Феофана Затворника
Феофан
(Деян.5:21–33; Ин.6:14–27)
Что прежде Петр и Иоанн говорили властям, то же потом сказали им и все апостолы: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам; Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесивши на древе; Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов; свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян.5:29–32).
Какая искренность, полнота, определенность и ясность исповедания! Бог так устроил, чтобы Распятому быть Спасителем нашим чрез оставление грехов в покаянии. Свидетели – апостолы-очевидцы и Дух Святой, явно действовавший в них и во всех верующих. Те же свидетели и до наших дней пребывают в силе. Что св. апостолы говорят, это то же, как бы мы сами видели и слышали то своими очами и ушами. И Дух благодати действует непрерывно в св. Церкви, в чудотворениях, в обращении грешников и, особенно, в претворении прилежно работающих Господу, в их освящении и исполнении очевидными благодатными дарами. Последнее придает большую силу первому, и оба вместе сильны образовать крепкое убеждение в истине Христовой, во всех душах истинолюбивых. Благодарение Богу истины, истину Свою так ясно нам являющему!..
Притча дня
– Затерявшиеся очки ищи у себя на лбу, потерянное ведро найдешь в колодце, исчезнувшую со стола рыбу увидишь в когтях у кошки. Если ты ищешь Истину, ищи Ее в своем сердце.Основы православия
Тема 138. О богодухновенности Священного Писания.
Единство Библии наблюдается в ее целостности от первой страницы и до последней. В своем многообразии одни тексты подтверждаются, объясняются и дополняются другими. Во всех 77 книгах Библии существует какая-то неискусственная, внутренняя согласованность.
Этому есть только одно объяснение. Писалась эта Книга по внушению Святого Духа избранными Богом людьми. Дух Святой не «надиктовывал» истину с Небес, а соучаствовал с пророками и апостолами в творческом процессе создания Священной Книги. Св. Писание – не исключительно божественный продукт, а продукт Богочеловеческого со-творчества, результат совместного действия Бога и человека. В таком действии человек не являлся пассивным орудием и безличным инструментом Бога, а был сотрудником и соучастником Его всеблагого действия.
Учение о Богодухновенности (или Боговдохновенности) Священного Писания является догматом Церкви.
См. Богодухновенность.
Практический совет
Полезно при ежедневном чтении Нового Завета, выписывать фразу или предложение, которое тронуло сердце и которое хотелось бы запомнить.
Только желательно именно выписать, а не скопировать в электронном виде, это облегчит запоминание. Для библейских цитат заведите отдельную тетрадку.
См. О духовном чтении, как одном из 4-х столпов духовной жизни.
Случайный тест
1. Притчу о брачном пире в Евангелии от Матфея Христос закончил словами:
1"Многие же будут первые последними, а последние первыми"
2"Итак, бодрствуйте и молитесь"
3"Много званых, мало же избранных"
4"Кто имеет уши слышать, да слышит"
Правильный ответ: №3
.....
Духовное чтение
10 главных условий правильного чтения Библии
Как читать Библию? Святые отцы о Библии
Как читать Библию епископ Каллист (Уэр)
Чтение Священного Писания И. В. Басин
О правильном чтении Свящ. Писания Н.Е. Пестов
Мысли при чтении Священного Писания митр. Сурожский Антоний
Методические основы изучения Св. Писания
О чтении Евангелия. О чтении Святых Отцов cвт. Игнатий Брянчанинов
Препятствия на пути к Евангелию иеросхимонах Сергий (Четвериков)
Как читать Cвятых отцов иеромонах Серафим (Роуз)
С чего начать духовное чтение? прот. С. Правдолюбов
Стоит ли убивать кротов, или Как не попасть впросак при чтении современной православной литературы Юрий Максимов
О чтении Святых отцов архиеп. Феофан Полтавский
Об изучении Священного Писания преп. Иероним Блаженный
Духовное чтение. Видео
Один человек спросил однажды мудреца: «Зачем ты постоянно читаешь книги, в которых содержится учение о Божестве и обязанностях человека? Ведь ты уже несколько раз читал их?» Мудрец, в свою очередь, спросил его: «Зачем ты ныне требуешь пищи себе? Ведь ты вчера ел?» «Я делаю для того, чтобы жить», – отвечал спрашивающий. «И я читаю, для того, чтобы жить», – сказал мудрец. Как для жизни тела ежедневно требуется пища вещественная, так и для души ежедневно нужна пища духовная.
Чтение отеческих писаний — родитель и царь всех добродетелей. Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это – книга жизни, и надо читать ее жизнию. Когда Господь был на земле пресвятою плотию, многие видели Его и, в то же время, не видели. Что пользы, когда человек смотрит телесными очами, общими у него с животными, а ничего не видит очами души – умом и сердцем? И ныне многие ежедневно читают Евангелие, и вместе с тем никогда не читали его, вовсе не знают его. святитель Игнатий (Брянчанинов)
Если прекратить хотя ненадолго частое чтение Божественных Писаний, то увлекается человек в страсти. преподобный Исаак Сирин
Из того, что читает человек, можно распознать его духовное состояние. преподобный Паисий Святогорец
«Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:63).
..
Богодухновенность
Литература по теме
В Избранное
Богодухнове́нность (или Боговдохновенность) Священного Писания – богословский термин, указывающий на то, что Священное Писание было составлено (избранными Богом людьми) при особом содействии Божественной благодати, по вдохновению Святого Духа, в соавторстве Бога и человека.
bogoduhnovennost 1 - Богодухновенность
Учение о Боговдохновенности Священного Писания встречается уже в Ветхом Завете. В нем ясно выражена мысль о действии Духа Божьего в пророках (Исх.4:12; 2Цар.23:2; Ис.2:1; Иез.1:3, 6:1, 7:1 и др., Мих.1:1 и мн. др.). В Новом Завете учение о Боговдохновенности выразил Сам Спаситель, указав, что Давид по вдохновению (ἐν πνεύματι — в Духе) называет Его Господом (Мф.22:43) (в Евангелии от Марка: ἐν τῷ πνεύματι τῷ ἁγίῳ — Духом Святым (буквально — в Духе Святом) (Мк.12:36)).
Учение о Боговдохновенности подробно раскрывают апостолы и, прежде всего, апостолы Петр и Павел. Апостол Петр говорит: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21). Апостол Павел учит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2Тим.3:16, 17).
Пять аргументов в защиту Богодухновенности Священного Писания
Неотмирность христианского учения. Библия излагает высокие, божественные истины, недоступные для их полного понимания человеком: творение мира Богом из ничего, Триединство Бога, Богочеловечество Христа.
Чистота учения, высочайшая планка содержащегося в Библии нравственного учения.
Чудотворения библейских пророков и апостолов: исцеления, воскресения. Причем чудотворения, направленные на исцеления, утешения, на дар пророчества… Не то, что у Саи-Бабы – изрыгание золотого яйца, у Будды – достал кончиком языка затылок.
Исполнившиеся пророчества о Христе, о предстоящих в мире событиях.
Преображающее действие Библии на человека и человечество в целом (хотя бы положение женщины).
Богодухновенность и вербализм
Утверждение Богочеловеческой природы Священного Писания означает отрицание вербализма – представлений о том, что Писание продиктовано свыше «слово в слово» и непогрешимо по букве, а не по духу.
Понятия «Боговдохновенность», при правильном его восприятии, и «вербализм» несовместимы.
Священное Писание – результат синергийного (совместного) действия Бога и человека. При составлении Книг Священного Писания человек не являлся пассивным орудием Бога (обезличенным инструментом, действуя наподобии медиума, как думают сторонники вербализма), но был сотрудником, соучастником всеблагого Божественного действия. Вдохновляя священнописателей, Бог не нарушал их свободы, не блокировал разум, не насиловал волю, не лишал их рассудка. Возводя их в вышеестественное благодатное состояния, Он открывал им те истины, те требования Своей святой воли, которые считал нужным открыть, а они осознанно и свободно облекали их в ту или иную литературную форму.
Вербализм противоречит самому Священному Писанию, полагающему основание духовной жизни в живом соединении с Богом через веру в Иисуса Христа, а не в преклонении перед мертвой буквой текста. Бог «дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6).
Цитаты о богодохновенности
«Библия написана богодухновенно. Соответственно Священное Писание уникально, потому что его авторами были люди, находившиеся под особым Божественным влиянием. Библейское боговдохновение – мистический акт, полностью сохраняющий индивидуальные черты человека. Возникает текст, который (в аспекте авторства) является и Божественным, и человеческим. (Поэтому за православной литургией чтение Евангелия начинается упоминанием об авторе-человеке, а завершается благодарением автора-Бога.) Вот почему библейские книги называются священными. Вот почему они прочитываются иначе, чем человеческие книги».
Е.М. Верещагин
«Богодухновенность, это гарантия того, что все, что потребно для нашего с Вами спасения, записано в Библии абсолютно точно. Только это. Но абсолютно точно. Поэтому люди, читающие и знающие Писание, говорят о поразительном его единстве Библии. Единстве не по букве – по сути».
иеродиакон Пантелеимон (Шустов)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев