часть 3
Системные сбои в работе вашего мозга
21. Эффект «сложно-легко»
Прогнозы относительно вероятности решения задачи порой не соответствуют её сложности. Люди часто переоценивают свои силы при решении трудных задач и недооценивают себя в работе над простыми.
22. Эффект толпы
Во времена трудностей и неопределённости будущего многие стараются придерживаться наиболее распространённой среди окружающих модели поведения — это явление наблюдается, в том числе, на рынке ценных бумаг: когда грядут изменения стоимости акций или ресурсов, брокеры стараются, чтобы их прогнозы не слишком отличались от ожиданий коллег.
23. Ретроспективное искажение
Оценивая случившееся, что называется, постфактум, люди часто уверяют, что развитие событий легко можно было предугадать — иначе говоря, все любят быть «умными задним числом» и говорить: «Я так и знал!».
24. Переоценка скидок
Если у человека два варианта получения аванса — раньше, но меньше и позже, но больше, скорее всего, он выберет первый вариант, причём с приближением обозначенных дат эта вероятность повышается.
25. Идеомоторный эффект
Самый простой пример этого феномена — когда какая-либо грустная мысль вызывает у человека слёзы, то есть представление о каком-либо действии или чувстве неосознанно переходит в само действие или проявление соответствующей эмоции. Так, у боксёра при воспоминании о поединке рука сама тянется к челюсти воображаемого противника, правда это движение, как правило, является не столь выраженным, как настоящий удар.
26. Иллюзия контроля
Практически каждый из нас сталкивался с неосознанным стремлением управлять событиями, на которые повлиять просто невозможно. К примеру, футбольные болельщики при просмотре матча любят вслух давать «указания» игрокам, хотя знают, что на ходе игры их «ценные советы» никак не скажутся.
27. Информационное искажение
Некоторые индивидуумы стремятся искать сведения, даже когда обладают всей полнотой информации, которая нужна для совершения плодотворного действия или принятия решения. При этом, психологи утверждают, что лишние сведения зачастую только мешают достижению желаемого результата.
28. Искажение в пользу своей группы
Люди практически всегда оценивают тех, кого считают членами своей социальной группы более позитивно, нежели «чужаков» и наоборот.
29. Иррациональное усиление
Принимая решение о дополнительных усилиях по продвижению к цели человек часто исходит из того, сколько труда уже было вложено для её достижения, даже если очевидно, что цель не стоит потраченного времени и ресурсов. Этот психологический эффект наблюдается у участников аукционов, когда стремясь перебить цену конкурента, они называют суммы, которые не в состоянии заплатить.
30. Искажение в сторону негатива
Учёные давно заметили, что отрицательные события люди как правило, запоминают лучше и мысленно возвращаются к ним чаще, чем к позитивному опыту. Этот психологический феномен также характеризуется зацикленностью на рисках ситуации и игнорированием имеющихся возможностей.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев