Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», направлен на внесение изменений в статью 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а именно - в пункт 6 части 5 указанной статьи. Целью законопроекта является совершенствование правового механизма обеспечения жилищных потребностей педагогических работников, устранение формально-юридических препятствий для реализации их гарантированного государством права на внеочередное или первоочередное предоставление жилья.
Согласно действующей редакции пункта 6 части 5 статьи 47 Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, педагогические работники, состоящие на учете как нуждающиеся в жилых помещениях, имеют право на получение жилья по договорам социального найма вне очереди, а также на предоставление жилых помещений из специализированного жилищного фонда. Однако на практике реализация этого права сталкивается с рядом трудностей, так как Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает внеочередное предоставление жилья только определенным категориям граждан, таким как лица, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания или страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями. Педагогические работники в этом перечне не упоминаются, что делает их право фактически недейственным или эфемерным.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 9 февраля 2017 года №215-О указал, что положения пункта 6 части 5 статьи 47 Федерального закона об образовании должны быть дополнены нормативными актами, которые позволят реализовать это право на практике. В частности, необходимо четко прописать, из каких фондов и в каком порядке должно осуществляться предоставление жилья педагогическим работникам. Без таких норм право остается декларативным.
В связи с этим законопроект предлагает заменить формулировку «вне очереди» на «первоочередное улучшение жилищных условий», которое будет регулироваться Правительством РФ. Это позволяет сохранить преемственность гарантий и одновременно дает возможность разрабатывать гибкие механизмы реализации, включая предоставление жилья по договорам найма жилищного фонда социального использования, предоставление субсидий или использование других мер поддержки. При этом право на жилье из специализированного фонда предлагается оставить без изменений.
Авторы законопроекта также подчеркивают важность обеспечения достойных условий жизни для педагогов как категории работников, выполняющих особо значимую социальную функцию. Уровень предоставляемых гарантий должен способствовать привлечению молодежи в профессию, удержанию квалифицированных кадров в системе образования и повышению престижа педагогической деятельности. Предлагаемые изменения призваны сделать эти гарантии не только юридически зафиксированными, но и реально исполнимыми.
Правительство Российской Федерации, давая заключение на данный законопроект, отметило, что предложенные меры заслуживают внимания, однако содержит ряд замечаний. Во-первых, термин «первоочередное улучшение жилищных условий» не соответствует установленной в жилищном законодательстве терминологии. Во-вторых, предполагаемый порядок предоставления жилья по договорам найма жилищного фонда социального использования не согласуется с положениями статьи 49 Жилищного кодекса РФ, который регулирует этот процесс исключительно через федеральные законы, указы Президента или законы субъектов РФ, но не через постановления Правительства. В-третьих, положение о «других мерах поддержки» дублирует уже существующие нормы, касающиеся социальной поддержки педагогов.
Также отмечено, что реализация положений законопроекта может повлечь дополнительные расходы бюджетов разных уровней, однако источники финансирования и механизм исполнения этих обязательств в тексте законопроекта не определены.
Таким образом, при формально положительном отношении к законопроекту Правительство фактически его не поддерживает.
Нет комментариев