Екатерина Дудник
(43 голоcа: 4.2 из 5)
Рассказ Ирины Чуйко: «Прости меня, подруга!»
История Артема Евдокимова: «Враг братской любви»
Марина Карпович: Ценный урок
Осуждение – один из самых коварных и распространенных, но при том часто не замечаемых грехов. Осуждая, люди думают, что таким образом проявляют собственную высокую нравственность, обличают пороки других и указывают на справедливость. На самом же деле мы просто превозносимся и стараемся не замечать собственных грехов. А самое интересное, что каждый из нас прекрасно знает евангельскую заповедь «не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1), но продолжает давать оценки другим.
В конце концов, в жизни довольно часто в тот или иной момент люди осуждают друг друга. Повод всегда найдётся. Лишь бы человек это вовремя осознал и покаялся, помолился и попросил Бога о помощи. Мы собрали три истории, главным героям которых удалось это сделать.
Рассказ Ирины Чуйко: «Прости меня, подруга!»
Мне посчастливилось вырасти в полноценной благополучной семье. С раннего детства родители души не чаяли во мне. Несмотря на самый обычный финансовый достаток, старались выполнять все мои прихоти. У меня было обилие кукол и плюшевых игрушек, стильные наряды и наборы детской косметики, диски с самыми свежими мультфильмами и стопки детских журналов. Когда я подросла, то семья всеми силами поддерживала мои стремления в плане секций и кружков – волейбол, танцы, рисование… В школе училась всегда «на отлично», активно участвовала во всевозможных олимпиадах и конкурсах. А потом наступило время выбирать университет. В итоге мне удалось поступить в один из лучших вузов страны на бюджет. Прекрасно понимаю, что это во многом заслуга родителей, которые всегда создавали мне благоприятные условия для учебы и развития, были опорой, подставляли плечо в трудные минуты и искренне радовались даже самым незначительным моим успехам.
В те же детские годы, с которых начался мой рассказ, у меня появилась подруга по имени Алена. Мы ходили в детсад, а потом в школу и на секцию волейбола. Скажу более, всё мое детство было неразрывно связано с Аленой: мы ставили домашние спектакли, проводили первые кулинарные эксперименты, шили куклам наряды, кормили птиц зимой и сооружали им домики, осваивали катание на роликах… Одним словом, «не разлей вода».
грех осуждения
Когда же наступил подростковый возраст, всё резко поменялось. Мы с Аленой стали гораздо реже видеться. Если я продолжала корпеть над книгами, готовиться к вузу и посещать тренировки, то моя подруга всерьез заинтересовалась противоположным полом. Сначала у нее появился один друг, потом второй… А в 16 лет она вовсе решила переехать в другой город, поступив в местное училище.
Скажу честно, этими поворотами в жизни Алены я была ошеломлена. Именно с того момента в моей душе поселилось осуждение по отношению к столь близкому для меня человеку. Я стала считать её легкомысленной девицей, которая пошла по наклонной. К восемнадцати годам, когда Алена переехала жить в квартиру к своему молодому человеку, наше общение практически прекратилось.
Так пролетел целый год. Подруга пыталась звонить, но с моей стороны был только холод. Я твердила себе, что наши пути разошлись и что мы слишком разные. Хвалила себя, считала очень правильной и серьезной, добившейся немалых успехов. Её же, наоборот, продолжала осуждать за выбранную дорожку. Но душа моя не находила покоя, было чувство неосознанной неправоты, совесть укоряла…
Мне понадобилось немало времени, чтобы понять свою ошибку. Конечно, это произошло уже в стенах храма.
Сначала я осознала, что грешна осуждением и самомнением, превознеслась над подругой и осудила её, хотя в глазах Бога мы все равны. А потом я стала искать оправдание поступкам Алены. С семьей ей повезло гораздо меньше, чем мне. Родителям было всего по 17 лет, когда она появилась на свет. Отец сразу оставил семью, а мать повторно вышла замуж и родила второго ребенка. Отчим не принял Алену с первых дней жизни в одном доме, стал кричать по любому поводу и требовать, чтобы она как можно чаще сидела в своей комнате и помалкивала. Мать не заступалась. Затем в их доме начались попойки…
В итоге Алена переехала к бабушке и дедушке. Они относились к ней тепло, обеспечивали всем необходимым и защищали от горе-отчима. Но бабушка умерла. Дедушка сильно затосковал и замкнулся в себе. Моя подруга снова почувствовала себя одинокой. И вот тогда она решилась на переезд в другой город.
Конечно, своими проблемами и переживаниями Алена пыталась делиться со мной, но я её не слышала. Не хотела слышать. Только осуждала за легкомысленность, за очередных ухажеров и переезд. А ведь мне стоило бы проявить сочувствие к этому человеку, оказать поддержку в сложный для нее момент жизни, где-то направить советом, да просто обнять и ободрить. Потребовались годы, чтобы понять, как же я была неправа. Алена не уехала, а сбежала в чужой город, поскольку дома оказалась никому не нужной. Среди представителей мужского пола начала искать какую-то поддержку и опору, в столь раннем возрасте решив обзавестись своей семьей и обрести тот домашний уют, которого ей так хотелось.
Как говорится, сытый голодному не товарищ. Имея любящую семью, в которой меня всегда поддерживали и оберегали, я не понимала Алену. Однако Господь открыл мне мою неправоту, а вместе с ней мои грехи. Я смогла перестать осуждать Алену, искренне попросила у нее прощения за свое поведение и наладила наши отношения даже спустя столько времени. К слову, тот парень, с которым моя подруга начала сожительствовать в 18 лет, в итоге стал её мужем. Сейчас они воспитывают прекрасную дочь Алису, и всё у них хорошо.
В завершение мне хочется привести слова преподобного Порфирия Кавсокаливита, которые очень мне помогли в тот период, когда моя душа терзалась от осуждения:
«Наша цель – не осудить зло, а исправить его. Если человека осудить, то он может прийти в полное расстройство, а если проявить понимание и поддержать его, то он спасется. Нужно встречать грешника с любовью и с уважением относиться к его свободе. Когда в семье кто-то роняет вазу со стола, и она разбивается, нас обычно охватывает гнев. Но если в эту критическую минуту мы, проявив понимание и прощение, станем выше всего, что произошло, то приобретем и свою душу, и душу нашего брата. В этом и состоит вся духовная жизнь: одно движение ввысь среди испытаний скорбями, один переход от негодующего эгоизма к пониманию любви».
История Артема Евдокимова: «Враг братской любви»
С братом Сергеем у меня с юных лет были натянутые отношения. Мы заметно отличались. Он всегда казался мне каким-то чрезмерно беззаботным, способным отстраняться от мирских проблем и веселиться, не имея на то особых поводов. Сергей мог запросто отправиться в путешествие почти без денег. А свое решение объяснял следующим образом: «Там ребята знакомые живут. Приютят, обогреют, накормят!» Либо же мог пойти подработать курьером, накопить нужную сумму и полностью выложить ее в кафе, угощая своих друзей.
Мне подобные поступки были непонятны. Я всегда относился к числу людей, которые прилежно учились в школе и университете, а потом обретали стабильную профессию, в моем случае – инженера. После этого следовала свадьба и рождение двоих детей.
У Сергея всё в итоге получилось наоборот. В двадцать лет женился, но уже через полтора года развелся. В двадцать три поступил в университет, а через год был отчислен из-за прогулов. Брат совсем не расстраивался, но с улыбкой твердил: «Я просто себя ищу».
Долгое время, пока длились эти «поиски», я продолжал превозноситься над Сергеем, ведь у меня уже были профессия и семья, а у него – ноль. Считал его просто глупым неудачником, который ничего не может добиться из-за своей беспечности. В какой-то мере даже раздражался на его поведение. Однако у меня не было сочувствия к брату и желания как-то направить его, оказать помощь, просто поговорить по душам. Сейчас понимаю, что вся холодность отношений во многом объяснялась осуждением с моей стороны. Этот грех стоял между нами, между самыми близкими людьми – родными братьями.
А потом ситуация вдруг резко изменилась. Сергей, который с детства «дружил» с компьютерами, прошел онлайн-курсы IT-профессий и довольно быстро стал востребованным специалистом в данной области. Брат начал получать зарплату практически вдвое больше моей, купил солидный автомобиль и сделал ремонт в квартире.
Мне в тот период стоило бы радоваться, ведь близкий человек наконец-то остепенился и стал устраивать свою жизнь. Я же якобы этого так хотел. Но нет! Я стал завидовать черной завистью. «У него больше зарплата, у него краше жилье, да еще и девушка умница-красавица появилась», – вот такие мысли и чувства переполняли меня. И даже в этой ситуации я находил поводы, чтобы снова осудить брата. Например, думал, почему это он подарил на день рождения моей дочери всего 5000 рублей, если мог 10 000.
грех осуждения
В какой-то момент я понял, что так больше продолжаться не может. Превозношение себя, зависть, осуждение не позволят мне дальше нормально жить. Я стал ходить в храм и исповедоваться, молиться, просто сдерживать себя и отгонять дурные помыслы. Первое время было архисложно избавляться от всей той грязи, накопленной за долгие годы! Обсуждал эту тему с батюшками, просил советов, старался им следовать, падал, но снова поднимался и старался.
Если говорить конкретно о грехе осуждения, который стал главным врагом нашей братской любви, то я начал бороться с ним посредством самоосуждения. И знаете, мне просто стало некогда заниматься осуждением других людей, когда я начал вникать в себя, изучать свои грехи и страсти, распознавать свое сердце. Я понял, насколько сам грешен! Понял, кто я такой, чтобы вообще кого-то в этом мире осуждать.
Мне тогда очень помогли следующие слова преподобного Амвросия Оптинского:
«Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению пред Богом и людьми и просить в этом помощи Божией».
Перед братом я тоже покаялся за свое поведение и попросил прощения. Недавно Сергей вместе с супругой купил квартиру в доме, расположенном рядом с моим. Так что теперь мы, можно сказать, живем одной большой семьей!
Марина Карпович: Ценный урок
Раньше я часто любила посидеть в окружении подруг, чтобы посплетничать и осудить людей. Как правило, каждая наша беседа была похожа на предыдущую. Вот только имена главных героев менялись. Например, могли посмеяться над Ленкой, выбравшей платье совсем не по фигуре. Или обсудить Маринку за то, что она развелась с таким видным и статным мужчиной. Также говорили о Женьке, у которого не зарплата, а сущие копейки, потому ему в личной жизни не везет. А еще вспоминали неудачника Борьку, продолжающего в свои тридцать лет жить с родителями. Вот такие темы становились поводом наших собраний с подругами.
грех осуждения
Новые сплетни только разжигали пыл. Они придавали ложную уверенность в себе. Мы осуждали и самоутверждались. Это сейчас мне понятно, а тогда было явно невдомек.
Наверняка я бы и дальше продолжала впадать в грех осуждения, если бы со мной не случилась одна история.
Кто-то (мне до сих пор это неизвестно) распространил в социальных сетях среди моих друзей и знакомых смонтированную фотографию, где я представлена в отвратительном развратном виде. Когда несколько человек практически одновременно переслали мне этот «шедевр фотомонтажа», я была шокирована.
Мне, «пай-девочке», которая всегда была отличницей, спортсменкой и активисткой, просто нанесли удар под дых. Было дико стыдно, я впала в уныние, несколько дней просто не выходила из дома. Когда попыталась получить поддержку среди своих подруг, то лишь наткнулась на осуждение, насмешки и презрительные взгляды. Вся наша дружба прямо на глазах распалась, как карточный домик.
Эта история послужила тяжелым, но показательным уроком. Мне тогда многое довелось переосмыслить и осознать.
Да, жизнь моя перевернулась, когда покаялась в осуждении! Я вдруг поняла, что Ленка, чье ужасное платье мы обсуждали, просто получила его в наследство от старшей сестры, ведь лишних денег на новые наряды в их семье не было. А Маринка развелась, потому что её муж оказался деспотом, который издевался над ней и маленькой дочкой. Женька получал сущие копейки, потому что проходил стажировку на новом месте работы, а сейчас его оценили и начислили хорошую зарплату. Борька же продолжает жить с родителями, поскольку его мать болеет и нуждается в постоянном уходе, а он как заботливый сын не может её оставить…
Теперь, когда хоть доля осуждения закрадывается в моей душе по отношению к какому-либо человеку, я сразу вспоминаю ту историю. Господь устроил всё максимально полезно для меня. В моей жизни больше нет собраний с подругами, сплетен, осуждения… Наоборот, стараюсь проявлять к людям больше понимания, сочувствия и милосердия. От этого на душе светлее и теплее становится.
«Осуждение и злословие – самые страшные грехи, они сильнее, чем любой другой грех, удаляют благодать Божию. Как вода угашает огонь, – говорил святой Иоанн Лествичник, – так осуждение угашает благодать Божию».
А я не хочу больше удаляться от этой благодати. И призываю к этому каждого!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев