Правила поведения в храме На Божественной Литургии Положение тела, поклоны и крестное знамение Как обращаться к священнослужителям и монахам? Замечания и поучения Некоторые правила церковных отношений Правила церковного этикета для священнослужителей Пра́вила благоче́стия – определенные правила поведения, соответствующие Божьему закону, принятые в Церкви. Архимандрит Платон (Игумнов): Благочестие – это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек-Бог), церковный этикет – это горизонталь (человек-человек). При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (1Ин.4:12), и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (Ин.4:20). Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу. 01 66.jpg r – Правила благочестия Фото: Юлия Гранкина. Правила поведения в храме Когда входите в храм и видите святые иконы, думайте о том, что Сам Господь и все святые смотрят на вас; будьте в это время особенно благоговейны. В храм следует приходить в приличной, чистой одежде, не в спортивной или вызывающе яркой. Замужним женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор. По возможности, надо приходить в храм без сумок и пакетов (особенно шуршащих). На службу приходите заранее, чтобы успеть до начала богослужения приложиться к иконам, поставить свечи, заказать поминовение. Во время службы не следует нарушать общую молитву хождением по храму и передачей свечей. По традиции мужчинам полагается стоять на правой стороне храма, а женщинам на левой. На Божественной Литургии Не следует целовать святыни храма и участвовать в Таинстве Святого Причащения с накрашенными губами Подходить к Чаше во время причащения принято сначала младенцам, потом мужчинам, а затем женщинам. Эта же последовательность соблюдается и на елеопомазании. На исповеди, идя ко кресту в конце литургии, а также во многих других случаях не следует стараться опередить других, но соблюдать очередность. Войдя в храм во время особо торжественных моментов – чтения Евангелия, Херувимской, Евхаристического канона – следует остановиться при входе, дождаться окончания и лишь тогда пройти дальше в храм. Нельзя считать какое-то место в храме «своим», тем более просить перейти занявших его. Во время службы надо стоять и молиться на одном месте, не озираясь по сторонам. Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение. Положение тела, поклоны и крестное знамение Перед входом в храм следует совершить поясной поклон с молитвой и крестным знамением. Войдя в храм, нужно также совершить в сторону алтаря три поклона с молитвой мытаря. В православном храме во время богослужения принято стоять. Сесть и отдохнуть разрешается в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». В случае телесной слабости можно присесть на стульчик или скамью. В Православной Церкви положено молиться стоя, тихо и благоговейно, поэтому нехорошо как-либо внешне проявлять свои особенные молитвенные чувства: воздевать руки, стоять на коленях и т.п. Если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в положенные моменты литургии, чтобы не расталкивать окружающих. Проходя напротив Царских врат полагается перекреститься и поклониться в сторону престола. Не принято проходить между амвоном и центральным аналоем, когда перед ним молятся посреди храма священнослужители. Во время службы, когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, а когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься, а потом поклониться. Перед выходом из храма нужно совершить три поклона с крестным знамением и молитвой, поблагодарив Бога и испросив Его благословения. Выйдя на улицу, следует обернуться к храму и еще раз поклониться с крестным знамением. Проходя мимо храма, принято остановиться и поклониться в его сторону с крестным знамением. Как обращаться к священнослужителям и монахам? • К диакону (архидиакону, протодиакону) обращаются: «отец (имя)». • К священнику иеромонаху (монаху в священном сане), протоиерею, протопресвитеру, игумену и архимандриту: – «отец (имя)» или неофициально – «батюшка». • К епископу следует: «Ваше Преосвященство» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»). • К архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство». • К патриарху обращаются: «Ваше Святейшество». • К монаху, не имеющему сана, обращаются: «брат». • Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». • Обращение «матушка» относится к настоятельнице. Замечания и поучения Нельзя одергивать и учить, если кто-нибудь из прихожан по незнанию делает что-то не так. Если же его действия мешают общей молитве, то следует со смирением подсказать ему. Не осуждайте невольных ошибок служащих или присутствующих в храме – полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайтесь, никого не одергивайте (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайтесь не обращать внимания, а если по немощи не справитесь с искушением (т.е. испытанием), лучше отойдите тихо в другое место. Не стоит расстраиваться, выслушивая поучения пожилых прихожан. Смиренно принимая их упреки, сами не старайтесь «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители. Не бойтесь попасть в неловкое положение, сделав что-то не так. Люди приходят в церковь не для оценки ближних, а для общественной молитвы и участия в Таинствах. Главное – это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Некоторые правила церковных отношений • При встрече со священником следует взять у него благословение и затем уже начинать разговор. При последующих встречах с ним в этот день брать благословение не нужно. Также при прощании со священником после продолжительного с ним разговора или общего дела принято брать благословение. • При обращении к священнику по телефону начинать разговор принято испрашиванием благословения словами: «Батюшка, благословите» или «Отец (имя), благословите». • К монашествующим не в церковном сане правильнее обращаться не отец (мать), а брат (сестра). • При встрече мирян принято христианское целование (троекратное – на Пасху) или взаимный поклон. • Обычное церковное приветствие в праздничные дни: «С праздником!» Входя в дом: «Мир дому сему». Ответ: «С миром принимаем». • Пожелания в путь, в дорогу: «Ангела хранителя!», «Храни тебя Господь!», «Храни тебя Матерь Божия!». • Принятое пожелание вкушающим пищу: «Ангела за трапезой!» Ответ: «Невидимо предстоит». • Благодарить принято словами: «Спаси Господь!», на которые обычно отвечают: «Во славу Божию!» Правила церковного этикета для священнослужителей • Когда священник сам себя именует батюшкой, это, несомненно, является нарушением церковного этикета. В неофициальном общении он может называть батюшкой другого священника или упомянуть это как одно из возможных обращений к иерею. Называть так себя или представляться, например, батюшкой Алексием – это дурновкусие. То же самое относится к так называемым матушкам – игумениям, женам священников, прихожанкам. • Не следует тыкать прихожанам, особенно старшего возраста. • См. также Пастырская эстетика. *** Митрополит Сурожский Антоний в одну из литургий вышел на проповедь и сказал: «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм». Развернулся и ушёл. Это была вся проповедь.
    0 комментариев
    0 классов
    Виды молитвы Ступени молитвы Молитва и жертва Почему Бог не всегда исполняет наши молитвы или медлит с их исполнением? Можно ли читать молитвы от женского лица? Как научиться молитве? Как же Христос говорил: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники...» (Мф.6:7-8)? Почему иногда молитвы исполняются, но не так, как нам бы хотелось? Существуют ли особо сильные молитвословия против дьявола? Чего следует остерегаться на молитве? Нужно ли заставлять себя молиться? Какая молитва самая сильная? Зачем молиться, если Бог и так все знает и желает нам блага? Насколько уместно молиться своими словами? Цитаты о молитве содержание Моли́тва – обращение человека к Богу или к Его святым (Богородице, ангелам, душам праведников) как к нашим ходатаям перед Богом, с целью покаяния, хвалы, испрашивания милостей или благодарения. Преподобный Силуан Афонский говорил, что лишь с помощью молитвы можно достигнуть исполнения заповедей Божиих, так как «человек сам бессилен их исполнить». molitva 2 – Молитва В основе христианства лежит не просто сумма знаний, но живой опыт общения с Богом. Молитва устанавливает именно эти отношения. Поэтому не молящегося христианина невозможно себе представить. Не умеющий или нежелающий молиться человек в каком-то смысле атеист. Бог, конечно, есть, но не для него; ведь у него нет с Ним никакой связи… Верующий человек – это человек молящийся! Молитвой мы не Бога приближаем к Себе, а себя к Богу. Бог всегда рядом. Священномученик Дионисий Ареопагит использовал для иллюстрации этого такой образ: «как бы находясь в корабле, схватившись за канаты, прикрепленные к скале и протянутые нам, чтобы мы причалили, мы бы притягивали к себе не скалу, а самих себя и корабль – к скале». Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, это духовная пища, необходимая душе как воздух телу. Молитвы не вычитывают, а творят или совершают. Виды молитвы • Молитвы просительные – когда просим у Бога помощи. • Покаянные, когда сделав худое дело, просим прощения. • Благодарственные, когда благодарим и прославляем Бога. Один старец говорил, что один раз произнесённое «Слава Тебе, Боже» стоит десяти «Господи, помилуй». Ступени молитвы Различают три ступени в качестве молитвы – устную, ума и сердечную, между которыми есть, конечно, много промежуточных положений. 1) молитва устная, когда христианин, говоря слова молитвы, не может еще справиться с рассеянностью мысли. 2) Умная молитва не обязательно произносится про себя. Она делается, когда разум обладает уже способностью к сосредоточенности и вполне улавливает смысл произносимых молитвословий. 3) молитва сердечная – когда мы произносим молитву языком, и понимаем ее умом, и чувствуем сердцем. Молитва и жертва Самая сильная молитва – та, которая сопряжена с личным подвигом молящегося. Есть древняя традиция сочетать сугубые молитвенные прошения с постом (Тов.12:8, Дан.9:3, Мф.17:21, Мк.9:29, Лк.2:37, Деян.13:3, 1Кор.7:5), пешим паломничеством, милостыней. Иначе мы просим у Бога чуда, а сами не хотим и минимальную жертву принести в подтверждение важности нашей просьбы. Преподобный Паисий Афонский рассказывал: Отец девочки, тяжело больной раком, пришел на Святую Гору к старцу и попросил молитв о своей дочке. Отец принес с собой и некоторые вещи ребенка, чтобы батюшка перекрестил их. Старец сказал несчастному: – Я буду молиться, но и ты, как отец, должен принести какую-нибудь жертву, т.к. Бог сильно «подвигается» от жертвенной любви. Отец девочки спросил: – Чем же пожертвую, батюшка? Старец сказал: – Пожертвуй какую-нибудь одну свою страсть. Тот, имея слабое представление о духовной жизни, ответил: – Нет у меня никакой страсти. Тогда старец спросил: – Сигареты куришь? – Да, – ответил отец девочки. – Итак, брось курить, по любви к дочери, и Бог сделает её здоровой, – потребовал старец. Тот немедленно бросил курить. Девочка начала постепенно поправляться и совершенно выздоровела, что подтвердили и врачи. Отец, однако, забывшись, нарушил свое обещание Богу и опять начал курить. Одновременно же у дочери его опять начал обнаруживаться рак, и девочка снова пришла в предыдущее тяжелое состояние. И тогда отец её опять пришел к старцу. Но старец с твёрдостью сказал ему: – Если ты, будучи отцом, не имеешь любочестия и не жертвуешь страстью, разрушающей твое тело, ради жизни ребёнка, то и я не могу тебе помочь ни в чём. Почему Бог не всегда исполняет наши молитвы или медлит с их исполнением? • Потому, что часто люди живут без Бога, не исполняют Его заповедей и взывают к Нему лишь с потребительской установкой. Такую установку можно назвать «молитвенным взяточничеством». В Священном Писании читаем: «и чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное перед Ним» (1Ин.3:22). По словам одного богослова: «Мы слишком часто говорим о Его молчании, но слишком редко о нашей глухоте». • Потому, что мы немилосердны. По словам свт. Иоанна Златоуста: «Что ты надеешься на то, что Бог даст тебе просимое, если ты не дал своему ближнему?». • Потому, что ещё не пришло время. Мы же не обладаем всеведением, как Бог, который абсолютно точно всегда знает что и когда нам требуется для спасения. • Потому, что хотим получить без труда. Иногда молящиеся бывают как дети, но не в смысле искренности, к которой призывал Христос, а в требовании получить просимое немедленно и без труда. Есть поговорка: Молись так, как будто всё зависит только от Бога; действуй так, как будто всё зависит только от тебя. Господь ждёт, когда и мы приложим собственные усилия для достижения просимого. Он готов помочь нам, дать Свою благодать, а мы просим сделать за нас. Преподобный Авва Дорофей: «Если ты просишь семени для своего поля, то удобри прежде поле к принятию семени». • Потому, что решаем за Бога каким образом Он должен ответить на нашу просьбу. Мы считаем, что молитва должна исполниться определённым образом, но Бог всегда знает как лучше её исполнить, ведь мы можем ошибаться, а Он нет. Например, просит человек внимания в молитве, Бог автоматически не лишает его помыслов, а приводит в церковную лавку к книге, которая учит нерассеянной молитве. Или мы просим о здравии тяжело больного человека, а Бог не исцелит его, но через болезнь или земную кончину приведёт к себе его близких и спасёт и больного по их молитвам. • Чтобы даровать нам ещё больше, вознаградив за терпение (Ин.20:29). Человек развивается преодолевая трудности, в духовной жизни та же закономерность. Некоторые подвижники не молили Бога об избавлении от страстей, желая больших венцов в Царствии Небесном. • Когда мы просим того, что не полезно. То, что мы хотим, не всегда на пользу. Бог желает каждому человеку вечного спасения и блаженства, а не сиюминутного утешения. • Длительность прошений испытывает степень желания. Недаром сказано: «Долготерпите в молитвах». Посмотрим примеры из Евангелия: расслабленный ожидал исцеления у купальни 38 лет; согбенная женщина 18 лет, кровоточивая – 12 лет. Нередко после усердной молитвы человек думает: «Нужно ли мне это в действительности?» Молящийся дух ведь не только стучится в Небесные двери. Он еще и спускается в глубины сердца. Миновав поверхностные слои, те места, где живут привычные желания, человек сходит глубже, туда, где этих желаний может уже не оказаться. Там могут оказаться другие нужды и просьбы, более важные и не такие заметные на первый взгляд. • В то же время можно сказать, что молитва никогда не бывает безответной. По словам прп. Иоанна Лествичника: «Долго пребывая на молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше всего, прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?» molitva 1 – Молитва Можно ли читать молитвы от женского лица? Молитва – не мантра, не заклинание, а живое обращение к Богу, святым или бесплотным силам. Поэтому естественно женщине обращаться в молитве от собственного имени. Как научиться молитве? Когда кто-то сетует, что не может научиться молиться, то резонно спросить, а как Вы учитесь? • Требуется изучать опыт тех, кто преуспел в молитве. Существует много книг об этом. См. книги о молитве. • Необходимо посещать церковные богослужения, где всё приспособлено для концентрации на молитве. • Важна регулярная личная молитва. Точно так же, как спортсмен должен заставлять себя трудиться во время тренировок, христианин прилагает труд к тому, чтобы молиться, даже когда не хочется. Молитва – это то, что вызывает естественный бунт падшего человеческого естества. С одной стороны, молитва – это дар Божий. Но дар молитвы дается молящемуся. Когда человек понуждает себя к постоянной, ежедневной молитве, тогда, в конце концов, приобретает и навык и благодать, укрепляющую его в молитвенном подвиге. Не путайте молитву и молитвословие: первая от сердца, вторая устами. Свт. Игнатий (Брянчанинов): Все препятствия встречаемые на поприще молитвы, побеждаются постоянством в молитве. Как же Христос говорил: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники...» (Мф.6:7-8)? Епископ Михаил (Лузин): «Язычники, то есть все народы, не имеющие истинной религии, а поклоняющиеся богам чуждым, – идолопоклонники, которые в своих молитвах к ложным богам часто многословили и пустословили, полагая, что усиленным пустословием они вынудят себе у богов своих то, чего просят. «Под многословием разумеет здесь (Спаситель) пустословие, например когда у Бога просим неприличного, как то: власти, славы, победы над врагами, множества богатства – словом, всего того, что бесполезно для нас» (Златоуст; ср.: Феофилакт). Спаситель не запрещает здесь, очевидно, продолжительных молитв и молитвословий, а требует только, чтобы они не были пустыми, бездушными, но были искренними и сердечными». С другой стороны, цель молитвенного делания христианина – не произнести как можно больше слов, а войти в молитвенное состояние при котором молитва непрестанно, самодвижно творится в сердце христианина. Важным инструментом такого молитвенного делания является краткая Иисусова молитва. Почему иногда молитвы исполняются, но не так, как нам бы хотелось? Бог премудр и всеведущ, Он всегда предлагает человеку то, что для человека действенно и посильно. Его действие направлено в первую очередь на духовное исцеление, спасение в вечности. Прот. Максим Козлов: «Нужно сознавать цену молитве. Скажем, мать, просящая об избавлении от страсти наркомании своего сына, должна понимать, что это менее всего вероятно произойдет так, что завтра он проснется аки агнец, забывший о своих пристрастиях, трудолюбивый, воздержанный и любящий своих ближних. Скорее всего, прося об избавлении сына, она просит ему скорбей, болезней, тех или иных очень непростых жизненных обстоятельств, с которыми сын может столкнуться – может быть, армии, тюрьмы. Цену молитвы нужно осознавать, но молиться, тем не менее, нужно о правильном и не бояться Бога». Существуют ли особо сильные молитвословия против дьявола? Дьявол боится не текста, не определённых слов, а искренней веры. Вспомним, что сам дьявол, во время искушения в пустыне, свободно цитирует Христу 90-й псалом который считается особенно сильным орудием против демонов. Чего следует остерегаться на молитве? • Игры воображения, представлять себе тех, к кому обращаешься. • Поиска благодатных состояний. Нужно исключить искусственное подогревание эмоций, чтобы не принять душевное утешение за духовное и не встать на путь духовного самоудовлетворения. • Видений и откровений. Им не следует доверять и считать себя недостойными их. Из «Отечника»: Некоторому брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: «Я – Архангел Гавриил, послан к тебе». Монах на это отвечал: «Смотри! не к кому ли другому ты послан? потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы». Диавол тотчас исчез. • Злословия. «Отцы церкви строго запрещали призывание проклятий, даже на головы врагов, – в молитве за других можно просить только того, что просишь для себя, то есть преимущественно благ небесных и духовных». (патролог. А.И. Сидоров) Нужно ли заставлять себя молиться? Сначала нужно понуждаться к молитве; вскоре она начнет доставлять утешение, и этим утешением облегчать понуждение, ободрять к понуждению себя. Но к молитве нужно понуждение в течение всей жизни, и редкие подвижники избавились, по причине обильнейшего благодатного утешения, от понуждения себя: молитва действует убийственно на нашего ветхого человека; доколе он жив в нас, дотоле противится молитве как вкушению смерти. Падшие духи, зная силу молитвы и ее благотворное действие, стараются всячески отвлечь от нее подвижника, подучая употреблять время, назначенное для молитвы, на другие дела: или же они стараются уничтожить и осквернить ее суетною и греховною рассеянностью, принося во время совершения ее бесчисленные житейские и греховные помыслы и мечтания. (святитель Игнатий (Брянчанинов)) Неправильно говорят, что молитва легка, что молитва – радость. Нет, молитва есть подвиг. Святые отцы говорят, что когда человек молится легко, с радостью, это не он молится сам, а ангел Божий молится с ним, вот ему и хорошо так! Когда же молитва не ладится, когда ты устал, хочешь спать, когда не хочется тебе молиться, а ты все же молишься, вот тогда-то и дорога для Бога твоя молитва, потому что ты тогда молишься сам, трудишься для Бога, Он видит этот твой труд и радуется этому твоему усилию, этой работе для Него. (свмч. Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский) Какая молитва самая сильная? Часто этот вопрос задают с целью узнать средство, некий надежный заговор для того, чтобы заставить Бога исполнить желание молящегося. Это проявление оккультного мировоззрения в христианском обличье. Но Бог – властелин мира и творец вселенной, Его невозможно заставить что-то сделать. Самой сильной молитвой можно считать ту, которая идет от сердца с глубокой верой и преданностью воле Божьей. Также самыми сильными именуют молитвы благодарственные, т.к. большинство людей просят Бога, а благодарят только люди крепкой веры (Лк.17:11-19). Зачем молиться, если Бог и так все знает и желает нам блага? Приступая к молитвенному деланию мы вступаем в общение с Богом и/или Его святыми. В молитвах мы выражаем своё отношение к Богу и Его святым (например, славословим, благодарим), обращаемся к ним с нашими прошениями. Заниматься молитвенным деланием нам заповедал Сам Бог (см.: Мф.6:9; Иак.5:16). Означает ли это, что мы можем как-то изменить волю Божию своими молитвами? Правильно молясь, мы уже выполняем Божественную волю. В воле Бога – отреагировать на наши молитвы тем или иным образом. Свт. Григорий Великий учит: «Прося, люди могут заслужить получить то, что Всемогущий Бог от вечности расположил к тому, чтобы дать». Опять же, регулярное осуществление молитвенного делания способствует духовно-нравственному преображению человека, формированию в нём правильного отношения к Богу, святым, а также к самому себе как к творению Божию, и к своим ближним. Возможно, если бы мы прекратили молиться, мы бы перестали сознавать от Кого мы получаем все блага и наше доверие к Отцу нашему Небесному постепенно исчезло бы. Благодаря регулярному молитвенному деланию мы становимся более восприимчивыми к получению Божьих даров. Кроме того, благодаря молитве мы можем проявить свою любовь к ближним, подобно тому как мы проявляем её при материальном подаянии нуждающимся. Разве Бог не может дать денег нуждающемуся или накормить его? Конечно может, но Он дает нам возможность совершать добро и получить за это вечную награду. Наконец, благодаря молитвенному деланию и совершению других добрых дел человек становится соработником Богу. Это великая привилегия, данная ему свыше. Насколько уместно молиться своими словами? «Можно ли стать выдающимся музыкантом, выдающимся скульптором, художником, никогда не слушая чужой музыки, никогда не глядя на произведения искусства, просто изнутри собственной гениальности? Конечно, нет. То же самое с молитвой. Конечно, ты можешь и должен молиться своими молитвами, потому что с Богом надо говорить непосредственно, прямо. Но, с другой стороны, молитвы святых нас учат тому, что святые знали о Боге, знали о себе… Поэтому я бы сказал, как меня учили, как святитель Феофан Затворник учит в своих сочинениях: учись молиться из молитв святых, но не из слов, а пробуя проникнуть в опыт, выражаемый молитвами. А когда ты проник в этот опыт, слова делаются менее важными, и можешь воплотить этот опыт в свои дела». (митрополит Сурожский Антоний) photo 2022 10 05 14 40 12 – Молитва Цитаты о молитве «Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения». св. праведный Иоанн Кронштадтский «Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святаго, но более всего дает молитва, потому что она как всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа». св. Серафим Саровский «Мать всех добродетелей – молитва: она не только может очищать и питать, но и просвещать и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся». св. Нил Синайский «Да не отходит от мысли твоей убеждение, что одно возношение ума к Богу и одно смиренное коленопреклонение во славу и честь Божию несравненно более ценно, чем все сокровища мира». св. Никодим Святогорец «Кто может усердно молиться, тот богаче всех, хотя бы он был беднее всех. Напротив, кто не прибегает к молитве, тот, хотя бы сидел на царском престоле, слабее всех. Молитва, совершаемая с усердием, есть свет для ума и души, свет неугасимый. Молитва и служение Богу есть знак всякой праведности, она является неким божественным и духовным одеянием, проливает в наши мысли большую красоту, управляет жизнью каждого, не позволяет ничему дурному и неуместному господствовать над умом, убеждает почитать Бога и уважать ту честь, какая от Него даруется нам, учит удалять от себя всякое ухищрение лукавого, изгоняет постыдные и неприличные размышления, приводит душу каждого в состояние презрения к удовольствиям». св. Иоанн Златоуст «Когда мы намереваемся говорить с кем-нибудь из людей, которые выше нас, то приводим в надлежащий порядок и внешний вид свой, и походку, и одежду, и все, и потом уже вступаем в разговор; а когда приступаем к Богу, то зеваем, почесываемся, оборачиваемся во все стороны, бываем небрежны; преклоняем колена, а сами блуждаем [мыслями] по площади». св. Иоанн Златоуст «Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде прошения нашего, в чем нуждаемся; Он, Премилосердый, и на не просящих у Него изливает обильные щедроты. Нам необходима молитва: она усвояет человека Богу. Без нее человек чужд Бога, а чем более упражняется в молитве, тем более приближается к Богу». свт. Игнатий Брянчанинов «Многословная молитва не есть то же, что и продолжительная молитва, поскольку одно дело говорить долго, и совсем другое – долго благоговеть. Ведь сказано же, что Господь, желая подать нам пример, «молился еще», проведя в молитве всю ночь... Когда молитва немногословна, молитесь дотоле, доколе сохраняете ревностное внимание. Ведь многословность молитвы означает выражение нужды в излишне многих словах, тогда как продолжительность её есть стук непрерывно благоговеющего сердца в двери Того, Кому мы молимся. К тому же само это деяние куда чаще учиняется стенаниями, а не словами, слезами, а не речью». блж. Августин «Без молитвы и чтение святоотеческих писаний, и пост, и память смертная окажутся чем-то совершенно мертвым и пустым, наподобие книг, стоящих на полке у неграмотного человека». схиигумен Авраам (Рейдман) «Молиться – это значит находиться в том особом внутреннем состоянии, когда духовное начало в человеке входит в таинственное и непосредственное соприкосновение с Господом Богом и потусторонним невидимым миром». протоиерей Валентин Свенцицкий «На молитве хорошо стоять в струнку, не распуская лениво и беспечно членов и держа все их в некотором напряжении». святитель Феофан Затворник «Когда нападает на нас уныние или ожесточение сердца, не допускающее до молитвы, тогда, чтобы прогнать такое бесовское искушение, надо сказать себе: Господи, нет у меня ни умиления, ни усердия, ни сокрушения, чтобы молиться Тебе достодолжно! После такого сердечного сокрушения Бог даст богоугодную и спасительную молитву, так как сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, т.е. не оставит без помощи». схиархимандрит Кирик (Максимов) «Молитва – это выход из бренных наших оков в область безконечного, она выводит нас за те жалкие пределы, которыми мы ограничены, и дает ощущение безграничного и сверхъестественного. Исчезают пространство, место, образ, и мы ощущаем действие Божественных свойств. Если мы и хотим описать природу и сущность этого вышеестественного дара, то понимаем, что этот труд превосходит наши силы». схимонах Иосиф Ватопедский «В основе христианства лежит не сумма каких-то отвлечённых знаний, но живой опыт общения с Богом как с Отцом Небесным. Молитва устанавливает именно эти отношения. Поэтому не молящегося христианина невозможно себе представить. Именно молитва позволяет почувствовать радость присутствия Бога в нашей жизни. Для молящегося человека Бог – не абстрактная идея, но знакомая и любимая личность, идущая с человеком по жизни». протоиерей Константин Пархоменко «Немало есть и таких людей, которые хотели бы до молитвы получить непоколебимые и окончательные доказательства бытия Божия, с тем чтобы только после этого приступить к молитве: они не хотят «дышать», пока им не докажут существование воздуха; – отрекаются от света, пока не поймут его природы; – не желают музыки, пока им не выдумают теорию музыкального бытия. А между тем естествен и необходим обратный порядок: чтобы убедиться в существовании воздуха, необходимо дышать, и только дышащий человек может исследовать природу воздуха и найти его формулу; надо жить светом, чтобы постигнуть, что есть свет; надо внимать музыке, – долго, глубоко и самозабвенно, – чтобы иметь основание спросить себя, откуда эта дивная реальность и как осмыслить ее бытие?» Иван Ильин, философ
    0 комментариев
    1 класс
    Пустосло́вие – 1) то же, что суесловие, пустозвонство; пустая, бессодержательная болтовня; разговор на ничтожные, пустяковые, ничего не значащие темы; 2) бесполезная болтовня; разговор, затеянный и продолжающийся исключительно ради прожигания времени; 3) бросание слов на ветер; обещания, не подразумевающие их обязательного исполнения; 4) речь о чём-либо, ком-либо, не основанная на достоверных фактах. ipehqi9gos8 – Пустословие «Потом! (Слепой чтец)». А. Петров. Чем пустословие отличается от празднословия? В некоторых вариантах употребления слово «пустословие» выступает синонимом «празднословия». Однако по строгому счёту между двумя этими терминами существует различие. В отличие от понятия «пустословие» понятие «празднословие» главным образом связано не с понятием «пустота» (внутренняя бессмыслица, бессодержательность), а с понятием «праздность», означающим бесцельное, бесполезное времяпрепровождение. Конечно, бесцельный и бесполезный разговор, каким является пустословие, вполне может быть обозначен как бесцельное и бесполезное времяпрепровождение. В этом отношении пустословие сближается с празднословием. Между тем, значение первого понятия не перекрывается полностью значением второго, и наоборот. Тогда как понятие «празднословие» с большей выразительностью отображает идею бессмысленности, бесполезности (определяемого этим именованием) разговора как формы деятельности или занятия, понятием «пустословие» акцент выставляется на ничтожности или вредности внутреннего содержания речи. В данном отношении пустословие противопоставляется словам мудрого (Притч.12:18). Речь может быть названа праздной даже тогда, когда её содержание касается важных, в том числе религиозно-нравственных тем, если при этом она произносится не ко времени. Например, если вместо того, чтобы исполнять монастырское послушание, инок предастся продолжительной беседе, – его беседа может быть справедливо расценена монастырским начальством как празднословие, несмотря на важность затронутой в этой беседе проблематики. То же можно сказать о затяжных разговорах по служебному телефону в рабочее время, формально глубоких и интересных, однако неуместных по причине нарушения трудовой дисциплины, прерывания рабочего процесса. С другой стороны, если и тема, и время, и место для разговора выбраны правильно, например, с целью проповеди в храме или в духовной школе, однако докладчик оказывается не подготовленным, не компетентным, искажающим фундаментальные истины, призывающим не к тому, к чему Бог призывал, то его проповедь можно назвать бессмысленным сотрясанием воздуха или пустословием. Наконец, пустословием может обозначаться и прямой обман, способствующий совращению с истинного пути (ср.: «произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении» (2Пет.2:18)). Итак, празднословие, в большей степени, указывает на невнимание к использованию времени, а пустословие – на невнимание к словам. azsaints 364 – Пустословие Цитаты о пустословии «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение». Еф.5:4 «От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб». Прит.14:23 «Пусторечие есть дверь к осуждению и клевете. Оно разносит ложные вести и мнения, сеет разногласия и раздоры. Оно подавляет вкус к умственным трудам». прп. Никодим Святогорец «Нужно чрезвычайно внимательно следить за собой, приобрести привычку наблюдать, что говорите, чем занят язык ваш, привыкнуть держать язык в узде. Не позволяйте ему праздно болтать. Припоминайте вечером, что говорили днем, не болтали ли, не оскорбили ли кого, не лгали ли, не ябедничали ли. Если усвоите эту привычку, то привыкнете следить за языком, за каждым движением и сдерживать его». свт. Лука Крымский «Подвижники учат нас, что у каждого разговора должна быть цель. Спросим себя: вот я сейчас в честь чего разговариваю – для чего? Этого ли Христос ждет от меня? Я зашел в интернет на пятнадцать минут, проверить почту, ответить на письма коллег, – что я битый час делаю в Сети?» о. Павел Сержантов «Речь у нас течет без умолку почти; и другие движения тела тоже не прекращаются. Какая богатая Богу жертва, если все это направить во славу Божию?! Обращением слова во славу Божию изгоняется не худоречие только, но и пусторечие, и оставляется одно – что служит к созиданию братии, или, – крайний предел, – не служит на разорение их. К сему присовокупить следует и молитвословие». свт. Феофан Затворник
    0 комментариев
    3 класса
    Подросток покинул храм: история не новая, но как быть? Екатерина Дудник, Наталья Ярасова, Священник Антоний Лунин (29 голосов: 4.5 из 5) Куда делась наша Маша? Комментарий священника Антония Лунина Комментарий православного психолога Натальи Ярасовой Недавно в моей жизни произошло событие, впечатления от которого по сей час тревожат душу и рождают вопрос: «Почему повзрослевшие дети, которых родители регулярно водили в храм и говорили им о Боге, вдруг забывают всё и пускаются во все тяжкие?» Я поделюсь этой историей с нашими читателями, а ещё попрошу дать ответ на мой вопрос священника Антония Лунина и православного психолога Наталью Ярасову. Подросток покинул храм: история не новая, но как быть? Куда делась наша Маша? Так сложились обстоятельства, что почти 4 года назад я вернулась в свой родной небольшой городок. У нас всего два храма. Да и в тех проходят службы попеременно. Как вы понимаете, это связано с малым количеством прихожан. А ещё – с хором, ведь поют у нас единицы. И то в основном бабулечки, не каждая из которых находит силы и здоровье посещать стабильно каждую службу. Итак, начав ходить в храм в своём городке, я довольно быстро со всеми познакомилась. В большинстве своём общалась с молодёжью, представителей которой насчитывалось отнюдь немного, но всё-таки они были. В их число входила многодетная мама Марина. Очень приятная в общении девушка, на тот момент – лет 35. Она всегда посещала службы вместе с детьми. Что же касается её супруга, то он в храме никогда не появлялся. Я неоднократно видела, как он подвозил жену с малышами, а потом уже возвращался, чтобы только их забрать… После службы мы нередко с Мариной задерживались, чтобы пообщаться о новых православных книгах, рецептах постных блюд или просто обсудить наши повседневные дела. Честно сказать, мне всегда было приятно находиться в обществе Марины. Как сейчас, так и тогда я восхищалась её внутренней и внешней красотой. Высокая, длинноволосая брюнетка с большими карими глазами, всегда наполненными каким-то особым светом и добром, всегда внимательная и заботливая по отношению к другим прихожанам, готовая при необходимости оказать помощь или дать мудрый совет. Смотря на неё, я думала – вот так должна выглядеть настоящая христианка. Но не меньше я восхищалась отношениями Марины с детьми. К моменту нашего знакомства у неё были 14-летняя Маша, 8-летний Артём и 3-летняя Таня. А через год родился четвёртый ребёнок – Саша. Всегда дружные и всегда послушные. Именно такими я запомнила их во время службы. Конечно, Марине было сложно следить за всеми. Но её верной помощницей оставалась старшая Маша. Девочка старалась не отходить от младших. Следила, чтобы те ненароком не толкнули подсвечник или мимо проходящую бабулю с палочкой. Всегда усмиряла Артема с Таней, когда те решали что-то бурно обсудить или просто пошалить во время службы. Выполняла просьбы мамы, когда та просила сходить за просфорами или за свечками в лавку. Глядя на Машу, я понимала, насколько эта девочка мудра не по годам, насколько смиренна, заботлива, добра, внимательна к близким. Даже сейчас у меня перед глазами картина: она стоит в уголке храма, тихонечко молится, одним глазом посматривая за младшими и поглядывая на маму, не нужна ли ей помощь. Но потом наступил момент, когда Маша перестала появляться в храме. Спрашивать причину у Марины мне было неудобно. Девушка продолжила ходить с Артёмом, Таней и младенцем Сашей. А Маши не было. Ни через месяц, ни через два, ни через три девочка так и не появилась на службе… Подросток покинул храм: история не новая, но как быть? С того периода прошло уже почти 1,5 года. А ровно 3 месяца назад я устроилась работать педагогом в колледж. Учащихся у нас много – больше 400 человек. Потому познакомиться со всеми сразу не представлялось никакой возможности. Хорошо стали запоминаться только две категории учащихся. Либо те, кто отлично учился и приносил нашему колледжу первые места с медалями и грамотами. Либо двоечники и разгильдяи, проблем с которыми всегда хватало. Как оказалось, 18-летняя Маша тоже училась в этом колледже. Причём уже на втором курсе. Но узнала я о том не потому, что она была отличницей и призёром конкурсов. Как-то ко мне в кабинет влетела коллега и недоумевающим голосом стала рассказывать: «Ты представляешь, наша ученица не пришла домой после учёбы ночевать. Родители кинулись её искать. Оказалось, она закрутила роман с мужчиной, старшим её лет на 10, и решилась вдруг к нему переехать. Да и не первый раз уже не вернулась ночевать. Но раньше прикрывалась подружками, а теперь те её выдали. Вот так!» Как вы понимаете, этой самой ученицей оказалась наша Маша. Честно сказать, я её внешне даже сначала не узнала. Свои роскошные длинные волосы шоколадного цвета она заметно укоротила и высветлила до жёлто-белого, в нос вставила пирсинг и увеличила губы. Её удлинённые женственные и элегантные юбки с платьями теперь были заменены короткими шортами, рваными джинсами и блузками с декольте. Хорошо учиться она перестала ещё в середине первого курса. Сначала в жизни девочки появились сомнительные компании друзей, а теперь – кавалер, гораздо старший её. Обо всём этом поведали мне коллеги. Честно сказать, я до сих пор нахожусь под впечатлением от всего происшедшего и продолжающегося. Почему Маша забыла о Боге, о Котором знала и в Которого верила с раннего детства? Где та тихая, кроткая, смиренная девочка, всегда готовая прийти на помощь маме и присмотреть за малышами? Почему она перестала посещать службы в храме? Почему забросила учёбу, отдав предпочтение сомнительным компаниям и зрелому кавалеру? Могла ли быть в этом вина родителей, которые недосмотрели и упустили её, уделяя слишком много внимания младшим детям? Подросток покинул храм: история не новая, но как быть? Комментарий священника Антония Лунина К сожалению, подобные истории приходится слышать довольно часто. Однако это не означает, что их подавляющее большинство. Есть же у нас и семинарии с духовными училищами, где учатся бывшие школьники и школьницы, не только оставшиеся с Богом, но и решившие всей своей жизнью послужить Церкви. Да и просто верующих, не ушедших из Церкви, молодых людей тоже хватает. То есть истории, подобные описанной выше, это не свидетельство какого-то грандиозного упадка православного воспитания. А скорее, один из вариантов развития молодой христианской личности, который наступает при стечении определённых обстоятельств, часть из которых известна. Одной из причин, приводящих к временному охлаждению в вере и оставлению церковной жизни, является так называемый «пересол» религией. Когда интенсивность, частота, насыщенность духовной жизни ребёнка оказываются не соответствующими его характеру и способностям. А отследить это довольно сложно. Ребёнок слушается родителей и всё выполняет. Но какая эмоция, какое отношение к религии копится в его подсознании – родителям почти не видно. Сюда же относится и недостаточная «понятность» для ребёнка всех религиозных действий. Не понимая их глубокого смысла и назначения, подросток отвергает это как что-то ненужное и несущественное. Другой проблемой, приводящей в будущем тоже к временному охлаждению, является отсутствие примера со стороны старших или авторитетных людей. Это может быть папа или какой-то любимый ребёнком, но неверующий член семьи. Сюда же относятся неверующие друзья, кумиры из спорта, кино и так далее. Если у ребёнка хороший отец, но он не ходит в храм, – значит, можно и так? Возможно, есть и другие ошибки или даже просто обстоятельства, условия воспитания детей, которые в подростковом возрасте провоцируют в ребёнке отторжение всего церковного и религиозного. Важно помнить два момента. Во-первых, охлаждение часто бывает временным. Заложенный в детстве православный мировоззренческий фундамент остаётся. Второй момент более серьёзный. Для осознанного следования за Христом, для того чтобы всю жизнь направлять себя в Царствие Небесное, для борьбы со страстями нужен осознанный выбор, нужно свободное и добровольное принятие христианства как мировоззренческой основы своей жизни. У кого-то это происходит плавно и незаметно в период взросления. А кому-то требуется сначала отдалиться и уже с позиции абсолютно свободного человека снова выбрать Христа и Церковь. Подросток покинул храм: история не новая, но как быть? Комментарий православного психолога Натальи Ярасовой С точки зрения психологии, только в подростковом возрасте начинает вызревать самосознание, без которого невозможно полноценное субъектное (личное) мировоззрение. То есть сначала ребёнок ориентируется на внешние (родительские) регуляторы, и лишь став подростком, начинает формировать свой личный набор ценностей. Обычно при этом он начинает перебирать все известные ему системы убеждений, начиная с родительской и учительской. В идеале он лично убеждается, что это хорошие ценности и присваивает их себе. Но очень часто в это время вылезают характерные для пубертата негативизм (сопротивление), обесценивание авторитетов, бунтарство. И именно потому отход детей от Церкви в подростково-юношеском возрасте – вполне естественное явление. Духовные ценности в это время инвентаризируются, как и все остальные ценности. Юноши и девушки исследуют своё сознание и порой делают это по интернациональному принципу «весь мир (насилья?) мы разрушим до основания, а затем мы наш, мы новый мир построим». И, увы, в ряде случаев родительский мир воспринимается именно как насильственный, чуждый самому ребёнку. Особенно, когда его жизнь была полна обязанностей. А в ходе «правильного» воспитания его собственные потребности не были услышаны, его личность осталась «за кадром» родительских ожиданий. При истинно доверительных отношениях с родителями подростковый возраст может протекать без критических проблем. Но в большинстве случаев пубертат – это непростой период и для детей, и для родителей. А особенностью нашего времени является инфантилизация с запаздыванием процессов эмоционального взросления и сепарации от родителей: даже если физическое созревание происходит «по возрасту», негативные эмоциональные переживания этого возраста могут затянуться лет до 25, а то и дольше. Подросток покинул храм: история не новая, но как быть? «Возвращение блудного сына». Аксель Хенрик Кулле Порой в какой-то момент отличающиеся от родительских – собственные или сформировавшиеся под влиянием значимых людей и групп – потребности оказываются сильнее потребности быть с Богом. И если важность бытия с Богом остаётся родительским требованием, не став личным желанием, то велика вероятность, что такой ребёнок легко откажется в своей жизни от религиозной составляющей. Нередко в расцвет негативизма ребёнок отказывается ходить в Церковь, носить крестик. В тяжёлых случаях, как только ребёнок перерастает родительские ограничения, все его внутренние терзания, до поры подавленные внешне благообразным поведением, могут прорваться эмоциональной грязью, гнилью. Вот тогда и начинаются истории с психологическими деструкциями – вызывающий вид, татуировки и пирсинг, внебрачные, нередко проблемные, отношения, пьянки, наркотики… И порой неважно, насколько благочестивы сами родители, их дети могут подчиниться греховным страстям и пойти полностью вразрез с родительскими убеждениями. Таких примеров в истории хватает. Надеждой родителям в таком случае будет притча о блудном сыне, а важным делом – молитва о том, чтобы ребёнок раскаялся и вернулся в Церковь. Нередко даже очень конфликтное поведение молодого человека в итоге завершается примирением с родителями и возвратом в семейную систему ценностей. Или хотя бы усвоением убеждений, не сильно противоречащих родительским взглядам. Даже если юноша или девушка не обретают личную веру, они могут с уважением относиться к вере родителей и следовать многим моральным нормам христианства. Нередко такие «недотянувшиеся» до Бога дети признают «общечеловеческие» ценности, и, хотя в Церковь не возвращаются (пока?), всё же не приемлют для себя откровенно деструктивного поведения. И порой в жизни выросших в православной семье, но отвернувшихся от Церкви людей наступает момент, когда без Бога не справиться. И они своим раненым сердцем вспоминают известные с детства молитвы и дорогу в храм.
    0 комментариев
    6 классов
    Сюжет Перед зрителем предстает удивительный пейзаж, который можно назвать по праву философским. Здесь настроение праздника и преддверие весны, вдруг посетившей прихожан в суровое зимнее время. Описание Перед зрителем предстает удивительная картина зимней оттепели, когда лед на реке начал таять, окруженный хороводом деревьев храм одиноко стоит на образовавшемся острове. Только что окончилась служба. Отзвенели поющие долгие протяжные распевы колокола. В воздухе туманная холодная сырость замерла кристаллическими каплями на промокших ветвях деревьев. Тяжелые клубы облаков собираются над куполом храма. Маленький островок Православия на измученной русской земле. Хрупкие фигурки людей, собравшихся у дверей. Как попали они сюда? Кто эти удивительные странники? Вероятно художник изобразил оттепель на Крещение – такое бывает в южной Руси, откуда художник был родом. Разлившаяся река внезапно стала Иорданом, и люди, собравшись у нее, изумленно смотрят на эти ранние вешние воды. Зима сковала все толстым слоем льда, и вдруг пришло тепло, лед опустился под воду и снова чудесным образом забурлили вешние воды. Так, подобно этим водам, пробуждается вера в человеке, пробивая холодные льды сомнений, она пробивается вешними водами, ломая толстую коросту предрассудков и страстей. И снова у художника поют деревья, изгибаясь под тяжестью ледяного дождя – они подобно удивительным неведомым танцорам кружатся в медленном ритме хоровода. И изумленные прихожане под сенью оголенных, зимних крон вдруг чувствуют приход весны – преддверие поста и Пасхи. История Картина написана уже в советский период. Удивительно символична здесь тема веры, показанная в жанре философского пейзажа. Критика Степана Федоровича Колесникова очень ценил Илья Ефимович Репин. История сохранила для нас несколько его писем художнику. Вот одно из них: «Дорогой Степан, простите, забыл Вас по отчеству. Все утро сегодня наслаждаюсь фотографиями Ваших работ, сейчас только ушел Юра; с ним опять при сильной, хорошей лампе вновь рассматривали всю вашу выставку. О! Какой Вы превосходный художник. Очень, очень благодарю Вас и за письмо Ваше такое доброе, ласковое, и за фотографии».
    0 комментариев
    8 классов
    Богородичное правило – великая помощь в борьбе со злом. Молитесь и в пути, и лежа, и сидя: Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
    0 комментариев
    16 классов
    Я ПОМНЮ, КАК, ОБИЖАЯСЬ НА ЖЕНУ, ПРИВОДИЛ ЕЙ В ПРИМЕР ЖЕНЩИН, КОТОРЫЕ, КАК МНЕ КАЗАЛОСЬ, В СВОИХ СЕМЬЯХ ВЕЛИ ПРАВИЛЬНУЮ ЖИЗНЬ... Это была моя очень большая ошибка. Слава Богу, что моя жена так не поступала в мой адрес - за что ей огромное спасибо. Во-первых, подобные слова очень обидно слышать в свой адрес. Во-вторых, в них нет никакого смысла, так как изменить ими поведение жены невозможно - скорее отношения станут только хуже. В-третьих, приводя в пример других женщин, я совершенно не знаю, как в реальности складываются отношениях в их семьях. По сути, я привожу в пример какой-то свой очаровательный иллюзорный образ, который сложился в моей неумной голове, разгоряченной обидой. Анализируя отношения в своей семье, я понимаю, что многое достигнуто путём ошибок и взаимного прощения; и многие, посмотрев на наш пример, могут обмануться, посчитав, что у нас так было изначально. Священник Павел Островский
    0 комментариев
    8 классов
    Что бы вы ни делали, всегда накладывайте крестное знамение со словами во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ложитесь спать, перекрестите постель, идете в дорогу: Господи, спаси и сохрани во имя Отца и Сына и Святого Духа. Епископ Городецкий и Ветлужский Августин
    1 комментарий
    17 классов
    ✨️ ПОСТОЯННО ЗЕВАЮ НА МОЛИТВЕ... ПОДОШЛА К СВЯЩЕННИКУ — ОТВЕТ МЕНЯ УДИВИЛ! Казалось бы — простая вещь. Ну подумаешь, зевнула во время молитвы... Усталость, нехватка кислорода, обычная физиология. Но когда это повторяется КАЖДЫЙ РАЗ, когда молитва становится борьбой — не с мыслями, а с телом, с зевотой, с сонливостью — начинаешь задумываться: а что это на самом деле? Я подошла к батюшке и призналась: — Отец, я постоянно зеваю во время молитвы. Дома, в храме, даже когда читаю «Отче наш»... И знаете, что он ответил?.. "Это не просто зевота. Это духовная реакция. Это сопротивление. Это борьба." Батюшка объяснил: Когда человек начинает молиться, Дух Божий касается его души. А если в человеке живёт что-то чуждое — обида, раздражение, уныние, зависть, дух нечистый — то начинается ВНУТРЕННЕЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ. Зевота — это не просто усталость. Это реакция на прикосновение благодати. Как сырое полено трещит и дымит, попав в огонь — так и душа, не очищенная покаянием, не выдерживает присутствия Святого Духа. Вот почему нас начинает клонить в сон, отвлекать, вызывать раздражение, зевоту, звон в ушах, головную боль... Это НЕ ТЫ СЛАБЫЙ. Это БОРОТЬСЯ НАЧАЛИ ЗА ТВОЮ ДУШУ. -— Что делать? — НЕ СДАВАТЬСЯ! — Продолжать молиться, даже если каждое слово даётся с трудом. — Крестить рот при зевоте и говорить: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». — Читать «Отче наш», когда одолевает зевота. — И, самое главное — НЕ БРОСАТЬ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО, а лучше даже УВЕЛИЧИТЬ ЕГО. 🙏 Один монах мне как-то сказал: "Когда в храме становится плохо — не выходи. Присядь, встань в сторонке, но НЕ УХОДИ. Это пройдёт. Главное — не уступай. Пусть ты победишь — а не они." И правда — когда доходишь до «Верую» или «Причастия», всё отпускает. Потому что Дух Божий сильнее всякой тьмы. Помните: Не кислород виноват. Не жара. Не давление. А духовная слабость, которую мы можем и должны преодолевать. Через исповедь, покаяние, Псалом 90, Иисусову молитву и простое, но сильное: "Господи, помилуй!" — много раз, от сердца. Зевота, сонливость, рассеянность на молитве — это не слабость тела. Это атака на душу. Но если вы не сдадитесь — вы победите, и тогда молитва станет сладкой, как дыхание вечности. И никакие силы не смогут вас сбить с пути. Пусть ничто не отвлечёт вас от общения с Богом. Он рядом. Всегда. Даже когда вы зеваете... С Богом, дорогие!
    0 комментариев
    11 классов
    Основы православия Тема 335. Вера и доверие авторитетам. Один из упрёков, который атеисты постоянно бросают верующим, – это упрёк в «слепом доверии авторитету». Мол, в то время как интеллектуальная честность требует ставить всё под вопрос, христиане останавливаются на слепом доверии своему Священному Преданию. Но в реальности никакая деятельность (в том числе научная) невозможна без доверия авторитетам. Чтобы учиться, нужно признавать авторитет научной традиции, стоящей за учителями. Вряд ли вы доверитесь врачу, который ни во что ставит авторитет своих предшественников в медицине. Никто из нас не может быть специалистом сразу во всём, и большая часть того, что мы знаем, основана на доверии авторитетам в той или иной области. Большинство из нас не обладает медицинскими знаниями – для этого нужны годы учебы и практики. Мы просто доверяем авторитету врачей как компетентных и добросовестных специалистов. Вопрос, таким образом, состоит не в том, доверяем ли мы авторитетам – а как мы определяем, каким авторитетам стоит доверять. Практический совет В церковном лексиконе вместо «спасибо» часто говорят «Спаси Бог» или «Спаси тебя (вас) Господь». При этом не следует использовать неграмотный вариант «Спаси тебя (вас) Господи». «Господи» – это форма звательного падежа, то есть обращения, от слова «господин». Примеры звательного падежа: Бо́же, Созда́телю, Го́споди, Иису́се, Христе́, влады́ко, ста́рче, о́тче, сы́не, бра́те... Можно сказать «Спаси меня, Господи» или «Спаси его (её, их), Господи» – обращаясь к Богу с молитвой о самом себе или о других. Но «Спаси тебя (вас) Господи» – это бессмыслица: к кому обращена эта фраза, к человеку или к Богу? – Следовало бы сказать «Спаси тебя (вас) Господь» (в именительном падеже). См. также: Правила благочестия Случайный тест 1. Какое чудо, совершенное пророком Елисеем, упоминается в службах Кресту Господню (в канонах праздника Воздвижения Креста и в Неделю Крестопоклонную)? 1 Оздоровление источника в Иерихоне 2 Воскрешение сына женщины из Сонама 3 Насыщение 100 человек 4 Поднятие топора из Иордана Правильный ответ: №4 Материалы для изучения: Богословие праздничных молитвословий Комментарий: Чудо с поднятием топора пророком Елисеем (4Цар.6:1–7) упоминается в службах в честь Креста: в канонах праздника Воздвижения (4-я песнь, 2-й тропарь) в каноне Недели Крестопоклонной (8-я песнь, 4-й тропарь). Идея в том, что древо, послужившее поднятию топора из глубин реки, стало прообразом Креста, которым Господь «вытащил» все человечество из пучины греха. . § 3. Богословие праздничных молитвословий В этом параграфе мы сначала проанализируем библейские чтения, употребляемые в службе 14 сентября (А), затем обозначим важнейшие темы, раскрываемые в церковной гимнографии (Б), и, наконец, дадим краткий комментарий к тем песнопениям, в которых содержатся аллюзии на явленные в ветхозаветной и церковной истории образы Креста (В). Прежде чем перейти к рассмотрению каждого из обозначенных пунктов, отметим общую идею, характерную для молитвословий праздника Воздвижения. В его паремиях и песнопениях часто фигурируют ветхозаветные образы или события, в которых или обнаруживается форма креста, или говорится о чудесном действии дерева (чаще всего какой-то части дерева: щепки, трости, посоха). Очевидно, что события каждого из двух указанных типов и участвовавшие в них предметы песнописцы воспринимали как прообраз Креста Спасителя. А. Чтения из Священного Писания. Праздник Воздвижения, как и большинство других, имеет три паремии. Сразу скажем, что мы не ставим перед собой цели дать толкование всего текста каждой паремии, а только отметим ее отношение к празднуемому событию. 1-я паремия из Исх. 15– 16:1 передает эпизод, случившийся в самом начале путешествия Израиля к Синаю после знаменательного перехода через Чермное море. Люди, страдавшие от жажды в пустыне, нашли источник, вода в котором была горькой и непригодной для питья. В связи с этими место было названо еврейским словом «Мара» (греч. Мерра), что значит «горькая». Моисей же бросил в воду «дерево» (в еврейском тексте не дано подробностей, но греческий перевод ξύλον дает основание думать, что это была небольшая ветка или щепка, т.е. малая часть дерева) и вода сразу стала «сладкой», то есть пригодной для питья. Чудесное действие этого дерева прообразовало собой искупительное действие Древа Креста (9-я песнь, 2-й канон, 1-й тропарь), ибо Крестом Христовым уничтожена горечь смерти, да и каждый верующий, терпя скорби и горести земной жизни, получает утешение, взирая на Крест [56, с. 57–58]. В последних двух стихах (15:27 и 16:1) говорится о пришествии и расположении Израиля в Елиме. Интересно, что в древних константинопольских уставах текст 1-й паремии дается без этих стихов, то есть ранее паремия была короче и содержала только повествование о чуде в Мерре. Более позднее добавление, с одной стороны, кажется лишним, ибо отвлекает нас от основной темы фрагмента – чуда в Мерре. С другой стороны, возможно, причиной добавления двух указанных стихов является упоминание о 70 деревьях в Елиме, то есть это согласуется со стремлением составителей службы каждое более-менее значимое упоминание о дереве в Священном Писании соотнести с Древом Креста. 2-я паремия берется из книги Притчей (3:11–18) и выбрана она ради одной фразы, содержащейся в 16-м стихе: «Она (т.е. Премудрость) – древо жизни для тех, которые приобретают ее» (нередко ветхозаветные чтения прочитываются ради единственной фразы). Здесь премудрость сравнивается с райским деревом жизни, так как мудрость Богопросвещенная, основанная на страхе Божием, является источником вечной жизни, да и в земной жизни те люди, которые руководствуются принципами мудрости и благочестия, нередко в награду от Господа получают здоровье и долголетие [17, с. 40–41]. Но Крест Спасителя, на котором открылась Божия премудрость (1Кор. 1:24), точно так же и даже в большей степени можно назвать деревом жизни (в 3-й стихире на литии он назван «Древом сущаго живота»). Ведь Крест Христов стал для верных орудием спасения, именно благодаря Кресту открыты врата рая (1-й тропарь 5-й песни канона) и люди вновь обрели доступ к райскому дереву жизни. 3-я паремия из книги пророка Исаии (60:11–16) содержит описание будущей славы Иерусалима и храма. Для нашей темы особенный интерес представляют стих 13-й и отчасти стих 14-й. В 13-м стихе сказано: «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих». В буквальном смысле здесь говорится о восстановлении города Иерусалима и Иерусалимского храма, для украшения которого, как и при Соломоне, будут использоваться драгоценные породы деревьев из Ливана: кипарис, кедр и певг (впрочем, названия деревьев взяты из греческой Библии, тогда как библеисты говорят о том, что идентифицировать названные в еврейском тексте деревья очень сложно). Также «подножием ног» Господа здесь назван Ковчег Завета или Святое святых храма как место особого присутствия Бога [17, с. 528]. Однако в переносном смысле слова пророка Исаии можно отнести ко Кресту Христову, древо которого для христиан имеет неизмеримую ценность, превосходящую стоимость драгоценных древесных материалов. Кроме того, такие деревья как кедр, кипарис и платан (певг) являются символом древесной силы (ибо живут долго и имеют внушительный вид), потому они символически указывают на силу Креста. Именно поэтому в песнопениях, посвященных Кресту Христову, мы иногда встречаем упоминание указанных пород деревьев16. Впрочем, есть мнение, что упоминание кипариса, певга и кедра в песнопениях отражает веру Церкви в то, что Крест, на котором был распят Спаситель, был изготовлен из трех пород деревьев: столб – из кипариса, поперечная перекладина – из певга (сосны), а подножие (нижняя малая поперечная перекладина) – из кедра17. Другой образ, упоминаемый в данном стихе,– «Я прославлю подножие ног Моих» – не менее актуален в контексте праздника Воздвижения, ибо Крест в молитвословиях часто называется «подножием» Христа (подробнее об этом далее). В 14-м стихе буквально говорится о том, что все иноплеменники, ранее презиравшие израильтян, «падут к стопам ног» их. В переносном смысле эти слова можно также отнести к Кресту Христа, ибо многие из иудеев и язычников, ненавидевших Христа и принявших участие в Его смерти, впоследствии раскаялись и вошли в Церковь Господню, стали поклоняться Честному Кресту («подножию ног») Спасителя. Апостол на литургии праздника – зачало 125-е из Первого послания к Коринфянам (1:18–24). В этом кратком чтении особенно наглядно показано значение Честного Креста для христиан: Крест для нас – «сила Божия», а распятый Христос – «Божия сила и Божия премудрость». Тайна Креста Христова столь велика и непостижима, что неверующие не могут понять значения крестной смерти Спасителя: для иудеев весть о распятом Богочеловеке – соблазн, а для языческих философов – безумие (μωρία – глупость). Евангелие читается дважды, оба зачала от Иоанна Богослова: на утрене – 42-е зачало от полу, на литургии – 60-е зачало. Утреннее Евангелие (Ин. 12:28–36) – довольно короткое и содержит предсказание Самого Христа в беседе с народом о Своей крестной смерти. Ключевой фразой данного зачала, связывающей его с праздником Воздвижения Креста, являются слова: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (ст. 32). Стоит отметить, что в данном отрывке говорится о голосе Бога Отца с неба и следует вспомнить, что в земной жизни Спасителя было всего два подобных случая – во время крещения на Иордане и преображения на Фаворе. Кроме того, что подобный ответ Бога Отца говорит о важности самого момента беседы и значимости слов Христа «Отче! прославь имя Твое», сделаем акцент на том, что все три евангельских эпизода, в которых повествуется о голосе Бога Отца с неба, читаются на двунадесятые Господские праздники: Воздвижение Креста, Богоявление и Преображение. Зачало на литургии – достаточно пространное (Ин. 19:6–35 с небольшими преступками) и содержит описание страстей Христовых, начиная от суда у Пилата и завершая Его смертью на Кресте. Таким образом, евангельское зачало на литургии переносит нас в атмосферу богослужения Великой Пятницы и лучшим образом свидетельствует, что прославление Креста Христова неотделимо от скорбных воспоминаний о Его страданиях. Б. Богословские темы. В песнопениях праздника отражается шесть основных тем; также выделим несколько интересных идей, которые хотя и выражены эпизодически (по сути, в одном песнопении каждая), но заслуживают нашего внимания. 1) История празднуемого события. Логично, что песнописцы упоминают о некоторых реалиях предыстории праздника. Особенно часто говорится о явлении знамения Креста императору Константину (4-я и 8-я стихиры литии, также канон, 1-я песнь, 3-й тропарь), который в результате этого «божественно востек к высоте зрения, тщанием же того от земных недр изнесе» (4-я стихира литии). Также есть упоминание о роли царицы Елены, которая нашла Святой Крест и явила его миру (8-я стихира литии). Впрочем, раскрытие данной темы ограничивается перечисленными песнопениями, так что по удельному весу богослужебных текстов эту тему следует признать второстепенной. 2) Воздвижение Креста. Может показаться, что этот аспект связан с предыдущим, однако это не так: здесь имеется в виду не то первое поднятие Креста, которое было совершено при царице Елене (об этом песнописцы не говорят вовсе), а упоминание о чине воздвижения креста, который совершается непосредственно за данным богослужением. Эта тема, без сомнений, имеет самый большой удельный вес в богослужении. Как пишет профессор Н.Д. Успенский, «песнопения содержат многократные упоминания о предстоящем воздвижении креста, как бы подготовляя этим верующих к великому торжеству. <…> И чем ближе становится желанное явление верующим Креста, тем сильнее звучит призыв Церкви к молитвенному и радостному созерцанию воздвигаемой святыни: “Крест воздвизается”, “Крест пресвятый, на высоту возносим, является днесь”, “Днесь происходит Крест Господень”. Чин воздвижения креста является своего рода кульминацией праздничного богослужения…» [67, с. 257–258]. Действительно, упоминания о воздвижении креста (иногда отдельно, иногда вместе со словами о поклонении честному Древу) присутствуют в 1-й и 2-й стихирах малой вечерни, во всех трех стихирах на «Господи, воззвах…» великой вечерни, почти во всех стихирах литии, во многих седальнах, в 1-м и 2-м тропарях 8-й песни канона. Наконец, в песнопениях, которые звучат непосредственно в конце утрени перед чином Воздвижения – во 2-м светильне, во всех хвалитных стихирах и почти всех стихирах на поклонение Кресту – эта тема господствует уже безраздельно. И везде, что характерно, употребляются глаголы или причастия настоящего времени, часто встречается обстоятельство «днесь». Посредством этого Церковь акцентирует внимание, что речь в песнопениях идет о воздвижении креста, совершаемом именно на этом богослужении, здесь и сейчас. Отдельно стоит сказать о библейском стихе «Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть» (Пс. 98:5), который можно считать самым характерным стихом этого богослужения, ибо он употребляется как входный стих и прокимен на литургии, и еще как припев к стихирам на стиховне. Кроме того, данный стих неоднократно цитируется в песнопениях (всего 4 раза, все эти песнопения – стихиры великой вечерни). В буквальном смысле в тексте псалма речь идет о Ковчеге Божием и о поклонении ему как подножию Господа: в Ветхом Завете ковчег с изображениями Херувимов на нем воспринимался как своего рода подножие или Престол, на котором восседает невидимый Бог, «Седящий на Херувимах». Однако в контексте праздника Воздвижения этот библейский стих приобретает иное звучание: его можно воспринимать как призыв к воздвижению креста и поклонению распятому на Кресте Спасителю. Именно так трактует данный стих святой Иоанн Дамаскин, который прямо говорит, что Крест Христов и есть то самое подножие, о поклонении которому пророчески возвестил святой царь Давид: «Давид песнопевец подножию Твоему, вопия, кланятися повелеваше, честному Кресту Твоему, Христе Боже, днесь, грешнии, кланяемся» (стихира на «Слава, и ныне» на стиховне). Для окончательного разъяснения вопроса о взаимоотношении Ковчега Завета и Креста Христова следует вспомнить, что в святоотеческом богословии (особенно в восточной сирийской традиции) Ковчег воспринимался не только как прообраз Креста, но и сам Крест считался «преемником», как бы новозаветным аналогом ковчега. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Та самая сила, что была в ковчеге, живет, как мы веруем, в этом поклоняемом образе Креста, который почитается нами в великом сознании присутствия Божия. <…> Не повергались ли Моисей и народ перед ковчегом в великом страхе и трепете? <…> Не были ли страшные откровения Божии явлены в нем, вызывавшие почитание его? Ибо Шехина18 Божия жила в нем – та самая, что живет теперь в Кресте: она ушла оттуда и таинственно вселилась в Крест» [29, с. 163]. 3) Воспоминание страданий Христовых. Несмотря на то, что в богослужении праздника Воздвижения радость доминирует, есть и мотив печали, связанный с воспоминанием страданий Христовых, ибо прославление Креста неотделимо от темы страстей. Однако таких песнопений немного, самым ярким представителем этой группы является 7-я стихира на поклонение Кресту, которая словно переносит нас в атмосферу Великой Пятницы: «Днесь Владыка твари и Господь славы на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает Сладость церковная, венцем от терния облагается покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания и заушается бренною рукою, рукою создавый человека, по плещема биен бывает, одеваяй небо облаки, заплевания и раны приемлет, поношения и заушения, и вся терпит мене ради, осужденнаго, Избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко Благоутробен». Более кратко аналогичное описание страстей дается в 7-й стихире на литии (и то только в 1-й половине этой стихиры): «…нас ради, Христе, суд приемый, и оплевания, и раны, и червленицею одеявыйся, и на Крест возшед, егоже видевше, солнце и луна свет скрыша, и страхом земля колебашеся, и завеса церковная раздрася на двое». Кроме того, упомянем 2-ю стихиру на стиховне малой вечерни, где говорится, что наряду с Крестом мы поклоняемся другим орудиям смерти Спасителя: копию и гвоздям. 4) Победа над смертью, преодоление проклятия и открытие входа в рай. Мы объединили эти различные темы в одну рубрику, так как с точки зрения Догматического богословия они входят как составные части в понятие «спасительные плоды искупительного подвига Христа по отношению к следствиям падения» [21, с. 449]. Следствиями греха стали проклятие (которое выражается в невозможности общения с Богом, что в образном смысле представлено как закрытие дверей рая и пути к дереву жизни) и смерть. Христос же, совершив дело искупления, освободил человека от проклятия и власти смерти. Потому и в богослужебных текстах теме страданий и смерти Христа всегда сопутствуют идеи победы над смертью и отмены проклятия. О победе над смертью ясно сказано в начальных словах ирмоса 9-й песни второго канона: «Снедию древа роду прибывшая смерть Крестом упразднися днесь». Замечательно данная мысль выражена в 1-й стихире малой вечерни: «смерть умерщвляется и ныне пуста явися»; использование однокоренного глагола «умерщвляется» придает выразительность данной фразе: против смерти обращено ее же собственное оружие, она словно погибает от собственного яда. Об отмене проклятия говорится в стихире на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах…» великой вечерни: «клятва разрушися осуждения праведнаго, неправедным судом Праведнику осуждену бывшу». Здесь же употребляется красивая сентенция: «Древом бо подобаше древо исцелити», в которой выражается противопоставление дерева познания добра и зла и Древа Крестного (эта же антитеза встречается в седальне по полиелее и во 2-й стихире на поклонение Кресту). Таким образом, проводится мысль, что рана, нанесенная человеку деревом познания добра и зла, исцеляется только Древом Креста. В седальне по полиелее имеем другой образ: древо познания явило наготу человека, в то время как Древо Креста дарует нам «живота одеяние». Еще одним следствием искупительного подвига Христа является освобождение человека от власти диавола, и эта мысль фигурирует дважды, причем в почти что одинаковой форме. Так, в стихире на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах…» великой вечерни мы поем: «праoтца бо Адама прельстивый древом Крестом прельщается», а в ирмосе 5-й песни канона сказано: «Имже паде древом прельстивый, тобою прельстився». Примечательно, что здесь, во-первых, употребляется святоотеческий образ искупления как обман диавола, во-вторых, использованием одного и того же глагола «прельстити» в разных залогах достигается лексическая выразительность. 5) Похвала Кресту. Стихиры праздника и 1-й светилен изобилуют разного рода метафорами и хвалебными эпитетами в адрес Креста. Наибольшее количество таких сравнений встречается в 1-й стихире на стиховне: «Радуйся, живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение… оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, славо мучеников, преподобных… удобрение, пристанище спасения…». Не меньшее количество поэтических именований содержится в светильне праздника: «Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкве, Крест царей держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава и демонов язва». Кроме упомянутых песнопений, эти же метафоры встречаются в двух других стихирах на стиховне великой вечерни, во 2-й стихире на «Господи, воззвах…» и в стихире по 50-м псалме на утрене. Таким образом, поэтические хвалебные эпитеты в адрес Креста занимают важное место в богослужебных текстах праздника. 6) Молитвы за царя. Во многих (всего – 10) праздничных молитвословиях (в их оригинальном виде) содержатся прошения о царях вообще и о правящем императоре в частности. Эта особенность хорошо известна, ибо присуща в том числе двум самым употребительным богослужебным текстам – тропарю и кондаку праздника. «Причину появления таких прошений следует видеть в православном понимании Креста как знамения победы (что сделало Крест частью византийской воинской символики), а также в том, что обретение Креста и установление праздника Воздвижения состоялось благодаря в первую очередь святым равноапостольным Константину и Елене» [26, с. 169]. При этом в современных изданиях славянской Минеи в шести из десяти песнопений упоминания о царях сохранены; в основном оставлены те выражения, где о царях говорится в общем смысле, например, Крест – «царей держава» (2-я стихира на стиховне великой вечерни, светилен19), «царей похвала» (канон, 7-я песнь, 3-й тропарь). Однако в четырех песнопениях соответствующие прошения удалены или изменены; представим эти имеющиеся исправления в виде таблицы (слова, подвергшиеся редакции, выделим курсивом): Текст в греческой Минее (перевод) Современный славянский текст Тропарь Победы царю на варвары даруя Победы (–) на сопротивныя даруя Кондак Возвесели силою Твоею верного царя нашего Возвесели нас силою Твоею 4-я стихира на поклонение Кресту Рог верных царей наших совозносится Рог верных христиан совозносится 3-я стихира литии Даруй христолюбивому царю победу Даруй христолюбивому воинству победу Хотя по причине указанных исправлений в современном варианте службы мотив молитвы о царях не столь заметен, все же частично (в оставшихся шести песнопениях) он присутствует и, говоря об идейном содержании службы в целом, идею сугубой молитвы о царях нужно иметь в виду. К категории интересных второстепенных идей отнесем два мотива. Так, принятие Господом смерти на Кресте повлекло за собой освящение «естества деревьев» (9-я песнь, 1-й канон, 1-й тропарь); этот аспект можно сравнить с более известной идеей праздника Богоявления об освящении естества вод во время крещения Иисуса Христа. А вот еще одна идея: в 4-й стихире на поклонение Кресту проводится аналогия: четыре конца Креста сопоставляются с 4-мя сторонами света («четвероконечный мир днесь освящается, четверочастному воздвизаему Твоему Кресту, Христе Боже наш…»), чем проводится мысль, что на Кресте явлено спасение для всех людей земли.
    0 комментариев
    23 класса
Фильтр
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
  • Класс
Показать ещё