часть 2
Системные сбои в работе вашего мозга
11. «Проклятие знания»
Обладающим сведениями о предмете или проблеме чрезвычайно сложно поставить себя на место тех, у кого нет подобной информации. Этот феномен отлично показан в сериале «Теория Большого Взрыва» — интеллектуалу и эрудиту Шелдону Куперу порой очень сложно понять свою соседку Пенни.
12. Эффект приманки
Явление, известное также, как эффект асимметричного доминирования, широко используется в маркетинге. Например, если людям предлагается купить газировку в двух бутылках разной ёмкости, многие выберут меньшую, но если добавить в качестве варианта бутылку ещё большего размера, популярность тары среднего объёма среди покупателей возрастёт.
13. Эффект ценности денежных знаков
Согласно исследованиям учёных, люди склонны охотнее расставаться с мелкими купюрами и монетами, чем с такой же суммой, но в крупных купюрах.
14. Игнорирование срока действия
Если событие является эмоционально значимым, человек не обращает внимание на его продолжительность. К примеру, сильную, но краткосрочную боль люди помнят не хуже, чем продолжительные болевые ощущения.
15. Эвристика доступности
Многие склонны переоценивать важность доступной информации — скажем, всем известно о вреде курения, но при обсуждении этого некоторые приводят контраргументы, вроде «мой дед курил по три пачки в день и дожил до 100 лет», не обращая внимания на то, что подобные случаи скорее исключение из правил.
16. Эмоциональный разрыв
Эмоциональное состояние человека существенно ухудшает его способность понимать людей, у которых несколько иное расположение духа — когда вы счастливы, трудно представить себе, как кто-то может быть грустным. Эта закономерность работает и при оценке собственных действий — вспоминая своё поведение, например, во время флирта, мы зачастую не можем понять мотивы своих собственных поступков.
17. Иллюзия частотности
Когда вы узнаёте какую-либо информацию, которая была доступна и ранее, но не доходила до вас, а затем снова сталкиваетесь с этими сведениями, у вас создаётся впечатление, что все вокруг только об этом и говорят — это явление также известно, как феномен Баадера-Майнхофа.
18. Фундаментальная ошибка атрибуции
Этот любопытный феномен в той или иной степени присутствует у каждого человека — собственные достижения мы приписываем исключительно свои положительным качествам, а наши провалы, конечно, всегда связаны с непреодолимыми обстоятельствами и наоборот — другие люди, по нашему мнению, приходят к успеху только благодаря везению и терпят фиаско из-за своих недостатков.
19. Эффект Галатеи
Ожидание успеха или неудачи во многом определяет результат действий человека — если он сам себя запрограммировал на достижение цели, вероятность успеха повышается и наоборот, пессимизм в отношении своей деятельности скорее всего, приведёт к её краху.
20. Эффект ореола
Общее положительное (или отрицательное) впечатление о человеке, событии или предмете зачастую распространяется на частные его признаки. Скажем, людей с привлекательной внешностью мы подсознательно воспринимаем, как умников, ещё до того, как узнаём их ближе.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев