Тема 116. Третья заповедь Ветхого Завета: Не поминай имени Господа Бога твоего всуе (напрасно).
Эта заповедь дана, чтобы мы благоговейно относились к Отцу Небесному. «Не поминай всуе», значит, не призывай Бога понапрасну, не профанируй имя Божье, не твори псевдомолитву. Ведь, поминая Бога, мы призываем Его, т. е. молимся. По меткому выражению одного священника, когда мы говорим: «Господи», мы как бы снимаем телефонную трубку и набираем номер, и на «том конце» нам немедленно отвечают «Слушаю».
Грехами против 3-ей заповеди являются: Употребление имени Божьего «для красного словца», связки слов или божбы. Божба – легкомысленное употребление имени Бога в клятве. Библия даёт нам примеры неразумных клятв Иеффая (Суд.11:30), Ирода Антипы (Мк.6:17-28), апостола Петра (Ин.13:5-10). Если человек не чувствует, чем плохо употребление имени Божьего всуе, то можно объяснить это на примере того, что никто не хочет использовать, как слово-паразит, имя собственной матери.
Нарушением этой заповеди может считаться молитва о наказании кого-либо, угрозы именем Божьим (особенно детям, мы не должны ужасать детей Богом); кощунство – анекдоты, шутки обо всём, что свято для христиан; ропот на Бога за свою судьбу. Мы хотим, чтобы менялись обстоятельства, а Бог хочет, чтобы менялись мы. См. фильм: Литургия. Фильм для тех, кто жалуется на жизнь.
У этой заповеди есть как бы обратная сторона – под запрет сей заповеди попадает чертыханье, сквернословие. Мат - это молитва дьяволу или язык ада. Необязательно материться вслух, многие успешно делают это на своих страницах в соцсетях, при перепостинге непристойных высказываний или картинок.
Практический совет
Что делать человеку, который не знает, был ли он крещён, и не у кого об этом спросить?
«Если взрослый человек, желающий креститься, не знает, был ли он крещен в младенчестве, и нет возможности навести справку об этом, то священнику следует крестить его, так как второе Крещение по неведению не вменяется в вину крещаемому. Так же следует поступать и в тех случаях, когда младенец был якобы крещен мирянином, но не удалось установить, правильно ли было совершено Таинство.
В некоторых областях России в подобных сомнительных случаях совершают так называемое «условное Крещение», при котором в тайносовершительную формулу добавляют слова: «аще не крещен есть». Такую форму Крещения предлагает Требник митрополита Петра Могилы. Однако, по мнению специалистов в области литургического богословия, древняя Церковь не знала условного Крещения. У католиков условное Крещение вошло в обычай с древних времен».
Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 1983. С. 236.
Случайный тест
1. Преподобный Иоанн Лествичник описал, какая степень милостыни свойственна благочестивым, более благочестивым и бесстрастным. Что преподобный Иоанн считал свойственным бесстрастным?
1давать всякому просящему
2давать и не просящему
3не требовать назад от взявших
Правильный ответ: №3
Материалы для изучения: Лествица
Комментарий:
Благочестивым свойственно давать всякому просящему; более же благочестивым - давать и непросящему, а не требовать назад от взявших, в особенности же когда есть возможность, свойственно одним только бесстрастным (Лествица, гл. 26, ст.73).
.......
Предисловие книги сей, именуемой Скрижали духовные
Краткое описание жития аввы Иоанна, игумена святой горы Синайской
О том же авве Иоанне, игумене Синайской горы, то есть Лествичнике
Послание святого Иоанна, игумена Раифского, к досточудному Иоанну, игумену Синайской горы
Ответ
Слово 1. Об отречении от жития мирского
Слово 2. О беспристрастии, то есть, отложении попечений и печали о мире
Слово 3. О странничестве, то есть, уклонении от мира
Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании
Слово 5. О попечительном и действительном покаянии и также о житии святых осужденников, и о темнице
Слово 6. О памяти смерти
Слово 7. О радостотворном плаче
Слово 8. О безгневии и кротости
Слово 9. О памятозлобии
Слово 10. О злословии и клевете
Слово 11. О многоглаголании и молчании
Слово 12. О лжи
Слово 13. Об унынии и лености
Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке, чреве
Слово 15. О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами
Слово 16. О сребролюбии
Слово 17. О нестяжании
Слово 18. О нечувствии
Слово 19. О сне, о молитве и псалмопении в соборе братий
Слово 20. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить
Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании
Слово 22. О многообразном тщеславии
Слово 23. О безумной гордости
Слово 24. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве
Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве
Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей
Слово 27. О священном безмолвии души и тела
Слово 28. О матери добродетелей, священной и блаженной молитве, и о предстоянии в ней умом и телом
Слово 29. О земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве, и воскресении души прежде общего воскресения
Слово 30. О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви
Слово 31. Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец
.......
«Муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее туда!»
Петербуржцы при жизни святой Ксении Блаженной скоро убедились, что каждое ее слово стоит слушать внимательно: ведь оно может изменить твою жизнь. Однажды юной девице Голубевой матушка неожиданно сказала: «Что сидишь? Муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее туда!»
Что за муж может быть у 17-тилетней девушки, у которой то и жениха не было, не могли понять мать и дочь Голубевы. Отправившись по совету Ксении Петербургской на Охту (прим: район города), там они встретили похоронную процессию: хоронили жену доктора. Когда уже все разошлись, безутешный вдовец от горя потерял сознание прямо у могилы жены. Так его и нашли Голубевы, а через год юная девушка стала второй женой доктора, и всю жизнь вспоминала блаженную Ксению.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2