Воскресное и праздничное богослужение. Особенности будничных служб
Содержание
2.1. Всенощное бдение
2.1.1. Общие сведения о Всенощном бдении
2.1.2. Великая вечерня в составе Всенощного бдения
2.1.3. Утреня с полиелеем в составе Всенощного бдения
2.2. Изменяемые части литургии
2.1. Всенощное бдение
2.1.1. Общие сведения о Всенощном бдении
Всенощным бдением называется торжественное богослужение, совершаемое в ночь накануне воскресных дней, великих и некоторых средних праздников. Это составное богослужение: три службы – великая вечерня, утреня и первый час, неразрывно связанные в нем в единое целое.
«Бдение» значит «бодрствование». Всенощное бдение ведет свое начало с апостольских времен. Известно, что первые христиане нередко проводили ночи в молитве. В книге Деяний Апостольских упоминается о таких ночных молитвенных собраниях (12:12, 20:7-11).
В периоды гонений эти собрания проводились в недоступных местах, в том числе и в катакомбах, на гробах мучеников. Свидетельства о них сохранились, например, в переписке императора Траяна со своим наместником в Вифинии Плинием Младшим († 113). Плиний пишет, что христиане «в назначенный день на рассвете. сходились, поочередно обращались с молитвой к Христу как Богу»11.
Особенно распространены были такие бдения под воскресный день, называвшийся «День Господень», «день солнца». Возглас иерея в конце Всенощного бдения: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» как раз и относится к появлению первых лучей солнца на востоке. На святой горе Афон (и на Афонском подворье в Москве) Всенощное бдение и до настоящего времени продолжается всю ночь.
На Руси Всенощное бдение появилось в IV–V веках, когда совершался переход со Студийского к Иерусалимскому Уставу.
Согласно указанию Типикона, Всенощное бдение должно начинаться «по еже зайти солнцу мало», то есть вскоре после захода солнца. В богослужебных книгах слово «бдение» иногда заменяется словом «собор» указывая на то, что это богослужение, ради большей торжественности, совершается целым собором священнослужителей. Слово «бдение» может заменяться и греческим названием «агрипния» (2, с. 56–57).
Так как Всенощное бдение положено начинать с наступлением ночи, то перед заходом солнца, чтобы не оставлять этого времени дня без церковной молитвы, Устав предписывает совершать так называемую малую вечерню. Это сокращенный вариант вечерни. Она вся совершается при закрытых царских вратах и задернутой завесе. В приходском богослужении она обычно опускается.
2.1.2. Великая вечерня в составе Всенощного бдения. Вседневная вечерня
Подробное описание начала Всенощного бдения можно прочитать в Лекции №8 «Воскресное богослужение» М.С. Красовицкой и разделе 2.1. «Начало Всенощного бдения. Вечерня» «Литургики» архиеп. Аверкия.
Перед началом Всенощного бдения совершается безмолвное каждение алтаря. Вечерня, как уже говорилось, изображает ветхозаветные времена, начало истории человечества. И это безмолвное каждение напоминает о том, что когда-то земля была «безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2).
Начинает Всенощное бдение возглас священника «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков!» Далее следует четырехкратное пение священнослужителями «Приидите поклонимся...» и каждение всего храма. Во время каждения поются с припевами избранные стихи 103 псалма, называемого «предначинательным», поскольку в нем подробно представлена величественная картина начала мироздания. Этот момент иногда толкуется как блаженство первого человека до грехопадения, время, когда Бог (Его символизирует священник) ходил среди людей в раю. Затем, в воспоминание грехопадения и изгнания из рая, царские врата закрываются.
На вседневной вечерне это торжественное начало отсутствует. Службу начинает возглас: «Благословен Бог наш...», 103 псалом не поется, а читается целиком; нет каждения всего храма.
Во время звучания предначинательного псалма священник тихо читает 7 светильничных молитв. Название их напоминает о возжигании светильников при наступлении сумерек. Светильники – это символ упований человечества, погрузившегося после падения прародителей во тьму греха12. В Служебнике сказано, что эти молитвы иерей должен читать с «откровенною [непокрытою] главою», стоя пред Царскими вратами. Священник является символом Христа, Единственного Ходатая за падшее человечество.
Далее звучит великая ектения – первая ектения каждой службы. Диакон произносит вслух молитвы, по тематике подобные светильничным. Этот момент сравнивают с плачем Адама пред затворенными вратами рая.
Вслед за великой ектеньей на вечерне читается рядовая кафизма – та, которую положено читать в данный день недели. Начало чтения Псалтири приходится на начало богослужебной седмицы, поэтому за воскресным Всенощным бдением мы слышим стихи псалмов 1-й кафизмы: «Блажен муж». Их же читают на любой другой великой вечерне.
Название «кафизмы» произошло от греческого слова «сижу» потому, что по Уставу после каждой из них полагается назидательное чтение, при котором все сидят. Теперь, когда чтения вышли из употребления, появился обычай сидеть за чтением самых кафизм (2, с. 60).
После кафизмы звучит малая ектения и поется «Господи воззвах» со стихирами. Эта часть вечерни состоит их 140, 141, 129 и 116 псалмов и стихир из Октоиха и Минеи (посвященных теме дня седмицы и святым, память которых празднуется в данный день года). В псалмах продолжает развиваться тема скорбного молитвенного воззвания падшего человека к Богу. Во время пения совершается каждение алтаря и храма. Это символ ветхозаветных жертвоприношений -прообразов Крестной Жертвы.
Последнее песнопение цикла стихир на «Господи воззвах» – богородичен (гимн, посвященный Пресвятой Богородице), который поется после слов «и ныне и присно...». Богородичен, звучащий на воскресной Великой Вечерне, называется догматик. О важном значении этого текста говорилось выше. Сейчас уточним только, что догматиков, как и гласов, всего 8. Автором их считается прп. Иоанн Дамаскин.
При пении догматика совершается Вечерний вход или Вход с кадилом. Священник и диакон с кадилом выходят из алтаря северными дверями. Впереди шествуют два свещеносца. Священник тайную молитву входа. Затем диакон, указывая орарем13 на восток, говорит священнику: «Благослови, Владыко, святый вход». Священник крестообразно благословляет.
Вечерний вход символизирует собою Боговоплощение, приход в мир Христа Спасителя, Священник символизирует собою Христа, диакон – Иоанна Предтечу, светильники – духовный свет, принесенный Господом на землю. Кадильница изображает наши молитвы, которые чрез ходатайство Господа Искупителя, как фимиам, возносятся к престолу Божию. (2, с. 61–62). «Таким образом, вход на Вечерне выражает действием то, что и поемый при нем Богородичен14 – словами. Действие сильнее слова, и пророки, когда их предсказания возвышались до особого напряжения, заменяли слова действиями (так называемыми «символическими»). Посему и тайна воплощения не довольствуется для своего выражения на богослужении словами песни и ищет более действенного выражения. Столь важное значение имеет вход на вечерне. Это поистине самый святой момент ее» (4, с. 550).
По окончании пения догматика диакон, начертав кадильницею крест посредине царских врат, возглашает: «Премудрость прости» и входит в алтарь. За ним входит иерей, приложившись к иконкам по обеим сторонам царских врат и благословив рукою свещеносцев и народ. Возглас «Премудрость прости» означает «совершающееся открывает Премудрость Божию; стойте прямо, со вниманием, с благоговением» (2, с. 61–62).
В ответ на это хор начинает петь замечательный древний гимн «Свете Тихий», одно из главных песнопений вечерни, восходящее ко II или III веку. В нем нет никаких прошений, даже хвала и благодарение выражены прикровенно. Это текст созерцательного характера, от света заходящего солнца возносящий нас к размышлению о Христе, Свете Немеркнущем и Незаходящем. Господь назван в нем «Свете Тихий святыя славы Бессмертного Отца Небеснаго»: «Свете Тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быть гласы преподобными. Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит». (3, с. 80–81). На вседневной вечерне Входа с кадилом не бывает, и «Свете Тихий» должен читать настоятель.
Затем произносятся прокимен и паремии. Как уже говорилось, прокимен – это стих, заимствованный из Священного Писания, главным образом из псалмов. Он обычно предшествует чтению Священного Писания и служит как бы предисловием к нему. А когда чтения Священного Писания не бывает, тогда прокимен просто выражает собой значение настоящего дня, почему и называется: «Прокимен дне». Вместе с прокимном произносится стих, который составляет как бы его продолжение и находится с ним в тесной логической связи. Хор повторяет за чтецом или диаконом слова прокимна, а в конце чтец произносит первую половину прокимна, а хор допевает вторую половину. Накануне воскресного дня на Всенощном бдении всегда поется один и тот же прокимен «Господь воцарися, в лепоту облечеся...».
После прокимна на великой вечерне в составе Всенощного бдения под великие и иные праздники в честь святых звучат паремии, по большей части заимствованные из Ветхого Завета. Паремии содержат в себе пророчества о воспоминаемом событии или похвалу празднуемому святому. В праздники в честь святых Апостолов читаются отрывки из их посланий. На Всенощных бдениях под воскресенье паремий, чаще всего не бывает, исключая те дни, когда вспоминается святые, которым по Уставу положены паремии. На Всенощном бдении обычно читается три паремии. Перед чтением каждой паремии диакон возбуждает внимание молящихся к ним возгласами «Премудрость» и «Вонмем». Во время чтения паремий царские врата закрываются, а иерей сидит на горнем месте одесную престола.
После прокимна и паремий (если они есть) на великой вечерне произносится сугубая ектения. В богослужебных книгах она называется «прилежным молением». Эта ектения не всегда имеет одинаковое начало. На великой вечерне она произносится полностью, начинаясь со слов: «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем». На вседневной вечерне эта ектения начинается с третьего прошения: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и помилуй» и произносится в конце службы.
Затем звучит молитва Сподоби, Господи. По традиции ее поет хор, но устав предписывает, чтобы она читалась настоятелем или чтецом. Это очень важный текст (3, с. 82, 113). Он составляет как бы продолжение славословия Триединому Богу, которое возносилось в вечернем гимне «Свете Тихий», и сам заканчивается славословием Пресвятой Троице: «Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь» (2. с. 64).
За молитвой «Сподоби Господи» следует просительная ектения, начинающаяся словами: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Прошения этой ектении посвящены исключительно благам духовным, причем почти в каждом содержится моление о даровании мира, этого высочайшего духовного блага.
Затем иерей, оставаясь перед престолом, поворачивается лицом к народу, возглашает: «Мир всем» и благословляет народ. Иерей приветствует молящихся тем самым благом, которого они только что так усиленно испрашивали. Он преподает дар сей, по заповеди Самого Господа, который оставил нам мир Свой. Во времена Спасителя «Мир» было обычным приветствием, и оно было любимым у Него (см. Ин.14:27)15, и Он повелел приветствовать миром всех ищущих мира (Мф.10:12-13)16. Об этом говорит св. Златоуст: «Разве я даю мир? Христос чрез нас вещает» (Беседа 3-я к Колоссянам). Затем диакон возглашает: «Главы наша Господеви приклоним», а иерей во время пения «Тебе, Господи», читает тайную молитву, называемую «молитвой главопреклонения» (2, с. 64).
После этого на великой вечерне полагается лития. Название этой части вечерни происходит от греческого слова, означающего» усердное моление». Лития представляет собой торжественное церковное шествие с пением и остановками для произнесения особых молитв. Литии известны в богослужении довольно давно и особенно характерны для богослужения по Уставу Великой Церкви, а также для богослужений в Иерусалиме. Шествия эти совершались по двум причинам: во время всенародных бедствий (землетрясений, нападений врагов и пр.), и в дни каких-нибудь праздников, для поклонения святым местам (например, к месту кончины мученика). Праздничные шествия особенно были распространены в Иерусалиме, где находится много мест, связанных с земной жизнью Спасителя (3, с. 30, 94–95).
Исхождение в притвор на литии имеет и еще одну предысторию. В притворе прежде стояли оглашенные и кающиеся, которым запрещен был вход в саму церковь. Дабы и их не лишить молитвы церковной, Церковь исходит к ним сама и молится вместе с ними, тем самым показывая, что и те, кто недостоин стоять вместе с остальными верующими, тоже могут ожидать для себя милости от Господа и оставления грехов их. С другой стороны, исхождение верных в притвор, к месту для оглашенных и кающихся грешников, означает глубокое смирение верных, готовых ставить себя на место оглашенных и грешников и молиться вместе с ними. «Во время литии, – говорит св. Симеон Солунский, – мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными... подобно Адаму, мытарю, блудному сыну». Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв (2, с. 65).
Итак, лития – это всегда шествие, всегда исхождение из храма. В нашем богослужении эта традиция сохранилась в таком виде: когда совершается лития, священнослужители выходят из алтаря и уходят от него максимально далеко. Вообще полагается выйти в притвор, но притворы у нас такие маленькие, что в них невозможно поместиться и поэтому зависимости от конфигурации и архитектуры храма, идут как можно ближе к притвору и как можно дальше от алтаря. А по Типикону должен быть даже некий выход за пределы храма (в иерусалимских монастырях совершались шествия в другие храмы, или молельни) (3, с. 30, 94–95).
Лития совершается только на великой вечерне. Это обязательная часть воскресного и праздничного Всенощного бдения, хотя в современной приходской практике в субботу вечером она служится не во всех храмах.
Священнослужители выходят из алтаря при пении особых стихир на литии. Напомним, что стихира – это тропарь, припеваемый к стиху псалма. Особенность литийных стихир – к ним никогда не бывает стихов псалма. Литийных стихир может быть разное количество, но в абсолютном большинстве случаев первой из них является стихира храма (она взята из службы престольному празднику). Например, в Успенском храме, первой будет петься стихира из службы Успению. Это довольно логично: представим себе, что мы двигаемся по пространству храма, исходим из него в притвор или за его пределы. Этот момент особенно уместен для воспоминания праздника или святого, в честь которого освящен храм (3, с. 96).
Затем следуют особые литийные прошения. Они помещаются в Служебнике. В каком-то смысле можно сказать, что они представляют особую ектенью. Дьякон произносит прошения, а хор припевает «Господи, помилуй». На этом усердном, усиленном молении «Господи, помилуй» поется действительно усиленное количество раз. До революции было пять прошений, и «Господи, помилуй» пелось соответственно 40, 30, 50 раз и два раза по 3. Второе прошение содержало моление о царствующем доме, сейчас в нашей литии, оно, естественно, отсутствует. Остаются четыре прошения, и хор поет Господи, помилуй 40, 50 раз и два раза по 3 (3, с. 96).
В конце литийных прошений произносится молитва главопреклонения, составляющая отпуст литии. Она начинается словами: «Владыко Многомилостиве...». В Типиконе так говорится о чтении этой молитвы: «И всем главы преклоншим (когда все преклонят главы), иерей молится велегласно», т.е. он должен очень громко произносить эту молитву от лица всех молящихся. На этом лития в узком смысле, как моление в притворе, заканчивается. Но мы еще увидим ее влияние на ход дальнейшей службы. (3, с. 95-96: 2, с. 65).
Все возвращаются в храм, и поется следующая часть вечерни – стихиры на стиховне. Они называются так потому, что имеют перед собой стихи, избранные из разных псалмов и других книг Священного Писания, подходящие для данного праздника или памяти святого.
После стихир на стиховне звучит молитва св. прав. Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши». Напомним слова этой молитвы: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля»17. Этот текст по Уставу полагается читать настоятелю. «Ныне отпущаеши», пожалуй, наиболее ярко отражает тематику вечерни – ожидание Спасителя. Молитва св. прав. Симеона произносится в конце службы и напоминает о важнейшем моменте человеческой истории – окончании ветхозаветного времени и начале времени новозаветного, о встрече Ветхого и Нового Завета.
Затем произносится Трисвятое; Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас. .., Господи, помилуй: трижды и опять: Слава, и ныне: и молитва Господня «Отче наш». В схеме службы все это обозначается так: Трисвятое. Отче наш.
После «Отче наш» поется самый главный текст изменяемой части вечерни – отпустительный тропарь, в котором кратко излагается сущность празднуемого события или похвала празднуемому святому (текст берется из Минеи).
На великой вечерне в составе Всенощного бдения под воскресный день, по обычаю православной Церкви заключать каждый цикл молитвословий песнью в честь Пресвятой Богородицы, трижды поется тропарь: «Богородице, Дево», Для такого тропаря выбраны самые радостные из слышанных Богоматерью и дошедших до нас слов: приветствие Ей Ангела и прав. Елизаветы (Лк.1:28,42). Тропарь составлен из этих библейских, боговдохновенных слов, которые окружены и переплетены нашими («Богородице Дево», «Марие», «Яко Спаса родила еси душ наших»). Отметим, что основная мысль песни, приглашающая Богоматерь к радости, («радуйся»), в еврейском и греческом языках имела значение приветствия, в соответствие латинскому и русскому «здравствуй». (4, с. 601). Пение на воскресном Всенощном бдении вместо праздничного тропаря песни, посвященной Матери Божией – это еще одно напоминание о том, что воскресенье является днем особого Ее прославления.
«Ныне отпущаеши», «Отче наш» и отпустительный тропарь звучат на каждой вечерне. А следующее священнодействие – благословение хлебов – совершается только тогда, когда на вечерне была лития.
Среди храма поставляется тетрапод, или четвероножец, то есть столик на четырех ножках, на котором стоит блюдо с пятью хлебами и с сосудами с вином и елеем и с пшеницею. Окончив литию, священнослужители из притвора входят внутрь храма и останавливаются посреди него перед тетраподом. Иерей читает молитву: «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый...» в которой просит Господа благословить хлебы сия, пшеницу, вино и елей, умножить их во всем мире, и верных, вкушающих от них, освятить. Перед чтением этой молитвы иерей поднимает один хлеб, начертывая им крест над прочими хлебами, а при чтении молитвы, на словах «Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елеи» указывает правой рукой на каждое из этих веществ, творя таким образом ею крест. Пять хлебов берется в память о насыщении Господом пяти тысяч человек пятью хлебами (Мф.14:15-21) (2, с. 66–67).
Благословение хлебов было установлено для подкрепления сил молящихся. Во 2 главе Типикона сказано, что, по окончании вечерни, бывает чтение из Деяний, Посланий свв. Апостолов или Апокалипсиса, во время которого все садятся, «кождо на своих местах»; келарь же, раздробив на блюде благословенные хлебы, раздает братии и почерпает всем, находящимся в храме, по единой чаше вина. После этого вкушения хлеба и вина в тот вечер никто уже не смеет больше ничего вкушать, «причащения ради пречистых Христовых Таин» (2, с. 67).
Окончание великой вечерни. После благословения хлебов хор поет трижды: «Буди Имя Господне благословенно от ныне и да века» и часть 33-й псалма: «Благословлю Господа на всякое время» до слов «не лишатся всякого блага».
Иерей становится перед царскими вратами и благословляет молящихся рукой, говоря: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Лик поет: «Аминь». Так заканчивается великая вечерня в составе Всенощного бдения (2, с. 65–67). Отпуста в этом случае нет. После «Благословение Господне на вас...» начинается утреня.
Если же служилась вседневная вечерня, то после отпустительного тропаря мы услышим неполную сугубую ектению (она начинается со слов: «Помилуй нас, Боже...») и другое окончание службы: Возглас диакона: «Премудрость!» на что лик поет «Благослови!», а иерей возглашает «Сый благословен Христос Бог наш...». Хор поет: «Аминь» и «Утверди, Боже...». Далее иерей произносит: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Хор: «Честнейшую херувим...» Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...», хор: «Слава, и ныне». (5, с. 14).
В самом конце вседневной и великой Вечерни иерей произносит великий отпуст. После отпуста поется многолетие.
* * *
Выше мы говорили, что вечерня является началом суточного круга богослужения. Сейчас, после подробно ознакомления с этой службой, уместно несколько уточнить место вечерни в суточном круге. Внимательное изучение чинопоследования вечерни показывает, что граница между уходящим и наступающим днем находится внутри нее.
Например, вечером в Господские двунадесятые праздники на вечерне, формально относящейся к следующему церковному дню, ради прошедшего праздника возглашаются торжественные Великие прокимны «Кто Бог Велий, яко Бог наш» или «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори».
Пограничный характер вечерни хорошо виден и в службе «Прощеного воскресенья». Во время прокимна и «Сподоби, Господи» священнослужители в алтаре переоблачаются в великопостные одежды. Просительную ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» диакон читает уже в черном облачении, и хор отвечает ему особым великопостным напевом, а не тем, обычным, который звучал в начале службы.
Еще один пример – совершение Литургии после вечерни (или на вечерне) в Великий Четверг, Великую Субботу, Рождественский и Крещенский сочельники, а также Литургия Преждеосвященных Даров. Литургия, которую служат на вечерне, относится к отошедшему дню, хотя формально начались уже следующие церковные сутки (например, литургия Преждеосвященных Даров служится после вечерни среды и пятницы, но относится именно к среде и пятнице) (3, с. 44–45, 194).
2.1.3. Утреня с полиелеем в составе Всенощного бдения. Вседневная утреня
Утреня в Составе Всенощного бдения начинается без возгласа, сразу с шестопсалмия. Свой возглас «Слава Святей» утреня в этом случае «отдает» великой вечерне, и Всенощное бдение предстает перед нами как единая, цельная служба. (3, с. 115).
Если же утреня служится отдельно, то у нее обязательно будет своего рода «заставка» –двупсалмие, которое начинается с возгласа «Благословен Бог». После двупсалмия звучит возглас утрени «Слава Святей», и тогда уже начинается чтение Шестопсалмия (3, с. 83, 115).
Шестопсалмие состоит из псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Перед ними читается ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.2:14) и молитва «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою». Во время Шестопсалмия в храме тушатся светильники, чтобы мы могли со вниманием, не развлекаясь ничем внешним, слушать чтение. Темнота в храме напоминает ночь Рождества Христова. Шестопсалмие – это как бы разговор человека с самим собой в тот момент, когда он услышал о приходе Спасителя в мир. Церковь придает шестопсалмию особое значение, по Уставу его должен читать настоятель. В это время нельзя сидеть или выходить из храма. В 9 главе Типикона говорится: «Глаголется шестопсалмие тихим гласом и легким, косно (не спеша), и во услышание всех. Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати: покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и страхом Божиим, яко самому Богу невидимо, и не имать кто власти шепоты творити, ниже плюнути или хракнути, но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную» (2, с. 68).
Шестопсалмие разделяется на две части. По прочтении первых трех псалмов, иерей в одной епитрахили и с откровенною главою выходит из алтаря, становится перед царскими вратами и тихо читает по служебнику 12 утренних молитв, в которых приносит Господу благодарение за дарование нам дневного света и испрашивает себе и своей пастве различных духовных благ (2, с. 68-69).
Следующая часть Утрени – великая ектения.
Затем произносится «Бог Господь» со стихами: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» (Пс. 117:26-27). «Явися» – это глагол в прошедшем времени. Бог Господь пришел на землю, явился нам, и мы встречаем Его теми же словами, которые произносил народ при торжественном входе Его в Иерусалим (Мф.23:39). (3, с. 117). «Бог Господь...» поется четыре раза.
Стихи на «Бог Господь» взяты из того же, 117-го, псалма. Это один из самых радостных псалмов. В ветхозаветной Церкви он предназначался для пения в какой-то большой праздник, по случаю явлению израильскому народу великой милости Божией, спасения от смерти и уничтожения (см. текст псалма) (4, с. 626). В нем содержится пророчество о Спасителе мира (стих о камне, который отверзли строители, но который стал «во главу угла», см. притчу о злых виноградарях в Мф.21:33-42). Подбором стихов 117 псалма нам дается «живое предощущение спасения» (4, с. 629). Таким образом, «Бог Господь», как и ангельское славословие «Слава в вышних Богу», очень ясно отражает литургическую тему утрени – явление Мессии, пришествие на землю Сына Божия.
После «Бог Господь» поются тропари. Именно в этом месте утрени мы слышим тропарь праздника или один из воскресных тропарей (их восемь, по числу гласов).
Далее читаются кафизмы. На утрене воскресного Всенощного бдения звучат 2-я и 3-я кафизмы (напомним, что чтение Псалтири начинается с воскресенья, первого дня церковной седмицы, и 1-я кафизма «Блажен муж» читается на великой вечерне воскресного Всенощного бдения). На будничной (вседневной) утрене читается две или три рядовые кафизмы.
После каждой кафизмы на Всенощном бдении произносится малая ектения и седален. На вседневной утрене, если это не суббота, малая ектения после каждой кафизмы не произносится (2, с. 90).
Далее начинается самая торжественная часть праздничной утрени – полиелей. Он совершается при открытых царских вратах и зажженных светильниках.
Первая часть полиелея – это пение полиелейных псалмов, 134-го и 135-го. Слово «полиелей» в 17 главе Типикона переведено как «многомилостиво». Это название, очевидно, связано с тем, что в 135 псалме часто повторяются слова «яко век милость Его», многократно прославляется милость Божия. В настоящее время полиелейные псалмы редко поются полностью. Большей частью звучат всего четыре стиха:
Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуиа (трижды). Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа (трижды). Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа (трижды). Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа (трижды).
Вторая часть полиелея – величание18 с избранными стихами псалмов. Оно поется по случаю праздника Господского, Богородичного или святых. Во время величания совершается каждение храма. На воскресном Всенощном бдении величания может и не быть, оно поется только в том случае, если на воскресенье придется праздник, в который положено служить Всенощное бдение или утреню с полиелеем (5, с. 58).
Далее поются тропари по непорочнах «Ангельский собор». Сами тропари нам хорошо знакомы: «Благословен еси Господи, научи нас оправданием Твоим. Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася...»19. Но название их требует пояснения. «Непорочны» – это 17 кафизма, 118 псалом, начинающийся словами: «Блаженны непорочнии в путь, ходящии в законе Господни». По мысли Типикона, 17 кафизма должна звучать в воскресенье большую часть года, но в реальности мы ее слышим на службах только несколько раз, например, на утрене Великой Субботы, когда совершается крестный ход с Плащаницей (чин погребения), на заупокойном богослужении и др. «Непорочны» практически вышли из употребления, но тропари, которые должны петься после них, «тропари по непорочнах», остались.
Тропари «Ангельский собор» являются принадлежностью воскресной службы. Их пение в воскресенье отменяется только в том случае, если отменяется вообще вся воскресная служба (по случаю Господского праздника, в неделю Пасхи и Антипасхи [Фомину неделю]). Эти тропари никогда не поются в будни, по субботам звучат всего два раза в год – в Лазареву и Великую субботы (5, с. 27). Подробнее об этих службах подвижной части года мы будем говорить позже.
Потом звучит малая ектения и седален по полиелее (после полиелея). В воскресенье после малой ектении поется особое короткое песнопение ипакои. Название это происходит от греческого слова, означающего «повиновение», «внимательное слушание». Ипакои
предписывается петь вместо седальна – песнопения, во время которого разрешается сидеть. Поэтому под ипакои нужно понимать такой седален, который требует более внимательного слушания, чем обычный, и который, поэтому, нужно слушать стоя, не послабляя телу, чтобы и дух не ослабел во внимании (6, т.1, с. 224). Ипакои находятся в Октоихе, по гласу.
Далее поются антифоны степенны. Антифоны – это песнопения, которые положено петь попеременно двум хорам, правому и левому клиросу. Слово «степенны» говорит о связи антифонов с 15-ю псалмами 18-й кафизмы (119-133). Псалмы эти названы «Песнь степеней», потому что в древности два хора иудеев пели их на ступенях Иерусалимского храма (степень – это ступень). Наиболее известен 1-й антифон 4-ro гласа «От юности моея мнози борют мя страсти...» (3, с. 120-121, 2, с. 73). Тексты антифонов находятся в Октоихе. Их, как и гласов, восемь вариантов.
За антифонами следуют молитвословия, которые обычно произносятся перед чтением Евангелия и готовят верующих к внимательному его слушанию. В числе их прокимен и «Всякое дыхание». Воскресных прокимнов восемь, по числу гласов. Они, как и другие песнопения гласа, меняются каждую неделю. Молитвословие «Всякое дыхание да хвалит Господа» произносится подобно прокимну (диаконом и хором), но является общим для всех гласов.
Чтение Евангелия на воскресной утрене связано с так называемым Евангельским столпом. В нем содержится не 8, как в системе гласов, а 11 вариантов текстов, так что один и тот же евангельский отрывок на воскресной Утрене будет читаться 1 раз в 11 недель. Ряд этих утренних воскресных Евангелий начинается в неделю Всех святых (следующее воскресенье после праздника Святой Троицы). Исключением являются воскресные дни периода Цветной Триоди: в это время читают те же воскресные Евангелия, но в другом порядке. Евангельский столп помещен в Октоихе. Если его нет под рукой, то можно воспользоваться обычным православным календарем. В нем для каждого воскресного дня указано, какое именно Евангелие из 11-ти будет читаться на утрене.
На воскресном Всенощном бдении всегда читаются Евангелия воскресные, кроме случаев, когда с воскресным днем совпадает двунадесятый праздник, Господский или Богородичный. В этом случае читается Евангелие праздника (2, с. 75).
С воскресным Евангелием связаны еще некоторые тексты утрени.
На воскресном Всенощном бдении после чтения Евангелия поется торжественное песнопение «Воскресение Христово видевше», прославляющее воскресшего Господа. Эта песнь, как и «Ангельский собор», является принадлежностью воскресной службы. Она поется также на бдении Воздвижения Креста Господня и Вознесения Господня. На всех воскресных Всенощных бдениях от Пасхи до Вознесения это песнопение поется трижды. После окончания пения Евангелие полагается посередине храма на аналое (2, с. 75).
После этого песнопения читается 50-й псалом «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Если служится будничная утреня и полиелея, как праздничной части, нет, то этот псалом читается после кафизм и седальна. Он является неизменяемой частью утрени. В праздники 50й псалом оказывается «внутри» полиелея, но не исчезает (3, с. 98).
После 50-го псалма в обычные воскресные дни поется: «Слава. Молитвами апостолов; И ныне. Молитвами Богородицы. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...» И затем общая для всех гласов воскресная стихира по 50-м псалме: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный, и велию милость».
Молитвой диакона «Спаси, Боже, люди Твоя» (той, что читается на литии), 12-кратным «Господи, помилуй» и возгласом иерея «Милостию и щедротам...» полиелей заканчивается.
После этого положено начинать чтение канонов. При изучении темы «Бoгocлужебные тексты» говорилось, что канон является важнейшей частью любой утрени. Рассматривали мы и структуру канона. Осталось сказать только о правилах чтения канонов на утрене.
На воскресном Всенощном бдении обычно читают четыре канона: воскресный,
крестовоскресный, богородичный (все три печатаются в Октоихе) и канон святому данного дня из Минеи. Эти каноны соединяются в один по определенным правилам. На бдениях двунадесятых праздников и великих святых бывает по два канона, а иногда только один канон данному празднику или святому (2, с. 78).
На вседневной утрене читаются три канона, из Октоиха и Минеи (святому дня). Для понедельника в Октоихе указаны каноны покаянный и Бесплотным Силам, для вторника -покаянный и Иоанну Крестителю, для среды и пятницы – Кресту и Матери Божией, для четверга -св. Апостолам и свт. Николаю. В субботу одним из канонов утрени почти всегда является канон престольному празднику храма. В 11-й главе Типикона «О канонех на утрени всея седмицы» указывается, как именно соединяются каноны Октоиха с канонами Минеи.
Чтение канона на утрене разделено на три части. После 3-й, 6-й и 9-й песен звучит малая ектения и короткие песнопения. После 3-й песни канона произносятся седальны. По 6-ой песни всегда бывает кондак и икос. По 9-ой песни эксапостиларий или светилен. При соединении двух праздников в один кондак более значительного празднества поется после 6-ой песни, а кондак менее значительного празднества переносится на другое место – его читают после 3-й песни, перед седальном. После 6-ой песни всегда бывает только один кондак и икос, между тем как по 3-ей песни возможно соединение нескольких седальнов; равно и по 9-ой песни бывает соединение нескольких светильнов (2, с. 79).
Каждую песнь канона на Всенощном бдении и на праздничной утрене20 положено завершать катавасией. Слово это происходит от греческого глагола, означающего «схожу вниз». Катавасия – это песнопение, для совместного исполнения которого певцы обоих хоров (ликов) должны были сходить с клиросов вниз. Катавасия представляет собой набор из 8-ми ирмосов какого-либо канона. Например, от Введения во храм Пресвятой Богородицы до отдания Рождества Христова поется катавасия «Христос раждается, славите». Это ирмосы рождественского канона (3, с. 121). Еще одна хорошо известная катавасия – это «Воскресения день», ирмосы пасхального канона. Она поется от Пасхи до ее отдания. В другие периоды года поются другие катавасии. Чаще всего звучит катавасия «Отверзу уста моя»21. Она поется, когда нет ни предпразднества, ни попраздненства какого-либо двунадесятого праздника. Подробные сведения о пении катавасий находятся в 19-ой главе Типикона (2, с. 79).
На вседневной утрене катавасия не поется. Вместо нее после З-й, 6-й, 8-й и 9-й песни звучит покрывающий ирмос – ирмос соответствующей песни последнего из читавшихся канонов.
После 8-ой песни канона, перед катавасией, поется: «Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви, поюще и превозносяще Его во вся веки». Диакон или иерей, если диакона нет, во время 8-ой песни канона совершает каждение всего алтаря, затем, при пении катавасии 8-ой песни, выходит северными дверями из алтаря, кадит иконостас и, остановившись перед иконой Богоматери, после окончания катавасии возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим». Лик начинает петь 9-ю библейскую песнь «Величит душа Моя Господа...» с припевом «Честнейшую Херувим...» и совершается каждение всего храма.
Припев «Честнейшую» – это ирмос 9-ой песни трипеснца Великой Пятницы «К тебе утреннюю». Составителем этого трипеснца является преп. Косьма Маиумский (700–760 гг.)22. Он использовал для этой песни слова преп. Ефрема Сирина о Богоматери: «Честнейшая херувим и без сравнения всех небесных воинств». По преданию, эта песнь составлена в самый день Великой Пятницы. Известно, что Матерь Божия явившись к св. Косьме, сказала ему с веселым лицом: «Приятны Мне песни твои, но сия приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столь близка не бываю к ним, когда поют они сию новую песнь твою». Есть свидетельства о неоднократных явлениях Матери Божией, благословляющей петь эту песнь. (4, с. 694–695).
Песнопение, в Уставе условно называемое «Честнейшая» положено петь не всегда. В Типиконе есть особая глава (20-я), которая так и называется: «О еже когда поется Честнейшая и когда не поется». Например, «Честнейшая» не поется от Лазаревой субботы (субботы перед Входом Господним в Иерусалим) до недели Апостола Фомы (первое воскресенье после Пасхи) и во все воскресные дни Цветной Триоди до отдания Пасхи, во все великие Господские праздники, во все великие Богородичные праздники, если они не придутся в воскресенье и в др. дни.
В этих случаях вместо «Честнейшей» поются особые припевы к ирмосу 9-ой песни и ко всем тропарям этой песни, или просто ирмос 9-ой песни без всяких припевов. Все это обычно указывается в богослужебных книгах Минеях и Триодях (2, с. 80).
После малой ектении на воскресном Всенощном бдении диакон возглашает: «Свят Господь Бог наш». Эти слова мы слышим также на утренях Лазаревой и Великой Суббот, во многом сходных с воскресной утреней. (Напомним, что на утрене Великой Субботы совершается крестный ход с Плащаницей).
Далее на воскресном Всенощном бдении звучат воскресные эксапостиларий и богородичен. Воскресных ексапостилариев и богородичнов 11, они связаны с утренними воскресными Евангелиями, содержание их представляет собою как бы краткое изложение каждого из этих Евангелий (2, с. 80).
На вседневной утрене после 9-ой песни обычно поется «Достойно есть», после чего уже следует малая ектения и светилен (2, с. 92).
После пения ексапостилария, или светильна, поются хвалитные псалмы: Пс. 148 «Хвалите Господа с небес», Пс. 149 «Воспойте Господеви песнь нову» и Пс. 150 «Хвалите Бога во святых Его».
В праздничном варианте утрени эти псалмы называются «Всякое дыхание», поскольку их начинают петь со слов «Всякое дыхание да хвалит Господа». С них начинается так называемое праздничное окончание утрени. Хвалитные псалмы поются таким образом: «Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних: тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его, тебе подобает песнь Богу». «Всякое дыхание» поется тогда, когда на Утрене положено петь «Великое славословие». На будничной утрене хвалитные псалмы начинаются со слов «Хвалите Господа с небес».
Далее следуют стихиры «на хвалитех». Мы помним, что каждый цикл стихир завершается стихирами на «Слава: И ныне». В хвалитных стихирах на Славу: поется Евангельская стихира. Это еще один текст, связанный с воскресным Евангелием. Евангельских стихир, как и воскресных ексапостилариев, 11. Они помещаются в Октоихе после ексапостилариев. При совпадении Богородичного двунадесятого праздника с воскресеньем, в период пения Постной и Цветной Триодей и еще в некоторых случаях Евангельскую стихиру положено петь после отпуста Утрени, перед чтением Первого часа.
На «И ныне»: на воскресном Всенощном бдении поется «Преблагословенна еси, Богородице Дево».
По окончании пения хвалитных стихир настоятель возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и лик поет Великое славословие, начинающееся словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Содержание этого песнопения – общее прославление Бога за все Его благодеяния. Такие чувства, по словам проф. Скабаллановича, вызваны «наступающим в этот момент Всенощного бдения первым проблеском утренней зари». Если «пришедше на запад солнца и видевше свет вечерний23», мы изливаем свои чувства в торжественном гимне «Свете Тихий», то вид рождающегося из тьмы ночной утреннего света должен настраивать нас еще выше, «к созерцанию Бога как несозданного Света («во свете Твоем узрим свет»). Этот утренний гимн гораздо длиннее и полнее вечернего и начинается прямым благодарением Бога. Он весь состоит из выражений Священного Писания, причем взяты самые сильные. Оно начинается и заканчивается ангельскими славословиями («Слава в вышних Богу» и «Трисвятое») (4, с. 708, 710). «Слава в вышних Богу» принадлежит к числу древнейших песнопений, нем упоминается уже в Постановлениях Апостольских. Великое славословие поется на воскресной и праздничной утрене. На будничной утрене читается вседневное славословие, насколько отличающееся от Великого славословия.
По окончании Великого славословия и Трисвятого, на воскресном Всенощном бдении поется воскресный тропарь. Это не тот тропарь, который пелся на «Бог Господь». То был один из восьми воскресных тропарей, тропарь определенного гласа. А тропарей, которые поются по Великом Славословии, всего два: один для нечетных гласов Октоиха, то есть 1, 3, 5 и 7-го: «Днесь спасение миру бысть»; другой – для четных гласов 2, 4, 6 и 8-го: «Воскрес из гроба». На бдениях двунадесятых праздников после Великого славословия поется тропарь праздника, на бдениях великих святых – тропарь святому. В неделю 3-ю Великого поста и на праздник Воздвижения после Великого Славо^овия и Трисвятого поется тропарь креста «Спаси, Господи, люди Твоя» и совершается поклонение Кресту.
После Великого славословия и тропаря звучат сугубая и просительная ектении. Затем иерей произносит «Мир всем» и читает тайно молитву главопреклонения (отличную от той, какая читалась на вечерне).
Затем следуют возгласы и молитвословия, которые всегда предшествуют отпусту и сам великий отпуст, после которого начинают читать первый час.
Вседневная утреня заканчивается по-другому. На ней после вседневного славословия произносится просительная ектения и поются стихиры на стиховне, потом «Благо есть исповедатися Господеви», Трисвятое, «Отче наш» и тропарь святому, из Минеи. Затем произносится сугубая ектения. Как и на вечерне, она поменяла свое место. Далее звучат обычные молитвословия перед окончанием службы и после этого, без отпуста утрени, читается сразу первый час, в конце которого произносится великий отпуст.
Рассматривая последование утрени нельзя не сказать и о положенных на ней назидательных чтениях. Они должны звучать после седальна каждой кафизмы, после тропарей «Ангельский собор», после 3-й и 6-й песен канона и перед 1-м часом. Устав предписывает читать толкования на Новый Завет свт. Иоанна Златоуста или блаж. Феофилакта, сочинения св. Ефрема Сирина, «Лествицу», «Лавсаик», житие празднуемого святого и др. Сейчас назидательные чтения практически вышли из употребления. Отголосок этой традиции можно увидеть в четверг Великого поста («Мариино стояние»), когда на утрени читается житие прп. Марии Египетской.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5