Библии. Дошёл до «Второзаконие» глава 22 стих 28 и у меня возник вопрос. В стихах 28-29 написано:
«Если кто-нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит её и ляжет с нею, и застанут их, то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят сиклей серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил её; во всю жизнь свою он не сможет развестись с нею.»
Как такое может быть, чтобы жертва становилась женой человека, что изнасиловал её? Неужели это справедливо и Иисус одобряет такое?
Вопрос закрыт для новых ответов.
3 Ответа
Активность
По голосам
Новые
Старые
13
священник Евгений27.29K
Здравствуйте, Евгений!
Смысл этой заповеди становится понятен в контексте суровых условий того времени: этот закон служил инструментом юридической и социальной защиты пострадавшей, а не поощрением для преступника.
1. Предотвращение «социальной смерти».
В древневосточном обществе женщина не могла выжить самостоятельно. Она находилась под опекой сначала отца, затем мужа. Девушка, потерявшая девство вне брака, практически не имела шансов выйти замуж. В тех реалиях это означало, что она была обречена на нищету, унижение или рабство.
Закон Моисея (Втор.22:28-29) перекладывал тяжесть последствий на мужчину. Он не получал женщину как «трофей», а взваливал на себя пожизненное бремя ответственности.
• Он платил отцу огромный штраф (50 сиклей серебра — это стоимость нескольких лет труда рабочего).
• Он обязан был взять её в жены и содержать.
• Он лишался права на развод. Это критически важно: в древности мужчина мог легко выгнать жену, но в данном случае закон запрещал ему это делать до конца жизни. Он становился заложником своего поступка.
2. Право на отказ.
Закон не принуждал девушку выходить замуж насильно. В книге Исход (Исх.22:16-17) уточняется эта норма: отец (как юридический опекун дочери) имел полное право отказать насильнику. В таком случае виновный все равно выплачивал полную сумму брачного выкупа (вено), что обеспечивало девушке финансовую подушку безопасности и приданое для возможного будущего брака с другим человеком.
3. Сохранение рода и места в народе.
В ветхозаветную эпоху полнота знания о вечной жизни еще не была открыта людям так, как в Новом Завете. Божие благословение и бессмертие человека мыслились прежде всего через потомство. Бездетность и одиночество воспринимались как тяжкое поношение, как стирание имени из истории народа Божия.
Пострадавшая девушка без этого закона рисковала стать изгоем. Заповедь гарантировала, что грех мужчины не лишит женщину её законного статуса, защиты и возможности иметь детей. Таким образом, закон не допускал, чтобы насилие привело к еще более страшному для ветхозаветного человека последствию — исчезновению рода этой женщины.
Мы не живем по гражданскому кодексу Древнего Израиля, и Христос вывел отношение к личности на совершенно иную высоту. Но для того жестокого времени это установление было способом ограничить зло и физически спасти женщину, которая иначе погибла бы социально.
8
чтец Сергий Федоров99.40K
Подобные предписания нужно читать в культурно-историческом контексте того времени и не переносить механически на современную ситуацию или вспоминать истории о маньяках (речь не о них конечно). В данном случае, эта мера была направлена на защиту достоинства и поддержку пострадавшей и ее семьи. Изнасилованная девушка в те древние времена могла остаться пожизненно одинокой, и закон предписывал мужчине принять полную ответственность за содеянное через выплату компенсации семье и женитьбу на обесчещенной девушке. Нужно добавить, что отец девушки мог отказаться от того, чтобы отдавать в жены свою дочь такому мужчине и взять с него штраф (Исх.22:16-17).
8
Иерей Евгений106.87K
Это гарантия интересов жертвы. Ветхий Завет преимущественно обещал материальные, вещественные благословения Божии, потому что иудеям было малоинтересно Царство Небесное. На одном из первых мест для евреев, конечно, стояла семья и многочадие. Наоборот, Церковь эти же материальные благословения старается понимать более в духовном смысле. Для примера посмотрите Пс.127 и его церковные толкования. Так, свт. Иоанн Златоуст пишет:
«Вот так благословится человек, боящийся Господа!». Что, скажи мне, говоришь ты? Это ли блаженство? Это ли благо – благосостояние дома, наслаждение своими трудами, множество детей, жена? Нет; это только – прибавление. «Наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Лк.12:31). Так как пророк говорил людям еще несовершенным, то он и убеждает их, как малых детей, предметами чувственными. Не удивляйся этому... Таким образом, наградою боящимся Бога служит не только это, – наслаждение собственностью, жена, дети, благосостояние дома, – это только избыток и прибавление; а главные и великие блага заключаются, во-первых, в самом страхе Божием, который сам по себе составляет награду, потом – в тех неизреченных благах, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор.2:9).
Какое отношение это имеет к Вашему вопросу? Самое прямое. Целью жизни людей в Ветхом Завете не было семейное счастье, но в первую очередь - крепкая семья и многодетность. Даже если брак начался с изнасилования, это не мешало впоследствии ни крепкой семье (тем более что мужчина уже не мог развестись), ни многодетности. Супруги не путешествовали в отпуск, даже и отпусков не имели. Ежедневно живя под одной крышей и будучи включенными в сельскую или городскую общину, они волей-неволей приходили к общности своих интересов и взаимопониманию.
Так что с точки зрения Ветхого Завета перед нами высшая гарантия интересов опороченной девицы. Крайне маловероятно, чтобы ее кто-то другой взял бы потом в жены, т.е. без этой нормы она осталась бы безбрачной и бездетной, ее имя оказалось бы забытым в Израиле.
Нет комментариев