1. Как называется Апостольский пост в богослужебных книгах?
1 Пост святых апостолов
2 Петров пост
3 Петровка-голодовка
4 Пост Первоверховных апостолов
Ответить
2. В честь кого установлен Петров пост?
1 Апостолов от 12
2 Апостолов от 70
3 Апостола Петра
4 Апостолов Петра и Павла
Ответить
3. Минимальная и максимальная продолжительность Петрова поста в днях:
1 8-42
2 15-30
3 22-49
4 30-51
Ответить
4. Пища, от которой следует воздерживаться во все дни Петрова поста согласно нынешнему Церковному уставу.
1 Рыба
2 Яйца
3 Мясо
4 Молоко
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
Ответить
5. Входит ли день святых первоверховных апостолов Петра и Павла в число дней Апостольского поста?
1 Входит
2 Не входит
3 Зависит от года
4 Зависит от дня празднования Пасхи
Ответить
6. Церковный праздник, приходящийся на воскресный день перед самым Петровым постом.
1 Духов День
2 Собор Всех святых
3 День Святой Троицы
4 Собор Двенадцати апостолов
Ответить
7. Служба какого гласа приходится на Неделю Всех русских святых?
1 1
2 2
3 7 или 8
4 По-разному
Ответить
8. Указание на совершение поста после Пятидесятницы восходит к:
1 Первому Вселенскому собору
2 Лаодикийскому собору
3 Апостольским постановлениям
4 Византийскому Номоканону
Ответить
9. Изменяется ли количество дней между Петровым и Успенским постами в разные годы?
1 Количество дней всегда одинаковое
2 Количество дней может быть разным
Ответить
10. К числу каких праздников относится праздник свв. апп. Петра и Павла, которому предшествует Апостольский пост?
1 Великих непереходящих
2 Двунадесятых непереходящих
3 Великих переходящих
4 Двунадесятых переходящих
Ответить
11. Совпадает ли продолжительность Апостольского поста в Греции с продолжительностью этого поста в России?
1 В Греции пост длиннее
2 В Греции пост короче
3 Зависит от года
4 В Греции нет этого поста
Ответить
12. Какое решение по пересмотру продолжительности Апостольского поста предлагал сербский патриарх Павел в докладе на тему «Согласование церковных определений о посте с требованиями современной эпохи»?
1 Поститься одну неделю
2 Соединить Петров и Успенский посты
3 Поститься один день
4 Поститься ровно сорок дней
Ответить
13. Раннее название Апостольского поста:
1 Петропавловский пост
2 Пост первоверховных
3 Всехсвятский пост
4 Пост Пятидесятницы
Ответить
14. Император, при котором особенно утвердился Петров пост:
1 Константин I Великий
2 Константин V Копроним
3 Юстиниан I Великий
4 Юстиниан II Ринотмет
Ответить
15. Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?
1 Они старше остальных апостолов
2 Они пострадали в столице империи
3 В Книге Деяний Святых Апостолов о них больше говорится
4 Они были более любимы Господом
Ответить
16. К чему готовились постящиеся апостолы?
1 К принятию Святого Духа
2 К всемирной проповеди Евангелия
3 К принятию мученической кончины
4 К просветлению сознания
Ответить
17. С какой целью постится большая часть православных христиан в Апостольский пост?
1 Чтобы уподобиться апостолам в проповеди Благой вести
2 Чтобы подготовиться к Празднику Свв. Апостолов Петра и Павла
Ответить
18. Полное название дня святых апостолов Петра и Павла:
1 День святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
2 День святых отец, первоверховных апостолов Петра и Павла
3 День святых, первоверховных апостолов Петра и Павла
4 День святых мучениц, первоверховных апостолов Петра и Павла
Ответить
19. Апо́столов первопресто́льницы, и вселе́нныя учи́телие, Влады́ку всех моли́те мир вселе́нней дарова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость — это:
1 Седален
2 Ипакои
3 Тропарь
4 Кондак
Ответить
20. Знаменитый гимнограф, автор канонов праздника святых апостолов Петра и Павла:
1 Андрей Критский
2 Иоанн Дамаскин
3 Роман Сладкопевец
4 Ефрем Сирин
Ответить
21. Является ли день праздника святых апостолов Петра и Павла постным, если он приходится на среду или пятницу?
1 Да
2 Нет
3 Частично
4 Как благословит священноначалие
Ответить
22. Антиохийский патриарх Вальсамон (XII век) указывал: За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся...
1 Да подвергаются правилу семилетней епитимии
2 Да подвергаются правилу пятнадцатилетней епитимии
3 Да будут отлучены от сообщения православных христиан
4 Да будут преданы смерти: камнями должно побить их
Ответить
23. Кому предписывалось поститься в ранней Церкви в пост, который потом получил название Апостольского?
1 Всем кроме воинов и путешествующих
2 Не постившимся в Великий пост
3 Самим апостолам и их ученикам
4 Проходящим катехизацию (оглашенным)
Ответить
..........
Тест: Апостол Павел
Святой апостол Павел имел при рождении имя Савл (ивр. שאול «выпрошенный, вымоленный»). Родился он в киликийском городе Тарс (ныне город Тарсус на юге центральной части Турции), о чем сам апостол неоднократно и сообщает (например, Деян.21:39). Происходил апостол из колена Вениаминова, о чем дважды говорится в Священном Писании (Рим.11:1, Фил.3:5), а поскольку к тому же колену принадлежал библейский царь Саул, то Павел-Савл, вероятно, был назван в честь этого правителя.
От отца Савлу перешло римское гражданство, что говорит о высоком статусе семьи, поскольку в то время лишь немногие обитатели провинций Римской империи обладали статусом римского гражданина. Знаем мы и имена его родственниц - Зинаида и Филонила Тарсийские, святые мученицы. Учителем Савла был фарисей Гамалиил, упомянутый в Новом Завете христианский святой, но также обладающий авторитетом в иудаизме.
Как воинствующий фарисей, молодой Савл участвовал в преследовании последователей учения Иисуса Христа, заточая их в тюрьмы. В Священном Писании Савл-Павел впервые упоминается в сцене избиения камнями первомученика Стефана, причем, будучи несовершеннолетним, Савл не принимал непосредственного участия в казни, но лишь сторожил одежды.
Однажды Савл выпросил у первосвященника письма в Дамаск к синагогам, чтобы там арестовывать последователей учения Иисуса Христа. Но на пути в Дамаск он неожиданным образом услышал голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?». Упав на землю, будущий апостол воскликнул: «Кто Ты, Господи?». Господь же сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Савл в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать?» И Господь сказал ему: «Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. И повели его за руки, и привели в Дамаск (Деян.9:1-8).
Еврейское имя «Савл» употребляется в Книге Деяний Святых Апостолов последний раз в рассказе об обращении в христианство апостолом проконсула Сергия Павла. Относительно перемены имени Савла Толковая Библия (под редакцией А. П. Лопухина) дает следующее толкование: «“Савл, он же и Павел”. Здесь [Деян.13:9] в последний раз дееписатель употребляет еврейское имя “Савл” и в первый – римское “Павел”, которое отселе становится исключительным именем апостола языков. В этой перемене имени и совпадении ее с обращением проконсула Павла, по справедливости, усматривается не простая случайность, а особая знаменательность и намеренность дееписателя. По объяснению древнейших толкователей Павел принял это новое имя в воспоминание о столь замечательном, совершенном им, обращении ко Христу проконсула римского С. Павла (Иерон. De vir. 5). К этой же перемене могло побуждать его и то еще обстоятельство, что он шел теперь с проповедью о Христе в греко-римский мир, в обращении коего он видел особое свое предназначение». Следует отметить, что латинское имя Paulus или Paullus переводится как «малый».
По обращении апостол Павел удалился из Дамаска в Аравию. Цель этого путешествия в Аравию была – приготовление себя на благовестнический подвиг через формирование нового христианского мировоззрения. Потрясение, происшедшее с апостолом, было чрезвычайно сильно; ему необходима была спокойная обстановка, дававшая возможность сосредоточиться в себе самом, чтобы переработать полученное свыше откровение.
Из Аравии Павел опять возвратился в Дамаск, но, ввиду его смелого выступления здесь с учением об Иисусе Христе, он возбудил к себе ненависть иудеев и они задумали погубить его. Они возбудили против него наместника Арефы, царя Аравийского, который поставил стражу у ворот города с целью схватить апостола Павла. Друзья же апостола Павла, однако, спасли его, спустивши в корзине из окна одного дома, примыкавшего к городской стене, и, таким образом, он избег злоумышленных иудеев.
Из Дамаска Павел в первый раз по своем обращении отправился в Иерусалим, с целью увидеться, как говорит он сам, с апостолом Петром. Здесь он встретил к себе естественное недоверие: все боялись его, не веря, что он теперь ученик Господа. Надлежало представить поручителя в искренности своих действий и намерений. Такого поручителя Павел нашел в лице апостола Варнавы, который представил его апостолам, рассказал подробно о чудесном обращении его, о ревностном его проповедании Христа в Дамаске. Подозрениям был положен конец, и Павел вступил в общение с апостолами.
Так как пребывание в Иерусалиме недавнего гонителя Христа, а теперь ревностного Его последователя было небезопасно для жизни апостола, к чему были достаточные основания, то он верующими был препровожден в Кесарию, а затем в свой родной город Тарс и там дожидался дальнейших повелений Господа.
Между тем христиане, рассеянные после гонения на архидиакона Стефана, принесли слово евангельской проповеди на остров Кипр, в Финикию и Антиохию Сирийскую. В последней слово Божие дало особенно обильные всходы. Услышав о сем, иерусалимские христиане сочли полезным послать в Антиохию для укрепления в вере антиохийцев апостола Варнаву. Варнава привлек к проповеднической деятельности апостола Павла, для чего специально ходил к нему в Тарс.
Из Антиохии Павел совершает свое первое апостольское путешествие (45-49 гг.) совместно с Варнавой. Первым делом он посещает Селевкию, откуда переправляется на Кипр, дойдя до Пафа, он состязается с лжепророком Вариисусом. После Кипра путь Павла лежал в Памфилию, где он впервые начинает обращаться к язычникам. Из Памфилии он пришел в Иконию. Изгнанный оттуда иудеями, он отправляется в Ликаонию, где язычники его принимают за Гермеса. Затем, через Писидию Павел возвращается в Памфилию и отплывает в Антиохию.
Апостол Павел был участником Иерусалимского (Апостольского) Собора. Об этом Соборе, проходившем около 49 года или в 51 году, говорится в Новом Завете (рассказ апостола Луки – Деян.15:1-34). Причиной созыва собора послужило то, что «некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и не малое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян.15:1-2). Апостолы Петр и Иаков приняли сторону Павла и тот, убежденный в своей правоте, возвратился в Антиохию. Когда в Антиохию прибывает Петр, то у него с Павлом начинаются прения.
Затем Павел уже с апостолом Силой отправляется во второе апостольское путешествие (50-52 гг.). В Листре он встречает Тимофея, которого берет с собой. Дальше его путь лежит в Фригию и Галатию. Пройдя через Мисию он оказывается в Троаде, где созревает план проповедовать в Европе. Оказавшись в Европе, Павел посещает Филиппы. Здесь Павла и Силу задерживают, но, как римского гражданина, не подлежащего суду местных властей, отпускают. Пройдя через Амфиполь, Павел оказывается в Фессалониках. Далее путь его лежит в Афины, где знакомится с Дионисием Ареопагитом. Здесь, в Ареопаге (Ареопаг – орган власти в Древней Греции и холм в Афинах, находящийся на северо-западе от Акрополя), состоялась его проповедь перед афинянами (Деян.17:22-32). В Коринфе он знакомится с супружеской парой Прискиллой и Акилой и останавливается на 1,5 года в годы правления Галлиона, то есть в 52 году. Именно здесь он пишет первое и, возможно, второе послание к Фессалоникийцам. Затем Павел морем переплывает в Эфес (там он оставляет Акилу и Прискиллу), а оттуда морем в Иерусалим через Кессарию.
Третье апостольское путешествие (52-58 гг.) было предпринято в Эфес, где апостолом Павлом были написаны Послание к Галатам и Первое послание к Коринфянам. Из Эфеса Павел вторично отправился в Македонию, откуда он написал Второе послание к Коринфянам, а затем посетил Элладу. Зимой 57 года Павел прибыл в Коринф. Далее его путь лежал через Филиппы в Троаду, а оттуда в Милет. Морем, через Родос и Кипр, Павел прибыл в Тир. В Коринфе в 58 году апостол Павел написал одно из самых значимых его посланий – Послание к Римлянам, адресованное христианской общине Рима.
В Иерусалиме иудеи обвинили Павла в том, что он язычников вводит в храм Соломона. Его повели на суд в синедрион, где началась распря между фарисеями и саддукеями. Однако иудеи не могли казнить Павла из-за римского гражданства, тогда его отправили в Кесарию на суд прокуратору Феликсу, который оставил Павла в узах. Новый прокуратор Иудеи Порций Фест совместно с иудейским царем Агриппой решает переправить Павла в Италию на суд императору. Здесь Павел в качестве пленника отправляется в свое последнее путешествие. Его корабль минует Сидон, Кипр, Миры Ликийские, Крит, Адриатическое море и терпит крушение близ острова Мелит. Оттуда на корабле «Диоскуры» Павел прибывает сначала в Сиракузы, потом в Ригию и затем около 60 года в Рим, где прожил еще два года. Из Рима апостол Павел написал послание к Филиппийцам, к Ефесянам, к Колоссянам и к Филимону. Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. К этому же времени, возможно, относится и написание апостолом Послания к Евреям.
Согласно преданию, в Риме апостол был освобожден и совершил еще одно путешествие (которое иногда называют четвертым миссионерским путешествием). На востоке он посетил ранее основанные им церкви. На острове Крит он рукоположил Тита во епископа Критского, затем в Малой Азии около 64-65 годов написал к нему послание (Послание к Титу). Затем апостол Павел рукоположил Тимофея во епископа Ефесского, после посетил Македонию, откуда написал Первое послание к Тимофею (65 г.). В Коринфе Павел встретил апостола Петра, с которым пришел в Рим в 66 году. Из Рима Павел осуществил путешествие в Испанию (Рим.15:24, 28), по возвращении из нее был схвачен в Риме и помещен в узы. Считается, что из тюрьмы около 67 года Павел написал Второе послание к Тимофею.
Четырнадцать посланий Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета. Эти послания являются одними из главных текстов христианского богословия. Послания апостола Павла (а также Деяния св. Апостолов и семь посланий соборных) входят в священно-богослужебную книгу Апостол.
Апостол Павел не входит в число двенадцати и семидесяти апостолов. Между тем вместе с апостолом Петром, который является одним из двенадцати апостолов, он называется «первоверховным» апостолом. Именуя их первоверховными, Церковь указывает на то, что они больше других потрудились в деле распространения на земле Христова учения. Поэтому Павла неслучайно называют апостолом язычников: пройдя множество земель и стран, этот великий учитель Христовой веры обратил к Богу множество людей из числа язычников Средиземноморья. «Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое», – говорит о себе апостол Павел (Рим.11:13). Благовествуя, он всегда трудился, зарабатывая средства на жизнь трудом рук своих: он был обучен шитью палаток (Деян.18:3) и сам упоминает о том, что не был обузой для общины, поскольку зарабатывал себе на пропитание сам (1Кор.9:13-15).
Согласно Церковной истории Евсевия Кесарийского, апостол Павел перенес много страданий и был как римский гражданин не распят, а обезглавлен в 60-х гг. I в. в Риме, при императоре Нероне. Саркофаг с мощами апостола находится под алтарем римского собора Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.
1. Как первоначально звали апостола Павла?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
2. Откуда родом был святой апостол Павел?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
3. Из какого колена (племени потомков двенадцати сыновей Иакова Израиля) происходил апостол Павел?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
4. Входит ли Павел в число двенадцати или семидесяти апостолов?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
5. Какое гражданство имел апостол Павел?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
6. Известны ли имена родственников апостола Павла?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
7. Каково было отношение Павла к христианам до его обращения ко Христу?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
8. Кто первоначально был учителем и духовным наставником апостола Павла?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
9. При каких обстоятельствах впервые упоминается в Священном Писании апостол Павел?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
10. Куда и зачем направлялся Павел, когда его осветил ярчайший свет с неба и когда он услышал голос Иисуса, когда он ослеп?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
11. Какие слова произнёс апостол Павел в ответ на обращение Христа?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
12. В каком месте Книги Деяний Святых Апостолов еврейское имя «Савл» употребляется в последний раз, и где впервые употреблено римское имя «Павел»?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
13. Как переводится с латыни имя Павел?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
14. Каким образом апостолу Павлу удалось спастись, когда он находился в Дамаске?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
15. Какому ремеслу был обучен апостол Павел?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
16. Сколько посланий апостола Павла содержится в Новом Завете?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
17. Церковный Собор, участником которого стал апостол Павел.
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
18. Как называется богослужебная книга, которая содержит в себе послания святого апостола Павла?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
19. Что такое Ареопаг, и как он связан с апостолом Павлом?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
20. Почему иудея Павла называют апостолом язычников?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
21. Сколько миссионерских путешествий совершил апостол Павел?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
22. Когда и где принял мученическую кончину апостол Павел?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
23. Почему иудеи не могли самостоятельно казнить апостола Павла?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
24. Самая крайняя западная часть Ойкумены, где проповедовал апостол Павел.
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
25. Что сейчас находится на месте могилы апостола Павла?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
............
Тест: Апостол Петр
Первоначальное имя святого апостола Петра было Симон (ивр. שמעון – Шимон). Имя Петр (Petrus, от греч. πέτρος – камень) возникло от прозвища Кифа (арам. כאפא – камень), которое апостолу дал Спаситель.
Апостол Петр был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр имел дом в Капернауме и был женат – в Евангелии рассказывается об исцелении Иисусом Христом тещи апостола. Призванный Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.
Однажды Иисус Христос, проходя по берегу озера Галилейского, увидел две лодки, причаленные к берегу, а рыбаки на берегу вымывали сети. Между этими рыбаками был и Симон-Петр с братом. Войдя в лодку Петра, Христос просил его отплыть немного от берега. Сидя в лодке, Он учил народ, собравшийся около озера. Окончив проповедь, Господь обратился к Петру. «Отплыви на глубину, – сказал Он ему, – и закиньте сети свои для лова». – «Учитель, – отвечал Петр, – мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину». Тотчас сети были закинуты, и было поймано такое множество рыбы, что даже сеть прорывалась. Дав знак товарищам на другой лодке, чтобы пришли на помощь, с ними едва вытащили улов. Рыбы было такое необыкновенное множество, что, наполненные ею, обе лодки начали тонуть. Петр не мог удержать чувств, волновавших его сердце. Чувство своего недостоинства было так в нем велико, что он совершенно не мог понять, чего хочет Господь от него, человека простого. «Выйди от меня, Господи, потому что я – человек грешный», – пав на колени, воскликнул он. Но Господь успокоил его и сказал: «Не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк.5:1-11; Мк.1:16-2; Мф.4:18-22). Это было и повеление и обещание. Тогда обе лодки были вытащены на берег, и Петр с Андреем, оставив все, последовали за Христом.
Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Мессией, за что удостоился наименования Камень (Кифа): «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго». (Мф.16:13-16). Господь ответил Петру: «Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:18-19).
Свт. Иоанн Златоуст комментирует эти слова Христа так: «Не сказал: «на Петре», потому что он создал Свою Церковь не на человеке, но на вере. Что же это была за вера? «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф.16:16). Церковь назвал скалой, подвергающеюся действию волн, но не колеблющеюся. Церковь испытывает искушение, но не побеждается ими. Итак, что значит: «на камне»? Исповедание состоит в словах. Ведь ты не камни бросаешь? Не дерево? Не железо? «Нет, – говоришь, – здесь речь не о такого рода здании, которое, из чего бы оно ни состояло, подлежит разрушению от руки времени». Исповедание же не могут преодолеть и демоны. Об этом свидетельствуют мученики, которые не потеряли своей веры, хотя их ребра скоблились мечами. О, невиданные и чудесные дела! Стена подкапывается – и, однако, сокровище не похищается. Тело истощается – и, однако, вера не умерщвляется. Таково могущество мучеников. «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Обратите внимание на точный смысл слов: «врата ада не одолеют ее». «Почему же, – говорят, – Он не препятствует искушениям нападать на Церковь?» – «Да, не препятствую, но не для того ли, чтобы показать Свою силу?» Если б никто не обнаруживал в отношении к Церкви неприязненных действий, то могли бы сказать: «если бы она подвергалась вражеским нападением, то была бы побеждаема». Поэтому-то Он и дозволяет врагам делать на нее нападение, чтобы победа достигалась ею не при полном отсутствии ее неприятелей. И не сказал: «врата ада не нападут на нее», но: «не одолеют ее». Она будет подвергаться вражеским нападениям, но не будет побеждена. Церковь носится бурей по волнам, но не утопает; обуревается, но не скрывается под водой; в нее попадают стрелы, но не причиняют ей ран; против нее действуют осадные орудия, но башня остается непоколебимой. Но зачем мне говорить о Церкви? Рыбарь произнес одно только слово – и оно стоит, как непоколебимая башня. Сколько тиранов делали попытку лишить это слово всей его силы, но не успели в своих намерениях, потому что оно основано «на камне». Вникни в дело! Тираны, цари, диадемы, изощренные мечи, зубы диких зверей, ужасы угрожающей смерти, раскаленные решетки, огненные печи! И хотя диавол опустошил свой колчан, но Церкви вреда не принес. Почему? «Врата адова не одолеют ее».
Но горячность чувства иногда увлекала Петра за пределы должного, так что даже Господь порой упрекал его за это. Вот пример. Господь открывал ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, быть убитым и в третий день воскреснуть. Пламенно любящий Христа Петр и мысли не мог допустить, что Христос сколько-нибудь пострадает. От преизбытка любви к Господу он не хотел, чтобы что-нибудь подобное случилось. Отозвав Христа, он начал прекословить Ему, говоря: «Сохрани Бог! Этого не будет с Тобою, Господи!» Со строгим упреком отвечал ему Христос: «Отойди от Меня, сатана; ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф.16:21-23).
В другой раз горячность чувства соединилась в Петре с колебанием и сомнением. Ученики плыли в тихий вечер по Тивериадскому (Генисаретскому) озеру (морю), которое также называют Кинерет. Вдруг поднялся сильный ветер, и громадные волны окружили небольшую лодку. Из всех сил трудились ученики, чтобы скорее добраться до берега, но мало продвигались вперед. Иисус, молившийся на горе, увидел их бедственное положение и пошел к ним прямо по волнам. «Это призрак», – со страхом вскричали ученики, видя, как будто тень какая движется по воде. Но Христос поспешил ободрить их: «Ободритесь, это – Я, не бойтесь!» Смелый и горячий Петр был особенно поражен неожиданным явлением их Учителя и Его словами. «Господи, – воскликнул он, – если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде!» – «Иди», – отвечал Христос. Петр вышел из лодки и по воде направился к Господу. Он шел, пока его держала вера, но когда он увидел, что еще далеко находится от Господа, что ветер не перестает, что под ногами у него зияет страшная черная бездна, то испугался, стал сомневаться, и тотчас начал тонуть. «Господи, спаси меня!» – с отчаянием вскричал он, погружаясь в глубину морскую и в ужасе поднимая руки. Простерши руку Свою и поддерживая утопающего, Христос обратился к нему, с упреком: «Маловерный, зачем ты усомнился?» (Мф.14:29-31).
Вообще, Петр больше других учеников нуждался в особом руководительстве Господа. Но в то же время за свою любовь к Господу, за глубокую веру в Него Петр был одним из приближенных учеников Спасителя. Только он с другими двумя учениками, Иаковом и Иоанном, сподобился видеть на горе Фавор славное Преображение Господне и слышать голос Бога Отца, с неба нисшедший к Господу. Об этом и сам апостол Петр свидетельствует в своем послании (2Пет.2:16-18).
На Тайной Вечери пламенная душа Петра не могла вынести мысли, что Христос, Сын Божий, будет служить ему вместо раба. «Господи, – говорил он, – Тебе ли умывать мои ноги?» – «Что Я делаю, – отвечал Господь, – теперь ты не разумеешь, а уразумеешь после». Тихая и таинственная важность этих слов требовала скорого и безусловного повиновения. Но Петр в своих действиях привык следовать больше чувству. Горячо он возражает: «Не умоешь ног моих вовек». Все движения говорящего показывали, что он готов сдержать свои слова. В другое время такое смирение, может быть, заслужило бы похвалу, но не теперь. «Если не умою тебя, – отвечал Господь, – не имеешь части со Мною». При этих хотя все еще таинственных словах нельзя уже было не понять, что дело идет более чем о чувственном умовении. Петр тотчас пробудился от сомнения, и весь пламень его обратился в другую сторону: «Твори со мной, что угодно, – подумал он, – только не лишай части с Собою». И он горячо воскликнул: «Господи, не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин.13:6-10).
Во время прощальной беседы Иисуса Христа с учениками Петр самоуверенно заявляет свою непреклонность следовать за Господом даже до смерти. Но Господь отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как трижды отречешься от Меня». Во всех четырех Евангелиях отмечается этот эпизод и момент с трехкратным отречением прежде чем запоет петух, за исключением Марка, который добавляет, что петух пропоет дважды. Неслучайно, изображение петуха с древнейших христианских времен символически указывает на апостола Петра. Петух напоминает о предательстве и последующем покаяния апостола Петра, на это также образ воскресения, символ-напоминание о том, что христианин должен бодрствовать и молиться. Изображение этой птицы можно встретить как в Православной Церкви (например, на поклонных крестах), так и у католиков и протестантов (на церковных шпилях).
После Тайной вечери Господь с тремя избранными учениками – Петром, Иаковом и Иоанном – удаляется в сад Гефсиманский для молитвы. Душа Его замирала смертельно, Он скорбел и тосковал и просил учеников вместе бодрствовать с Ним. Но когда Он, пав лицом на землю, с кровавым потом горячо молился Богу Отцу, в то время ученики Его крепко заснули. «Симон, ты спишь? Вот и одного часа не мог ты бодрствовать со Мной!». В таких словах Господа слышался упрек Петру. Только что он высказал готовность идти за Учителем всюду, даже и на смерть, а теперь не мог бодрствовать с Ним и разделить последних минут сердечной тоски, душевной скорби.
Но вот настал час, появилась толпа народа с фонарями и светильниками, с мечами и кольями. Это шел предатель на свое злодейское преступление. Возмутилась душа Петра: он не выдержал, извлек меч, ударил им первосвященнического раба, по имени Малх, и отсек ему правое ухо. Эта горячая несдержанность вызвала упрек Господа. «Вложи меч свой в ножны, – сказал Он строго Петру, – неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, чтобы Он послал Мне более двенадцати легионов Ангелов? Как же сбудется предсказанное в Писаниях, что этому должно быть?»… И вслед же за этим горячим порывом Петр малодушно трижды отрекается от Христа, за Которого он готов был и душу положить. «Не знаю я этого человека», – в замешательстве боязливо говорит он. Встретив немой упрек Христа, взглянувшего на него, и услыхав в третий раз пение петуха, Петр вспомнил слова Спасителя и горькими слезами покаяния стал оплакивал свой необдуманный поступок. Эти непритворные слезы, это истинное сердечное раскаяние дали Петру прощение.
Петр самый первый из апостолов удостоился увидеть воскресшего Господа. Это было верным свидетельством того, что он получил прощение. После этого Господь, явившись ученикам при море Тивериадском, истязует любовь Петра, и он троекратное отречение заменяет троекратным засвидетельствованием любви. «Господи! Ты все знаешь, – Ты знаешь, что я люблю Тебя», – говорит он. «Паси овец Моих», – отвечал Господь Петру на каждое уверение в любви. Так Петр был поставлен от Господа пастырем овец словесных.
После Вознесения Господня одиннадцать апостолов пребывали в Иерусалиме и единодушно проводили время в молитве. Однажды Петр напомнил об отпадении от них Иуды, на место которого, для восполнения числа двенадцати апостолов, должен быть избран другой. Апостолы обратились с молитвой к Богу и по жребию избрали Матфия, который и раньше был учеником Христовым.
Настал день Пятидесятницы. Все апостолы исполнились Духа Святого и начали говорить на разных языках. Шум привлек к апостолам множество народа. Собравшиеся из разных земель изумились и недоумевали тому, что все апостолы говорят на разных языках. Тогда святой Петр объяснил собравшимся, что событие, свидетелями которого пришлось им быть, есть предреченное в Ветхом Завете излияние Духа Святого, и присоединил воодушевленную проповедь о Христе. Эта первая проповедь апостола Петра привела в умиление многих, и они спрашивали, что им делать. Он отвечал: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа…» Проповедь Петра в один час обратила ко Христу до 3000 человек.
Великий проповедник Слова Божия, апостол Петр вскоре явился и великим чудотворцем. Однажды перед дверями храма он исцелил хромого, который не ходил от рождения. Все пришли в изумление от этого чуда, и Петр обратился к народу с проповедью и привлек ко Христу до 5000 человек. В Лидде он возвратил здоровье Энею, восемь лет лежавшему в расслаблении. В Иоппии он воскресил из мертвых девицу Тавифу. Но не только словами и руками апостол Петр творил чудеса и подавал исцеления: и самая тень его имела целебную, чудотворную силу, поэтому, когда он шел куда, спешили выносить больных, чтобы хотя бы тень проходящего апостола осенила недужных и исцелила их. Все эти чудотворения многих привлекали ко Христу.
Апостол Петр был ревнитель правды и истины, и поэтому всегда был строгим обличителем и карателем неправды и лжи. В книге Деяний повествуется, как член первохристианской иерусалимской общины Анания и его жена Сапфира предприняли попытку обмануть апостолов и утаить часть вырученных за свое имущество средств. Апостол Петр публично разоблачает обманщиков, которых постигает Божья кара – оба они внезапно умирают, что приводит церковную общину в великий страх.
«Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» - эти слова апостола Петра были обращены к Симону Волхву. Первое свидетельство о Симоне Волхве находится в книге Деяний, где рассказывается, что диакон Филипп, успешно проповедуя Евангелие в Самарии, крестил там, между прочим, и одного волхва, Симона, считавшего себя «чем-то великим», творившего всякие чудеса и имевшего многих последователей, которые видели в нем явление «великой силы Божией». Из Иерусалима прибыли апостолы Петр и Иоанн, чтобы посредством возложения рук низвести Духа Святого на крещеных. Симон Волхв, увидев, что апостолы имеют дар с помощью возложения рук подавать Святого Духа, решил приобрести власть, которую имеют апостолы. Для этого он предложил денег апостолам за сообщение ему их дара и был строго обличен и отвергнут апостолом Петром. Симон принял обличение и попросил апостолов помолиться за него. С этим Симоном святому апостолу Петру пришлось и еще впоследствии встретиться.
Между тем учение Христово распространялось среди иудеев. Петр, проповедовавший имя Христово иудеям, отверз дверь веры во Христа и язычникам. Во время пребывания его в Иоппии ему было видение, которое знаменовало обращение в веру Христову язычников. Когда видение прекратилось, пришли к Петру посланные от Корнилия – сотника (центуриона) из Кесарии Палестинской. Корнилий хотя был и язычник, но проводил благочестивую жизнь, всегда молился Богу и раздавал много милостыни. Однажды во время молитвы явился ему Ангел и велел призвать к себе Петра, чтобы он научил, как ему спастись. Наставленный небесным видением, Петр без колебания и сомнения отправился к Корнилию. Во время проповеди его в доме Корнилия Дух Святой сошел на всех, слушавших ее. Видя это чудесное излияние Святого Духа на некрещеных еще язычников, Петр, не обрезывая их в иудейство, крестил во имя Господне. За это ему пришлось выслушать упрек от верующих из обрезанных. Но он успокоил их, сказав, что ему было особенное небесное видение, внушавшее не гнушаться язычниками, и что еще во время проповеди Дух Святой сошел на них. Тогда верующие прославили Бога, дарующего и язычникам спасение. И еще раз потом пришлось святому апостолу Петру напомнить верующим об этом случае, когда некоторые соблазнялись, что обращающиеся язычники не обрезываются и не исполняют Закона Моисеева. На Соборе Апостольском, собранном в Иерусалиме для решения этого вопроса, апостол Петр напоминал об обращении через него язычников в Кесарии, и тем привел дело к скорому окончанию. Все согласно решили, что не нужно отягощать обращающихся из язычества, заставляя их обрезываться и исполнять Закон Моисеев, но только они должны удерживаться от языческих обычаев и жизни языческой. Корнилий же, согласно церковному преданию, был рукоположен Петром в епископа (почитается в лике священномученика).
С постоянным возрастанием числа верующих росла и злоба начальников иудейских на проповедников Христа. Первосвященники запретили апостолам учить о Христе и только из боязни народа, уважавшего апостолов, не делали им что-нибудь худшего. Но вот совершилось первое убийство: был побит камнями святой архидиакон Стефан; преследовал верующих и Ирод Агриппа I, владевший тогда Иудеей, видя, что этим может угодить иудеям. По его приказу апостол Петр был арестован и заточен в тюрьму в Иерусалиме, но апостола Петра чудесным образом освободил из темницы Ангел Господень.
После этого Петру уже нельзя было оставаться в Иерусалиме, и он пошел в Кесарию Стратопийскую, где поставил епископа. Отсюда он отправился в Финикию, и рукоположил епископов для городов Синода, Берита и Триполиса. После этого посетил он остров Родос, Валонею, Понт и приморский город Лаодикию. Здесь Петр исцелил многих больных и из многих бесноватых изгнал злых духов. Поставив епископа для верующих Лаодикии, Петр перешел в Сирийский город Антиохию. Там в это время скрывался Симон-волхв от воинов, посланных римским императором Клавдием схватить его. Узнав о прибытии в Антиохию апостола Петра, Симон волхв поспешно бежал от него в Иудею. В Антиохии апостол успешно проповедовал Христа, исцелял недужных и творил чудеса. Здесь же он рукоположил епископов для Сиракуз и Тавромении, городов на острове Сицилии. Из Антиохии Петр направил свой путь через всю Малую Азию до ее северного края, омываемого Черным морем. Так через Каппадокию и Галатию он достиг Пафлагонии, области на берегу Черного моря. Посетив Синоп, приморский город Пафлагонии, апостол пошел к юго-востоку в область Понтийскую и посетил город Амос. Отсюда он отправился на запад к нынешнему Мраморному морю и в области Вифании, омываемой этим морем, посетил города Никомидию и Никею.
Из Вифании Петр поспешил в Иерусалим на праздник Пасхи. По пути он посетил в Галатии город Пессинулту, заходил в область Каппадокию в Сирии и останавливался в Антиохии. После этого уже, наконец, Петр прибыл в Иерусалим. Здесь его посетил святой апостол Павел, уже по прошествии трех лет от обращения ко Христу. Павел затем и приходил в Иерусалим, чтобы видеться с апостолом Петром, и пробыл у него 15 дней. Это была первая встреча первоверховных апостолов. После праздника Пасхи Петр опять вернулся в Антиохию. Поставив там епископа, он направился снова к Мраморному морю. По пути туда он посетил город Синноду во Флигийской области. Потом опять был в Никомидии на берегу Мраморного моря. В Никомидии апостол Петр рукоположил епископа и направился отсюда на юго-запад к архипелагу. По дороге он заходил в город Клиоп, куда поставил епископом Корнилия сотника. Наконец Петр снова возвратился в Иерусалим. Так св. апостол Петр обходил всю Малую Азию, Палестину и Сирию и везде проповедовал Слово Божие и рукополагал по городам епископов.
По прибытии апостола Петра в Иерусалим явился ему в видении Господь и призвал идти с Благовестием на запад. Апостол Петр рассказал верующим о явлении Господа, простился с ними, и опять отправился в Антиохию посетить тамошние церкви. В Антиохии Петр опять встретился с апостолом Павлом. Павел обличил апостола Петра за то, что он стал делать неправильные уступки христианам из иудеев и начал чуждаться общения с христианами из язычников. И тем не менее, никто из апостолов так много не потрудился в деле распространения на земле Христова учения, как апостолы Петр и Павел. Поэтому Церковь именует их первоверховными.
Обходя церкви Сирии, Петр в это время, вероятно, посетил верующих в Вавилоне. Отсюда в 60-е гг. по Р. X. он пишет свое Первое Соборное послание рассеянным по разным странам верующим, преимущественно из иудеев. Первое послание состоит из пяти глав и написано по поводу злоупотреблений, какие возникли из учения о вере, оправдывающей независимо от дел. Поручив передать Послание верующим бывшему в Вавилоне Силуану, сам Петр, исполняя повеление Божие, направил свой путь на запад. По дороге он посетил христиан в городах Тарсе, Ликии, Ефесе и Смирне и рукоположил для этих городов епископов. Потом, переплыв из Азии в Европу, св. апостол прибыл в Македонию и поставил епископов в города Филиппы, Солунь, Коринф и Патры. Отсюда Петр переплыл на Сицилию. Пробыв немного времени в городе Тавромении у здешнего епископа Панкратия, апостол Петр наконец переправился в Италию и прибыл в Рим. Здесь он каждый день проповедовал и в народных собраниях, и на городских площадях, и в домах – и многих обращал ко Христу и крестил.
В это время в Риме всех поражал своим волхвованием Симон-волхв, который вовсе не успокоился, но при содействии бесов продолжал показывать всевозможные лжечудеса. Апостол обличил нечестивца, разоблачил его обман и волхователь умер.
Просветив многих Святым Крещением, святой Петр поставил Римской Церкви епископа, а сам пошел в город Таррогону. Поставив здесь епископа для города Ликии при Адриатическом море, Петр отправился в Испанию и там рукоположил епископа в городе Сирмии. Из Испании апостол переправился в Африку. Здесь он рукоположил епископов в городе Карфагене, Фивах и в Александрии. После Египта св. апостол Петр был, по откровению, в Иерусалиме, ради честного Успения Пресвятой Богородицы. Из Иерусалима он снова вернулся в Египет. Пройдя опять Африку, Петр через Рим пошел в Медиолан и Фотикин и рукоположил епископов для этих городов. Отсюда он направил путь свой на север в Британию, или нынешнюю Англию. Здесь апостол жил, насаждая веру Христову. Наконец явился ему Ангел и сказал: «Приблизилось время отшествия твоего из этой жизни. Надлежит идти тебе в Рим, чтобы претерпеть там крестную смерть, получить праведную награду от Господа Христа». Петр возблагодарил Бога за откровение. Он употребил еще несколько дней на устроение Церкви в Британии, рукоположил там епископов, священников и диаконов и возвратился в Рим.
В Риме св. апостол Петр на помощь церковному правлению рукоположил нового епископа – ревностного христианина Климента. В это же время, незадолго до своей кончины, он пишет Второе Соборное послание, которое является как бы последним завещанием его верующим.
Вместе с тем Петр продолжал проповедовать Слово Божие. Вера Христова все больше и больше распространялась в Риме, и многие богатые вельможи и знатные женщины были обращены ко Христу. Между ними были и две наложницы императора, которых он любил больше других. Приняв веру Христову, эти две женщины утвердились в целомудрии и не хотели удовлетворять пожеланиям Нерона. Сильно разгневался Нерон на всю церковь верных и особенно на апостола Петра, обратившего его наложниц ко Христу и научившего их целомудренной жизни. Припомнил император и о смерти своего друга, Симона-волхва, и дал приказание найти Петра, чтобы предать его смерти.
Перед кончиной Петру явился Иисус Христос. Мученическую кончину апостол принял в 60-х гг. I в. в Риме. По преданию святой Петр был распят на перевернутом кресте вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.
Согласно преданию, над местом захоронения апостола Петра располагалась древняя римская базилика Константина. Позднее здесь же был построен ватиканский собор Святого Петра.
1. Первоначальное имя апостола Петра.
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
2. От какого прозвища, данного Иисусом Христом, возникло имя Петр?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
3. Как звали брата апостола Петра?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
4. Семейное положение апостола Петра.
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
5. Как называют апостолов Петра и Павла?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
6. Животное, изображаемое с древнейших христианских времён, образ которого может трактоваться как символически указывающий на апостола Петра.
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
7. Как называется море, по которому шёл ко Христу апостол Петр?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
8. Как, согласно преданию, называлась гора, на которой апостол Петр (вместе с Иаковом и Иоанном) стал свидетелем Преображения Господня (Мф.17:1–6, Мк.9:1–8, Лк.9:28–36)?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
9. Что ответил Иисусу Христу апостол Петр на вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?»?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
10. Что имел в виду Иисус Христос, когда сказал апостолу Петру: «Я говорю тебе: ты — Петр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах?» (Мф.16:18-19)?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
11. На кого, согласно Евангелию, поднял руку апостол Петр?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
12. Сколько раз отрёкся от Иисуса Христа апостол Петр?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
13. О чём держал речь апостол Петр перед другими апостолами во дни по Вознесении Господнем?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
14. Как звали персонажей книги Деяний, которых публично разоблачил апостол Петр за утаивание части вырученных средств?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
15. Как звали девицу, которую воскресил апостол Петр?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
16. Кому апостол Петр сказал: «Серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги»?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
17. Сотник, обращённый апостолом Петром в христианство.
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
18. За что обрезанные евреи-христиане упрекали апостола Петра по возвращении от Корнилия в Иерусалим?
1 Будучи там, он не сокрушил идола смерти
2 Будучи там, он крестил всего несколько человек, хотя мог значительно больше
3 За то, что он общался с необрезанными
4 За то, что он позволил себе предаться страсти
Ответить
19. По чьему приказу апостол Петр был заключён в тюрьму в Иерусалиме, после чего был освобождён из неё необычным образом?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
20. Кто освободил апостола Петра из иерусалимской тюрьмы?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
21. Что стало причиной созыва Апостольского собора, на котором держал речь апостол Петр?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
22. Сколько посланий апостола Петра вошло в Новый Завет?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
23. Где, согласно преданию, апостол Петр проповедовал Евангелие?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
24. Когда и где принял мученическую кончину апостол Петр?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
25. Что сейчас находится на месте могилы апостола Петра?
Вопрос без списка ответов, с самопроверкой
Ответить
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3