «комар». Как можно вставить его в первую сцену сказки?
Комар летает между мамой и Красной Шапочкой, мешая договориться
Комар кусает маму
Комар кусает Красную Шапочку
Комар залетает кому-нибудь в рот (ухо, глаз, рукав)
Да мама и сама может оказаться комаром
2. Второе слово «шкатулка»
Шкатулку можно положить между пирожками
В шкатулку можно собирать цветы
Шкатулку можно найти на тропинке
Шкатулка может висеть на дереве, и/или упасть на Красную Шапочку
3. Третье слово «китаец»
Волк может оказаться китайцем
Или сопровождаться китайским хором
Или нести с собой пособие по изучению китайского языка
4. Четвертое слово «платок»
Красная Шапочка может размахивать платком и петь песенку
Можно ловить в него бабочек
Или собирать в него ягоды/грибы
Или завязать платок на дерево как ориентир, чтобы найти дорогу назад
5. Пятое слово «море»
Волк может петь песню «Море, море, мир бездонный…»
За домом бабушки вместо грядок может простираться бескрайнее море
На входной двери может быть нарисован морской пейзаж
6. Шестое слово «ролики»
Красная Шапочка может снять ролики (на которых она ехала к бабушке) и поставить их на пороге
Или ролики могут уже там стоять, а она просто об них споткнуться
Ролики могут и самостоятельно вальсировать вокруг бабушкиного дома
7. Седьмое слово «скрепка»
Чепчик у «бабушки» может держать на скрепке
Большая золотая скрепка может упасть с кровати
Кровать сама может состоять из скрепок
8. Восьмое слово «телефон»
Волк может быть с телефоном («Почему у тебя такой большой телефон?»)
Или у Красной Шапочки может зазвонить полифонический звонок с разгаре разговора
9. Девятое слово «педаль»
Один из охотников может приехать на велосипеде с большими педалями
А лучше, чтобы перед началом «спасательной операции» из охотнечьей сумки вывалилась гора педалей
10. Десятое слово «алмаз»
Из брюха вместе с бабушкой может выпасть и алмаз
Бабушка может подарить охотникам алмаз за спасение
Ну а теперь попробуйте воспроизвести слова еще раз. Ну как?
Как видите, чем менее рационально объяснение, которое объединяет слово и ситуацию из «опорного списка», тем лучше оно запоминается.
И уже завтра мы поделимся с вами ещё одним приёмом мнемотехники. Будьте на связи!
#память #ТренировкаПамяти #МетодыЗапоминания #МетодЦицерона #МетодРимскойКомнаты #МетодАссоциаций #РазвитиеПамяти
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев