Радоница — радоваться. С приветствием «Христос воскресе» мы обращаемся ко всем усопшим. Если образно выразиться, мы как бы сходим в ад, чтоб известить пленников, чтобы со всеми умершими заговорить человеческим языком.
Сошёл туда Христос, сегодня сходим мы. Но это только наше логическое построение. С сошествием Христа в ад ада нигде нет, нет смерти, нет умерших, и так называемым умершим мы говорим так же, как и живым: Христос воскресе! И если бы мы имели настоящий слух, не тот, которым различаем только земные звуки, мы бы услышали: воистинну воскресе Христос. И их «воистинну воскресе» прозвучало более бы слышно, чем наше. Потому что они больше знают, чем мы.
Мы смотрим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, они смотрят так, как и нужно, видят воочию, что там есть. А там есть жизнь, и жизнь настоящая. Здесь тоже то, чем мы живём, называем жизнью, но это не жизнь, в лучшем случае это для нас отпущенное время, чтоб достигнуть настоящей жизни, в худшем случае — мелькнувший миг, вот есть — и сразу его нет. А там только «есть», «нет» там не может быть. Но во всё это нам нужно проникнуть верой, и верой в Воскресшего Христа. Христос воскресе и запоры ада разрушены, Христос воскресе и нет смерти, Христос воскресе и для всех нас наступило торжество жизни, но мы ещё на земле и торжество жизни для нас не так понятно.
Откроем Деяния Апостолов и Евангелие на сегодняшний день.
В Деяниях рассказывается, как Апостолы проповедовали Христа воскресшего, и к ним приступили священники, и начальники стражи при храме, и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых, и до сих пор досадуют, что в Иисусе проповедуют воскресение. А как же без этого, без воскресения Христова, только мертвецы на кладбище, да мы, готовящиеся стать мертвецами.
С воскресением Христовым нет мертвых, и мы не будем никогда мертвецами. Но люди не хотят этого понимать, за такую радостную проповедь гонят. Как далее говорится в Деяниях: и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра. Но вопреки этому многие же из слушавших слово уверовали, и число таковых людей около пяти тысяч. Да и как не веровать, ибо душа человеческая — подобие Божие и не смиряется с тем положением, что умереть — это нормально. Умереть — это именно ненормально. Когда умереть нам кажется нормально, это показатель только того, чем мы живём. Живём тем, что ведёт к смерти, и естественно, нам смерть кажется нормальным, а смерть — это не нормально, нужно жить высшими интересами, как говорится, интересами духа, тогда для нас смерть не нормально, нормально только жизнь, и при том жизнь не временная, а вечная.
Иногда у проповедающих воскресение, спрашивают, какой силой или каким именем вы это делаете, и ответ может быть один: именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых. Оттого мы вопреки всему говорим: Христос воскресе, и невольно душа человеческая отвечает: воистинну воскресе. Оттого мы обращаемся к мертвым, как живым, и они отвечают нам, как живые: воистинну воскресе Христос.
В Евангелии (это обычное, которое читается над покойником) говорится: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
Всякий верующий в Христа не погибает, но имеет жизнь вечную. Только вера должна быть не мертвой, а живой. А живой она тогда является, когда связана с добрыми делами, ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасён через Него. Отсюда и нам запрещается осуждение друг друга… Не судить, а спасать.
Судящий другого судит самого себя. Мир должен быть спасён, всё для того, чтоб спасти мир, как бы это ни было трудно. Вот точное определение неверия: суд над собой. Не веришь — значит, для тебя нет ничего живого, ты мертв. Суд не как осуждение, а как правильное понимание сущности состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их злы. И всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что в Боге соделаны. Если наша совесть чиста — и для нас дорог свет, кто прячется в тьму, тот прячет свою совесть. К свету! К свету Христову, вот единственный наш путь, в нем истина и жизнь. Христос воскресе! Пусть же ответ «воистинну воскресе» не останется только словами. Будем жить для воскресения Христова, чтоб не только поминать усопших, а встретиться с ними в вечности, встретиться и обрадоваться, и радости нашей не будет конца. Христос Воскресе!
Проповедь произнесена 4 мая 1981 г. в селе Виноградово.
Протоиерей Димитрий Дудко. Из виноградника Божия. М., 2009 г.
..........
Слово в день празднования иконе Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая!
Дорогие во Христе братия и сестры, отмечаемый сегодня праздник в честь иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость», открывает пред нами светлую надежду нашего непостыдного упования на предстательство о нас Пречистой Девы Марии, Ее милость к христианскому роду – не только к людям безупречной жизни, но и к людям, погрязшим в своих грехах, к людям с нечистой совестью, к людям беззаконным. Недаром святая Церковь за Богослужением в своих молитвах и песнопениях прежде всего обращается к Богоматери, зная Ее неизреченное милосердие и человеколюбие, научая этим и нас, чтобы мы в своих скорбях, нуждах всегда прибегали под покров всемощной и милосердной своей Небесной Матери и получали помощь. Вы знаете из истории, что наши предки, русские православные христиане, были людьми очень богобоязненными и всегда имели твердую и глубокую веру в небесное предстательство Богоматери. И Царица Небесная не оставляла тщетной их веру, но посылала всегда помощь всякому, кто с упованием прибегал к Ней.
Трудно даже указать такое бедствие или несчастье, от которого не избавляла бы Матерь Божия, когда обращались к Ней с верою и усердной молитвой. Предстательством и заступлением Ее исцелялись страдавшие долговременными и неизлечимыми болезнями, воскрешались умершие; многие избавлялись от казавшейся неминуемой смерти, от разбойников, от потопления, от огня, от замерзания; Ее предстательством прекращались общественные бедствия: пожары, голод, войны; целые селения, города и области молитвами Царицы Небесной спасались от смертоносных и губительных болезней. Множество и других примеров Ее заступления знают православные христиане. Но что важнее всего – Она неоднократно предотвращала праведный гнев Божий на грешников, вразумляла их и помогала им обратиться от пагубного заблуждения на путь покаяния и исправления своей жизни.
К числу таких случаев относится и празднуемое нами ныне событие, которое изображено на иконе «Нечаянная Радость». Один грешник имел обычай ежедневно становиться в своей комнате пред образом Божией Матери на молитву и воссылать Ей Архангельское славословие: Радуйся, Благодатная! Так и однажды, собираясь на грешное дело свое, зашел он по привычке в комнату и встал перед иконою Божией Матери. Но что это? Вот она на его глазах пришла в движение, лики Пречистой и Богомладенца предстали пред ним живыми, на руках, ногах и ребрах Младенца открылись раны и из них потоком потекла кровь. Увидев это, грешник от страха упал и воскликнул:
– О, Госпоже, кто это сделал?
На это Богородица ответила:
– Ты и прочие грешники своими грехами вновь распинаете Сына Моего, как иудеи.
– Помилуй меня, Матерь Милосердия! – взмолился тогда ужаснувшийся разбойник.
Она же отвечала ему:
– Вот, вы называете Меня Матерью Милосердия, а сами оскорбляете Меня своими беззаконными делами.
– Нет! – воскликнул грешник, – да не одолеет моя злоба Твоей неизреченной благости, ибо Ты – единая надежда всем грешным людям. Умоли же о мне Сына Твоего и Создателя Моего.
Тогда Преблагословенная Матерь Божия начала умолять Сына Своего, говоря:
– Благоутробне Сыне Мой! Любви ради Моей, помяни сего грешника и прости грехи его.
На это Сын отвечал Ей:
– Не прогневайся, Мати Моя, что Я не послушаю Тебя, ибо и Я молил Отца Моего, чтобы миновала Меня чаша страданий, но Он не послушал Меня.
Трижды обращалась Пресвятая Матерь Божия к Своему Сыну с молением о прощении грешника, но Он оставался непреклонен. Тогда Она встала, посадила Сына и хотела броситься к ногам Его.
– Что Ты хочешь делать, о Мати Моя?! – воскликнул Сын.
– До тех пор буду лежать у ног Твоих, пока не простишь сему грешнику грехи его, – отвечала Богоматерь.
– Закон повелевает всякому сыну почитать свою мать, а справедливость требует, чтобы законодатель был и исполнителем закона; поэтому Я исполняю Твою просьбу, да будет по Твоему желанию. Ныне прощаются этому человеку грехи его ради Тебя. Знамением прощения его грехов да будет облобызание им Моих язв.
С великою радостью встал раскаявшийся и прощенный грешник и с благоговением облобызал Пречистые язвы Спасителя, и с того времени стал жить богоугодно.
Возлюбленные братия и сестры, воспоминаемое ныне событие свидетельствует, прежде всего, о неизреченной любви Матери Божией не только к праведникам, но и к грешникам, о Ее заботе материнской о детях Своих, которые утопают в бездне греховной, но в то же время раскрывает оно перед нами и величайшее зло, таящееся во грехе. Грех есть ужасное зло, для уничтожения которого потребовалась смерть Единородного Сына Божия. А мы грехами своими вновь и вновь распинаем Спасителя и растравляем Его раны. Сколько таких ран причинили мы Господу нашему Иисусу Христу, живя беззаконно и неправедно! Потому будем, дорогие мои, бегать греха и бояться его больше всякой беды, всякого несчастья.
Каждый из нас может сказать, что он немощен и повсюду встречает вокруг себя преткновения и искушения, которые нелегко миновать. Действительно, мы немощны и слабы, а искушений очень много: от собственной нашей плоти, воюющей всегда против нашего духа; от мира, который, по слову Божию, весь во зле лежит; наконец, от врага-диавола, который, яко лев рыкающий, ищет погубить какую-либо христианскую душу. Но, дорогие, мы имеем надежное убежище и покров – в лице Богоматери. Будем твердо надеяться, что Она с нами всегда, где бы мы ни были и как бы мы ни жили, и что Она нас не забудет, если будем с горячей молитвой прибегать к Ней. Помолимся и сегодня, в день празднования в честь Ее иконы, чтобы Она и нам, погрязшим в грехах и страстях, послала Свою нечаянную радость, смягчила наши сердца и исполнила их смирением и любовью к ближним, чтобы мы, помилованные и спасенные Ею, непрестанно воссылали Ей славословие: Радуйся, Обрадованная, радуйся, всех скорбящих Радосте, радуйся, Заступнице усердная! Аминь.
9/22.12.1962 г.
..........
Старайся делать всякому добро, какое и когда только можешь, не думая о том, оценит ли или не оценит он его, будет или не будет тебе благодарен. И радуйся не тогда, когда сделаешь кому-либо добро, но когда без злопамятства перенесешь оскорбления от другого, особенно от облагодетельствованного тобою.
Святой праведный Алексий Мечев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев