Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, называется Антипасхой или же Фоминым воскресеньем. Есть нечто очень глубокое в том, что в этот воскресный день, который последует за Светлой седмицей, за временем, когда мы просто праздновали, просто искали себе отдохновения от великопостных трудов, Церковь вновь грозно напоминает нам, я подчеркиваю, именно грозно напоминает нам о необходимости для нас подвига веры. И мы вспоминаем святого апостола Фому. К сожалению, память об этом святом апостоле, на протяжении многих веков сохранявшаяся в Церкви, не всегда верно доносила до нас церковное понимание того, в чем же заключался смысл его исповедания веры во Христа. И очень часто приходится слышать о том, что был такой «Фома неверующий». И когда мы видим человека, который не очень глубоко верит в Бога, который не очень глубоко доверяет нам самим, мы называем его «Фомой неверующим».
А между тем, церковное понимание служения этого великого апостола является совсем иным.
Да, действительно, святые апостолы «страха ради иудейска» затворились в горнице, да, действительно, многих из них одолевали сомнения, хотя их божественный Учитель Иисус
Христос обещал им Свое воскресение. Не было бы этих сомнений — не было бы и их отречения от Христа, их оставления Христа, которое произошло во время Его крестных мук. Но сейчас они были все вместе и вновь возносили молитву о том, чтобы их Божественный Учитель подал им хоть какой-то знак Своего воскресении. И Спаситель явился им так, как они не ожидали этого. Он явился в Своем преображенном воскресшем теле, в том самом теле, на котором оставались следы от гвоздей, которые зияли, как раны, и вместе с тем в том самом теле, которое было уже преображено и не помешало Спасителю пройти через стену горницы и явиться апостолам. Страшно было представить, что им явился призрак, искушающий их. И Спаситель, видя их маловерие, и здесь снизошел к ним и разделил их трапезу. И когда они увидели, что это не дух, а, действительно, их божественный Учитель, пришедший во плоти, то есть исполнивший до конца Свое обетование, они возрадовались.
Но с ними не было святого апостола Фомы, и когда он узнал об этом, он произнес опять таки не какие-то величественные апостольские слова, а простые человеческие слова о том, что он не уверует в воскресение Спасителя, если не вложит свои пальцы в раны на Его теле. Просто, по-человечески, казалось бы, он опять усомнился, но сомневались и другие апостолы, в словах же апостола Фомы, наряду с сомнением, было и нечто иное. Он не просто хотел увидеть воскресшего Христа, услышать воскресшего Христа – он настаивал на том, чтобы дерзновенно вложить персты в язвы гвоздиные.
Напомню, что многие философы, разрабатывавшие теорию познания в последующие века, подчеркивали, что самым достоверным, самым убедительным для человека способом восприятия реальности является именно осязание: потрогать своими руками. Да и мы с вами живем в эпоху, когда люди верят преимущественно в то, что можно потрогать руками. Действительно, апостол Фома требует самого явного доказательства того, что Христос воскрес, воскрес в теле; в том самом теле, в котором был пригвожден ко кресту.
И размышляя над этим в праздничные, послепасхальные дни, когда нам не очень-то и размышлять о чем-то сложном хочется; в дни, когда радость пасхальных дней порождает подчас в нас иллюзию нашей глубокой приобщенности ко Христу; в дни, когда мы не сомневаемся в воскресении Христа, потому что вообще не склонны оказываемся подчас размышлять о Нем, напоминание о сомневающемся апостоле Фоме вносит в нашу душу даже определенный разлад. И, вспоминая слова из послания восточных патриархов ХIХ в. о том, что они ничего не могут изменить в Церкви, ибо хранитель веры – народ Божий (двусмысленно прозвучавшие слова из уст церковных иерархов), мы вспоминаем вот это подлинно народное определение апостола Фомы – Фома Неверный, и, в общем, отмахиваемся по существу от необходимости серьезно поразмышлять над этим фрагментом Евангелия. Как будто мы – Фомы Верные. А ведь между тем вдумчивое восприятие евангельского рассказа открывает нам человека до предела искреннего, до предела честного. Не случайно он оказался среди апостолов и не случайно потом своим последующим апостольским служением и мученической смертью за Христа утвердил Церковь Христову в этом мире.
Так вот именно этот святой апостол Фома в какой-то момент усомнился в том, что говорили ему собратья-апостолы. А почему, собственно говоря, он должен был им так уж безоглядно верить? Верить тому же самому апостолу Петру, который уверял, что, если даже все отрекутся, он не отречется от Христа, и трижды отрекшемуся от Христа, первому отрекшемуся от Христа. Почему он должен был верить другим девяти апостолам, которые покинули Христа? Почему он должен был верить самому себе, ибо он тоже покинул Христа? И, вполне возможно, в душе апостола Фомы возникло сомнение: а, может быть, собравшиеся «страха ради иудейска» его собратья апостолы видели призрак, и им только показалось, что Христос воскрес и посетил их?
Чаще всего у нас воспринимают сомнение святого апостола Фомы как проявление его немощи, его маловерия. Тем более, что в конце Евангелия звучат слова о том, что блаженны не видевшие, но уверовавшие. И мы, конечно же, зачисляем самих себя в разряд тех блаженных, не видевших, но уверовавших. И уж тогда конечно апостол Фома предстает пред нами как яркий пример маловерия на фоне нашей веры; веры не видевших, а, может быть, даже и не видящих Христа людей, не видящих Его годами, десятилетиями в своей даже церковной жизни, потому что уж слишком просто мы утверждаем себя как христиане и говорим о себе как о христианах.
И вот апостол Фома напоминает нам ту очевидную истину, что христианин обязан сомневаться: сомневаться в себе, сомневаться в своем переживании Бога, в своей вере в Бога, и в этом нет абсолютно никакого греха. Ибо вера не есть доверчивость. Вспоминая народное определение апостола Фомы как Фомы Неверного, мы можем вспомнить нашу с вами историю, когда именно наш с вами народ, который наградил святого апостола Фому определением «неверный», свое неверие проявил самым страшным образом совсем в недавнее время.
Та доверчивость, с которой наш народ пошел за теми, кто призвал его уничтожать собственную Церковь, собственную страну, как раз и является свидетельством того, что не достало ему способности в какой-то момент усомниться в тех, кто предложил ему это легкое право на бесчестье. Так недавняя история показала нам, как важен опыт святого апостола Фомы, тем более, что если мы будем внимательнее читать Евангелие, мы обнаружим следующее: апостол Фома не требует ничего особенного для себя. Ведь и Сам Иисус Христос, неоднократно представая перед своими учениками, доказывает им, что Он воскрес, являя им Свои раны гвоздиные. Апостол Фома отличается от своих собратьев-апостолов только тем, что он, не увидевши этого доказательства, чает его, ожидает его, и получает его от Христа.
Это очень важная тема духовной жизни христиан. Когда мы, то ли от равнодушия, то ли от страха, оказываемся несомневающимися, не задающими вопросы Богу, мы лжем. Бог ждет от нас вопросов. Ему не нужны благочестивые марионетки, Он ждет любых наших вопросов и готов отвечать на все наши вопросы. Чем, может быть, искусительней, соблазнительней, но, по сути своей, честней будет наш вопрос к Богу, тем ощутимей будет ответ Бога на наш вопрос. Бог не боится наших сомнений. Он готов прислушаться к нашим сомнениям и развеять все наши сомнения.
И святой апостол Фома в дни, когда пасхальная радость усыпляет, подчас, наши мысли, наши чувства, напоминает нам о том труде, который предстоит нам на все последующие годы нашей жизни. Он призывает нас ответственно и осмысленно идти за Христом, жить во Христе, размышлять о Христе, а не любить и верить в Него безумно, как часто мы делаем в этой жизни в отношении и близких людей, и Самого Господа Бога.
Печально, что в нашей традиции апостол Фома не занял подобающего ему места. Я имею в виду именно нашу культурно-историческую, но не церковную традицию, которая вознесла этого апостола на такое высокое место, уделив через неделю после Пасхи такое пристальное внимание сомнениям этого очень искреннего и честного человека. Честность веры является залогом ее подлинности, а подлинная вера действительно творит чудеса и наделяет каждого, даже самого немощного человека, всеми остальными духовными талантами, но начинать нужно именно с этой искренности и честности, той самой искренности и честности, с которой начал святой апостол Фома свой, подчас, кажущийся нам таким не благочестивым разговор со Христом.
Действительно, многие из нас даже к священнику не решаются подойти с такими вопросами и сомнениями, с которыми Фома подходил ко Христу, многие из нас даже своим братьям и сестрам во Христе не решаются представить свои сомнения. А что они подумают о нас? А вдруг они решат, что мы маловерные или неверные. И вот так накапливается в наших душах, в наших взаимоотношениях та неправда, которая, прикрывшись иллюзией сердечной, бессмысленной и поэтому якобы твердой веры, по существу превращает нас в людей по-настоящему не знающих ни самих себя, ни наших близких. А жить в иллюзиях о самих себе и о своих ближних – это ведь великое искушение и великая неправда.
Пусть же, столь неожиданно вторгающийся в нашу перманентную пасхальную радость, святой апостол Фома не только насторожит нас в отношении самих себя, но и успокоит нас именно в том отношении, что Бог ждет любых наших вопросов. И каждый наш искренне заданный вопрос будет получать от Него ответ, такой ответ, который в конечном итоге и приобщит нас к подлинной пасхальной радости, не только в послепасхальные дни, но и во все дни нашей жизни.
Аминь.
........
82. Победа Христа над смертью
Быстро летит время. Казалось, еще совсем недавно мы ходили на службы Страстной седмицы, причащались Святых Христовых Таин и готовились к встрече самого великого христианского праздника – Пасхи. И вот уже быстро и незаметно прошли две недели светлого пасхального торжества. Святая Церковь празднует Пасху гораздо дольше всех других праздников – целых сорок дней. В течение этих сорока дней мы многократно слышим в церковных песнопениях радостную весть о Воскресении Христа и Его победе над смертью.
В одном из таких песнопений Церковь воспевает гроб Христов: «Яко живоносец, яко Рая краснейший, воистину, и чертога всякого царского показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения». Что это за странные слова? Почему Церковь называет гроб Христа живоносным, то есть источающим из себя жизнь, дающим жизнь вечную? Как может гроб давать жизнь? Ведь гроб – это обиталище смерти, вместилище распада и тления?
Причина здесь в том, что Христос, пройдя через гроб, победил смерть, восторжествовал над ней и совершенно уничтожил ее царство. И вот поэтому гроб Христов стал живоносным, то есть дающим всем жизнь, стал прекраснее всякого царского чертога и дворца, прекраснее даже самого Рая – источником нашего воскресения. По выражению одного известного богослова, жизнь, подобно источнику, бьет из гроба Христа.
Однако, слушая все это, кто-нибудь может возразить: как же так, нам говорят о победе над смертью, о вечной жизни, а люди как умирали, так и продолжают умирать, смерть как царствовала, так и царствует в мире, и конца этому не видно. Где же здесь победа над смертью? Ведь каждый день мы, например, видим, что в храме отпевают покойников и что могильщики на кладбищах тоже не сидят без работы… Что сказать на это?
Истинно, подлинно и непреложно, что Христос победил смерть и низложил ее державу. После Воскресения Христа смерть, которая для нас неизбежна, уже не есть смерть. Она не есть смерть хотя бы уже потому, что касается теперь только нашего тела. Душа же христианина не подвластна смерти, она уже не умирает, не погибает в аду, как это было до Христа, но переходит в Царство святых, где живет вечно.
Да, смерть пока еще имеет власть над нашим телом, однако и эта власть не будет продолжаться долго, – скоро она будет отнята у нее. Святитель Григорий Нисский говорит, что, как ядовитая змея, которой был нанесен смертельный удар, не мгновенно умирает, но некоторое время еще может ползать и кусаться, так и смерть хотя и смертельно поражена Воскресением Христовым, но какое-то время она еще может действовать в нашем мире. Однако теперь это уже не есть смерть в собственном смысле, а правильнее будет назвать ее сном или успением. Ведь, как говорит святитель Иоанн Златоуст, смерть только тогда есть смерть, когда она вечна, когда умирают навеки, навсегда, а если она лишь временна, то это уже не смерть, но сон. Когда же окончится этот сон, тогда, по неложному слову Писания, тела всех когда-либо живших на земле людей будут воссозданы Богом и предстанут на Страшный суд. Вот тогда и упразднится последняя власть смерти – власть над телом человека.
Но кто-нибудь снова может задать вопрос: как воскреснут мертвые? Разве это возможно? Ведь многие люди, например, сгорели, некоторые утонули и стали пищей рыб, а кого-то растерзали дикие звери? Как же смогут все эти люди воскреснуть?
Отвечая на подобный вопрос, святитель Игнатий Брянчанинов приводил следующее сравнение. Представьте себе, говорил он, что есть человек, который ни разу не видел, как оживает природа весной. И вот если бы такому человеку сказать, что зимний сад, где стоят мертвые голые деревья, где дуют ледяные ветры, где все застыло, покрыто снегом и нет никаких признаков жизни, – если бы ему сказать, что пройдет всего лишь несколько месяцев и этот сад оживет: холод и снег исчезнут без следа, земля украсится цветами и травами, деревья покроются листьями и будут приносить плоды, воздух будет наполнен благоуханием цветов и пением птиц, – если бы ему все это рассказать, то он, конечно, не поверил бы, что так будет. И однако же это чудо совершается на наших глазах каждую весну, просто мы привыкли к нему и потому не замечаем.
Вот точно так же будет и воскресение мертвых тел – оно будет непременно, каким бы невероятным и невозможным это ни представлялось сегодня некоторым неверам. Ибо Христос воскрес из мертвых первый, чтобы и мы вслед за Ним воскресли и имели участие в Его жизни, жизни, не имеющей конца. Аминь.
..........
Фомино воскресенье
(Иоан. 20:19–31).
Христос Воскресе!
«Не горело ли сердце наше, когда Он говорил нам», – говорили друг другу Лука и Клеопа, переживавшие радость встречи с Воскресшим Христом на пути в Эммаус. Ликующие, они поспешили вернуться в Иерусалим, чтобы поделиться пережитой радостью с остальными учениками. Но те уже и сами свидетельствовали о необыкновенном Событии, ибо Воскресший явился Симону-Петру. Во время радостных восклицаний и братских объятий Апостолов, раздался тихий и такой близкий и знакомый голос: «Мир вам!» Апостолы увидели Иисуса. Он «показал им руки и ноги и ребра Свои».
В эти светлые дни, полные трепетных и радостных переживаний, когда Апостолы убедились в том, что Он воистину воскрес, Спаситель настойчиво подчеркивает им, что пред ними не призрак, не дух, что воскресло Его тело, взойдя на высшую ступень духовной телесности, не знающей препятствий и ограничений, свойственных грубой материи. Это не возвращение к прежней жизни, это новая жизнь, полное преображение тела.
Жив Господь, в этом убеждались ученики. Но вот, из одиннадцати только Фома остался как бы в стороне. Он пробирается по спящим улицам Иерусалима к дому, в котором собрались ученики. Идет он осторожно, опасливо оглядываясь. Двери дома крепко заперты. Условный стук и Фома среди друзей. Его окружили взволнованные лица, многие плачут от радости, восторженно говорят ему собратья о том, что они видели Воскресшего Учителя. Горечью обиды сжимается сердце Фомы, и он восклицает: «Если не увижу (сам)... и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». В этом «если не увижу – не поверю» было выражено, как замечает Церковь Святая, «доброе Фомино неверие», то есть желание скорее самому увидеть Воскресшего Учителя.
И вот, на восьмой день снова появился Иисус среди учеников, снова раздался тихий голос: «Мир вам» и к Фоме обращенный ласковый укор: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». – «Господь мой и Бог мой», – трепеща от радости воскликнул Фома.
Обратите, дорогие, внимание на то, что Воскресший Христос не явился ни Анне, ни Каиафе, ни кому-либо из Своих мучителей. Почему? Да потому, что их злая воля противилась очевидности, противилась обладанию Светом. К ним всецело относились слова Авраама: «если кто и из мертвых воскреснет – не поверят». Но явился Он «доброму неверию» Фомы, явился и Своему гонителю Савлу, призвав его к благовестию, ибо душа Савла тосковала о Боге, искала Истину; ему мешало заблуждение, а не собственная воля. Савл не только не осязал ран Воскресшего, но и не видел Его облика. Через три года после крестных Страданий с Небесной Высоты прозвучавший призыв Воскресшего преобразил душу его и гонитель Савл стал Апостолом Павлом.
Почти двадцать столетий прошло от дней явления Апостолам Христа Воскресшего, но и сейчас мы с трепетом глубокой радости встречаем светлый день Христова Воскресения, вместе с Апостолом Фомой восклицая: «Господь мой и Бог мой!»
«Истина Христова Воскресения есть Истина всецелая, полная, не только Истина веры, но также и Истина разума, торжество Правды и Добра». За эту Истину были распяты Апостолы Петр и Андрей, обезглавлены Апостолы Иаков и Павел, казнены Апостолы Филипп и Нафанаил. За Воскресшего всегда была гонима Церковь Его, шли и идут, идут на страдания тысячи и тысячи мучеников. Идут с вечным гимном победным на устах:
«Воистину Христос Воскресе!» Аминь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев