01 июня.
«Язык – небольшой член, но много делает» (Иак. 3:5)
Действительно, сколько хорошего может сделать иной раз одно слово, сказанное вовремя, обдуманно, слово, исходящее из сердца, плод доброго чувства, возвышенной мысли. С другой стороны, сколько невообразимого зла может сделать одно недоброе, едкое слово, действующее, как яд, направленный против ближнего. Как строго мы должны следить за этим небольшим членом, который призван только благословлять, распространять одно добро и противодействовать злу, где только может.
Большею частью люди смотрят слишком легко на сказанное слово; как часто, желая блеснуть умом, они готовы исказить истину и сказать то, что может принести великий вред; и так как мы уже не можем остановить действия сказанного слова, которое бывает гораздо сильнее, чем мы думаем, оно распространяется все дальше и дальше, преувеличивая по пути высказанную мысль, и, прежде чем мы успеваем опомниться, оно уже поставило клеймо на человека, может быть, и ложное.
Постараемся же всегда помнить это и будем чаще повторять в своем сердце: «Положи, Господи, хранение устам моим!» (Пс. 140:3) И вместе с тем, не дай нам, Господи, воздержаться от того слова, которое подчас должно быть сказано в защиту правды или для ободрения и утешения скорбящего, которого нередко одно слово может подкрепить и согреть в минуту уныния. Не будем лишать ближнего этой поддержки из ложного стыда или неуместной робости, и пусть слово наше «будет всегда с благодатию... дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4:6).
......
Как облегчить скорбь свою, когда терпишь напрасные обиды
19 мая (1 июня)
(Преставление благоверного князя Иоанна, в монасех Игнатия, Вологодского чудотворца)
Нет, кажется, ничего труднее, как сохранять благодушие, когда переносим обиду, и притом напрасно. Сердце так и разрывается на части: неужели, говорим мы, Бог не видит, что мы напрасно терпим? Неужели Он не накажет нашего врага? И за что же последний торжествует? Где правда? И этим обыкновенно к скорби, которая гнетет нас, присоединяем другую: ибо гнев терзает сердце, злоба к врагу отнимает последний покой и, действительно, мучения становятся невыносимы.
Но что же делать, скажете? Как поступить иначе? – Ненавидящий добро дьявол вложил некогда в сердце великого князя Иоанна Васильевича ненависть против брата его Андрея Васильевича Угличского и чад его Иоанна и Димитрия. Он велел окованных их отправить в Переславль, потом отведены они были на Бело-озеро, а затем в Вологду и там в цепях пробыли в темнице многие годы. Один из этих гонимых, благоверный князь Иоанн, вооружившись мужеством, не только сам без ропота сносил незаслуженное тяжкое наказание, но имел настолько силы, что увещал еще и брата своего Димитрия и говорил ему: «Не скорби, брат, от темницы и от уз сих; это Сам Бог, желая подать полезное душам нашим, вложил в сердце дяде нашему так поступить с нами; воля Божия была устроить это для того, чтобы мы к свету сему суетному не прилепились. Помолимся же Господу, чтобы Он милость Свою нам послал и дал нам силы с радостью претерпеть нашу скорбь во имя Его и избавил нас ею от вечныя муки». Чем же все кончилось? Тем, что этот дивный Иоанн, проведший в узах тридцать два года, своим благоразумием и терпением стяжал себе умиление и слезы, а затем, пред смертью, принявши монашеский образ, в темнице уже радовался и веселился, а когда скончался, Господь прославил его. От тела его, как сказано в житии, во весь град изыде благоухание, а мощи и доныне с верою приходящим подают исцеление.
Итак, вот как нужно поступать, когда терпим напрасные обиды и скорби. Нужно представлять себе, что ничто не может быть без попущения Божия; нужно смириться, все простить своему врагу, предоставить все Богу, покрыть все терпением и любовью. Когда сего достиг благоверный Иоанн, тогда и умиление стяжал и в темнице, в узах радовался и веселился. И каждый великую пользу стяжет, если поступит подобно ему. Ибо, что приобретает побеждающий любовью обиды и вражду? Он приобретает величие духа, твердость воли, истинное благородство сердца, господство над своими склонностями и желаниями, постоянство и легкость в преодолении искушений, высшую степень любви к ближним (Римл. 5, 3–5) (Матф. 5, 44–48). У такого человека всякая обида проходит со слезами, как солнечный зной с появлением дождя; и такой человек становится способным и в пещи огненной славить Бога, и в темницах и ранах радоваться и веселиться. Он, наконец, приобретает и те две наиславнейшие победы, которые, поистине, могут назваться победами из побед: одну – над самим собою, а другую – над врагом своим. Аминь.
..
Помогать ли попрошайкам?
82429.05.2025Заповедимилостыня обман мошенники
Артемий16
Здравствуйте! Возвращаясь со службы в храме, проходил мимо магазина. Ко мне подошёл молодой человек лет 16, сказал, что приехал издалека и живет в хостеле с больной матерью и младшими братьями и сестрами, и попросил меня купить продуктов. Я спросил \\"что конкретно купить?\\», на что он сказал, что пойдет со мной. Я согласился. Придя в магазин, он сразу активно начал выбирать продукты далеко не первой необходимости: дорогое мясо, суши, напитки и т.д. Единственное, что его волновало, чтобы в составе продуктов не было свинины, т.к. он мусульманин. Тот факт, что человек верующий, хоть и не христианин, вызвало во мне некоторую симпатию и укрепило желание помочь. Продолжая наполнять корзину, он все время напоминал о больной матери и младших сестрах. Закончив с выбором продуктов, мой новый знакомый сказал, что подождёт меня на улице: местные продавцы его видят не впервые и реагируют не очень хорошо. Подойдя к кассе я понял, что денег у меня на это все не хватит (я сам студент) и часть товаров оставил. Оплатив покупки, я передал ему пакет. Он же достал из камеры хранения другой пакет, в несколько раз больше того, который я передал ему. Да и одет он был неплохо, ничем не хуже меня. И теперь меня мучает совесть: правильно ли я поступил? С одной стороны, я хотел исполнить Библейскую заповедь о помощи ближнему. С другой же стороны, я понимаю, что, встретившийся мне человек, вполне вероятно, был не до конца честен со мной и злоупотребляет помощью незнакомых людей. И вместо того, что помочь ему, я бы мог помочь тем, кто в этом действительно нуждается. Заранее благодарю за ответ!
.........
Помогать ли попрошайкам?
82429.05.2025Заповедимилостыня обман мошенники
Артемий16
Здравствуйте! Возвращаясь со службы в храме, проходил мимо магазина. Ко мне подошёл молодой человек лет 16, сказал, что приехал издалека и живет в хостеле с больной матерью и младшими братьями и сестрами, и попросил меня купить продуктов. Я спросил \\"что конкретно купить?\\», на что он сказал, что пойдет со мной. Я согласился. Придя в магазин, он сразу активно начал выбирать продукты далеко не первой необходимости: дорогое мясо, суши, напитки и т.д. Единственное, что его волновало, чтобы в составе продуктов не было свинины, т.к. он мусульманин. Тот факт, что человек верующий, хоть и не христианин, вызвало во мне некоторую симпатию и укрепило желание помочь. Продолжая наполнять корзину, он все время напоминал о больной матери и младших сестрах. Закончив с выбором продуктов, мой новый знакомый сказал, что подождёт меня на улице: местные продавцы его видят не впервые и реагируют не очень хорошо. Подойдя к кассе я понял, что денег у меня на это все не хватит (я сам студент) и часть товаров оставил. Оплатив покупки, я передал ему пакет. Он же достал из камеры хранения другой пакет, в несколько раз больше того, который я передал ему. Да и одет он был неплохо, ничем не хуже меня. И теперь меня мучает совесть: правильно ли я поступил? С одной стороны, я хотел исполнить Библейскую заповедь о помощи ближнему. С другой же стороны, я понимаю, что, встретившийся мне человек, вполне вероятно, был не до конца честен со мной и злоупотребляет помощью незнакомых людей. И вместо того, что помочь ему, я бы мог помочь тем, кто в этом действительно нуждается. Заранее благодарю за ответ!
........
Сюжет
Эскиз посвящен событиям Первого Вселенского Собора, на котором было разработано Православное учение о Единосущной и нераздельной Троице и осуждена ересь Ария, отрицавшая, что Сын единосущен Отцу. По словам Ария Сын был сотворен, еретик утверждал, что «было время, когда Сына не было». Цикл «Вселенские соборы» призван был показать историю Христианской церкви с I по X век, когда происходила борьба всевозможных сект и ересей, пока, наконец, не были выработаны общие постулаты христианской религии.
Описание
На верхней части хоров Суриков изобразил первый Вселенский Никейский собор, созванный в 325 году римским императором Константином для борьбы с арианами. На Соборе присутствовали патриархи Макарий Иерусалимский, Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский, Александр, архиепископ Цареградский, Осия, епископ Кардубский, Пафнутий, епископ Фаваидский, Иаков Исповедник, Павел Неокесарийский и другие духовные лица. Архидиакон Афанасий опроверг учение Ария, того отлучают от Церкви и ссылают. Впоследствии Константин сам становится арианином, возвращает Ария, ссылает Афанасия.
Эскиз Сурикова, который можно увидеть в Русском музее, отличается смелостью. Арий по требованию заказчика не изображен, но весь сюжет и без того полон драматизма. Император Константин высоко восседает на троне в роскошной одежде, Афанасий с молодым страстным лицом поднял одну руку, а пальцем другой указует на строку в пергаменте. Это был мужественный человек, подвергавшийся гонениям за правую веру. Последовательно и стойко он защищал ее чистоту. Не только на Никейском соборе, где Арий был осуждён, но и позднее, когда весь епископат уклонился в арианство, он смело отстаивал истинность Православия. Художник поместил фигуру святителя Афанасия в центре картины, как одного из главных участников собора. Здесь же показан и его духовный наставник, епископ Александр Александрийский. Как известно, он председательствовал на Никейском соборе. Николай Мирликийский изображен напряженным, готовым к борьбе, известно, что он в споре дал Арию пощечину.
Также на эскизе изображен старец в простой монашеской одежде – это святитель Спиридон Тримифунтский, который всю жизнь занимался тяжелым крестьянским трудом и так скромно одевался, что однажды стражник принял его за бродягу, отказавшись пропустить епископа в императорский дворец. В руках епископа предмет, похожий на плинфу – глиняную пластину. Согласно преданию, с помощью плинфы святитель Спиридон явил на Соборе чудо, которое стало доказательством единосущности Лиц Бога-Троицы. Епископ сжал пластину, и из глины вышли огонь и вода. «Как плинфа – одна, а стихий в ней три, – сказал мудрый старец, так и Пресвятая Троица – Единое Божество в трёх Лицах» — более весомого и простого доказательства никто не слышал.
После замечаний Комиссии Суриков переделывает свой труд: Константин уже не выделяется богатством одеяния, Афанасий охлажденно статуарен, святитель Николай Мирликийский стал тем каноническим образом, к которому верующие обращаются с молитвой.
История
В 1876 году художник участвовал в росписи Московского храма Христа Спасителя. И перед нами – эскиз для этой большой работы. Однако работа мастера постоянно корректировалась. После замечаний академической Комиссии, выступающей с требованием следовать неукоснительно иконографической традиции в изображении Соборов, Суриков переделывает свой труд: император Константин Великий, председательствующий на Соборе, уже не выделяется богатством одеяния, Афанасий охлажденно статуарен, а св. Николай Мирликийский стал тем каноническим образом, максимально приближенный к иконописному образцу.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев