О нищих, алчущих и плачущих
Лк.6:17–23
Флп.1:27–2:4
Евангелист Матфей так начинает излагать одну из бесед Господа Иисуса Христа: «И увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста свои, учил их»… Согласно Матфею, эта беседа и получила название «нагорной». А евангелист Лука пишет, что она была произнесена «на ровном месте». Кому отдать предпочтение? Похоже, что Матфей дал лишь краткое вступление, стараясь поскорее перейти к изложению главного. Лука же, как обычно, «по тщательном исследовании всего сначала» (Лк.1:2–3), точнее восстановил подробности. Все осталось, но все встало на свои места. Осталась и гора, на которую Господь взошел, чтобы по своему обыкновению провести там «всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день», Он призвал «учеников Своих», «избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами». А потом уже «сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его».
Но почему-то из девяти блаженств, приводимых Матфеем, Лука приводит только первые. Начинает он, как и Матфей: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие». Кто же такие «нищие»? – Нищих мы постоянно видим на улице. Они стоят и просят: подайте на пропитание!.. Не требуют и ничего не обещают взамен, зная, что ничего у них нет и не будет, и ни на что они не имеют законного права, и нет у них сил, чтобы заработать своими руками. Они готовы терпеть всякое унижение, лишь бы их не прогнали. Точно также и ощущение своей духовной нищеты побуждает день и ночь стоять как бы с протянутой рукой пред очами Божьими и просить, бия себя в грудь и не смея поднять глаз, как просил мытарь: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк.18:13)! Иными словами, ощущение своей духовной нищеты есть прямое побуждение к истинной молитве. И как нищему не придет в голову гордиться тем, что он попрошайничает, так и истинному молитвеннику не придет в голову хвалиться тем, что он постоянно молится. И нет у истинного молитвенника такого момента, когда он мог бы сказать: я все получил, и больше просить незачем! И даже когда он почувствует приближение Господа, его молитва не прекратится, но – станет еще горячее.
И плачущие – только те блаженны, которые плачут о своей духовной нищете. Потому что плакать можно по-разному. И хотя слезу от слезы не отличишь, но не всякая слеза к утешению. Есть слезы и к смерти, если они о потере земных благ (2Кор.7:10). Есть «плач и скрежет зубов» (Мф.24:5), когда мы плачем не с молитвой и надеждой, но – терзая себя воплями: «Как мог я так поступить! Как мог я, такой замечательный, так пасть! Нет мне пощады! И я никогда не прощу себя»! Есть и плач просто сочувствия плотскому страданию, как «плакали и рыдали» о Иисусе, шедшем на казнь. «Иисус же, обратившись к» этим плакальщицам, сказал: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших». (Лк.23:27–28) Да, вспоминая страдания Господни, надо плакать о себе и своих детях, и даже не тогда, когда они в беде, а когда – успешны, благополучны, счастливы, внимательны к нам, но не хотят знать ни о Боге, ни о вечной жизни, ни о крестной жертве Спасителя.
И «алчущие» блаженны лишь те, кто даже среди изобилия всяких благ не насыщаются, но непрестанно ищут то, что «единое на потребу» (Лк.10:42), что одно только может насытить человеческую душу.
Таким образом, как всегда «по тщательном исследовании», – но теперь уже исследовав не обстоятельства, а сущность учения Христова, Лука приводит только те из евангельских блаженств, которые имеют фундаментальное значение, которые сами собой способны привлечь Божью благодать, а вместе с нею – и кротость, и милосердие, и чистоту сердца, и дар миротворчества. И если первая и главная ветхозаветная заповедь, это – «Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из дома рабства» (Исх.20:2), то первая и главнейшая заповедь Нового Завета, это – «блаженны нищие духом». И – торжество спасения, когда такой нищий, плачущий, взыскующий, наконец, находит своего Бога, Который и Сам уже давно ищет его. Который обогатит, утешит, насытит, выведет из рабства греху и введет в обетованную землю Небесного Царства.
...........
СТАРЦЫ И ПОДВИЖНИКИ XX-XXI СТОЛЕТИЙ.
✨«МИТРОФОРНЫЙ ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН БУКОТКИН»✨
(1925 – 2000)
++++++++++++
🎆Господь привел подвижника в городок Боровичи Новгородской области...
В Боровичах, преодолевая с Божией помощью препоны безбожных властей в лице уполномоченного по делам религии, отец Иоанн отремонтировал храм, куда его вскоре поставили настоятелем. Новгородский владыка Сергий (Голубцов) поставил его благочинным округа, и он много лет нес этот крест, из-за которого так и не смог закончить Ленинградскую Духовную Академию.
Некоторое время батюшка служил в Новгороде с отцом Александром Ильиным, своим духовным наставником... Когда в Куйбышеве правящим архиереем после кончины митрополита Мануила (Лемешевского) стал семинарский товарищ отца Иоанна владыка Иоанн (Снычев), он несколько раз звал батюшку к себе. В конце концов отец Иоанн переехал в Куйбышев... До конца своих дней батюшка служил в Петропавловской церкви, которую очень полюбил. Владыка Иоанн так и звал его «отец Иоанн Петропавловский». В Самаре отец Иоанн духовно общался с известными подвижниками: блаженным Василием Ивановичем, блаженной Марией Ивановной.
Первый раз я пришел к отцу Иоанну домой Великим постом 1995 года. Он был на духовном подъеме – духовные чада свозили его в Иерусалим...
Приблизительно за год до этого я стал свидетелем дара провидения отца Иоанна. Моя мама в тяжелом состоянии попала в больницу, ей должны были отнять правую ногу. Сестра поздно вечером позвонила батюшке и попросила его благословения на операцию. Он, как обычно, выдержал паузу и сказал: «Благословляю». На следующее утро я стоял на левом клиросе, а отец Иоанн служил литургию в правом приделе и не мог меня видеть. В конце службы на клирос вышел молодой алтарник Димитрий с просфорой. С удивлением посмотрев на меня, он проговорил: «Батюшка просил передать вам». Просфору я отвез маме в больницу, у которой в этот день отняли правую ногу. Батюшка молился за нее...
Когда отец Иоанн говорил в храме проповеди, то чувствовалось, что в нем дышит Святой Дух, он касался сердца каждого человека. Мне приходилось видеть, как люди плакали, слушая его...
Общаясь со мной, батюшка называл меня то Сережей, то Сергеем Владимировичем, а во время последней беседы у него дома, прощаясь, назвал меня отцом Сергием. А вот однажды вижу я сон. В каком-то незнакомом мне храме идет исповедь перед рукоположением. Вижу отца Иоанна в красном пасхальном облачении. Подхожу к нему, исповедуюсь, он благословляет меня на рукоположение. Беседовали с батюшкой мы в мае 1996 г., а зимой 1998 г. владыка Сергий благословил меня рукополагаться. Пришел уже наяву к отцу Иоанну на ставленническую исповедь. Он мне говорит: «Давно ждал, что вы ко мне придете, вам нужно быть священником».
После рукоположения я стал окормляться у отца Иоанна как у духовника. Исповедь у него всегда была праздником, после нее появлялась необычайная легкость, будто летишь назад на крыльях. Как и многие, я всегда находил у батюшки утешение и мудрый совет.
Отец Иоанн всегда старался скрывать свои духовные дары и часто говорил, что он всего лишь немощный старик. Но Господь отмечал его и прославлял перед людьми... Однако благодать отца Иоанна часто открывалась другим людям. Один мальчик на всенощной, когда батюшка помазывал елеем молящихся, видел, как над ним висел огромный светящийся крест, верхним концом достигавший церковного свода. Другой юный отрок наблюдал, как отца Иоанна поддерживали под руки ангелы, когда он прихрамывая на раненую во время Отечественной войны ногу, шел по храму с кадилом.
Батюшка имел обыкновение при встрече склонять правой рукой голову человека и прижимать к своей груди или стучать правой рукой по лбу для вразумления. После этого всегда ощущалась легкость и душевная радость.
Последний раз я исповедывался у отца Иоанна Великим постом. Он с сокрушением мне сказал: «Придется мне скоро уходить на покой. Однажды повернулся от Престола со Святыми Дарами и чуть не упал – так в спину вступило. Боюсь уронить Святую Чашу». А после Пасхи его не стало...
Во время наших долгих бесед с отцом Иоанном он не раз говорил мне, что у него лежит материя на подрясник, подаренная ему отцом Кукшей Одесским (ныне святым Украинской Православной Церкви). В глубине души я всегда мечтал, чтобы это материал достался мне: вот бы сшить из него подрясник. Но милость Божия оказалась еще больше. Когда после смерти батюшки стали раздавать его облачение и практически все уже раздали, алтарница Нина вдруг обнаружила подрясник отца Иоанна, сшитый из материи Святого Кукши Одесского. Она стала думать, кому же его отдать и вспомнила про меня, что я тоже невысокого роста, как отец Иоанн. Так этот благодатный подрясник батюшка и подарил мне, исполнив через несколько лет мое заветное желание...
В лице отца Иоанна мы имели великого подвижника, который слышит нас и теперь, предстоя у Престола Небесного Царя. И то, что Господь открыл в начале служения отца Иоанна его астраханским чадам, исполнилось. Пройдя через глубокую реку жизни, он достиг Небесного Иерусалима. Отче Иоанне, моли Бога о нас, грешных!


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1