2) главный символ христианства, знамение победы Христа над адом и смертью; 3) наименование крестного подвига Спасителя. Крест является символом жертвенной любви всеблагого Бога к падшим людям, всепобеждающим духовным оружием христиан, основанием и средоточием церковной жизни.Крест – символ жертвенной любви, победы над злом
Далёким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – ибо Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями совершил искупление человечества (1Пет.2:24). На Кресте произошла не просто трагедия, а триумф жизни, победа над смертью. Крест — выражение любви Бога к людям (Ин.3:16).
Крест Христов, который каждый православный христианин, получив при крещении, носит всю жизнь, есть:
символ нашего спасения,
символ любви к Богу,
духовное оружие, средство духовной борьбы,
знак исповедания веры.
На Кресте мы видим Бога Распятым. Но в Распятии таинственно пребывает Сама Жизнь, подобно тому, как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Поэтому Крест Господень почитается христианами как «живоносное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому Крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует Благодать Божия.
Крест Церковный (в виде изображения, предмета или крестного знамения) – освященный Божественной благодатью символ (образ) человеческого спасения, возводящий нас к своему Первообразу – к распятому Богочеловеку, принявшему крестную смерть ради искупления человеческого рода от власти греха и смерти.
Почитание креста Господня, неразрывно связано с Искупительной Жертвой Богочеловека Иисуса Христа. Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу Слову, изволившему воплотиться и избрать крест знамением победы над грехом и смертью, примирения и соединения человека с Богом, дарования новой, преображенной благодатью Святого Духа жизни. «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14).
Прообразы Креста Господня в Ветхом Завете
1) Медный Змий, созданный Моисеем и повешенный на знамя в лагере иудеев, которых кусали змеи, в наказание от Бога за потерю веры и ропот. Всякий, укушенный змеей, взглянув на медного змия, не умирал (Числ.21: 4–9).
2) Благословение Иаковом сыновей и внуков, произошло положением рук на головы сыновей стоявших напротив отца: Ефрема (стоял слева) и Манассии (стоял справа). Вместо того, чтобы протянуть руки и благословить правой рукой Манассию, а левой — Ефрема, он скрестил руки и благословил правой рукой Ефрема, а левой — Манассию, чем младшему предпослал первенство. Этим благословением праотец Иаков дал понять, что настанет время, когда люди будут получать благословение Божие не по старшинству или происхождению (не имея достойных качеств для этого), а по своим добродетелям (Быт.48:13–15).
3) Крест, начертанный Моисеем при переходе через Чермное море. Начертав крест, Моисей разделил море и при переходе, таким же образом, начертав Крест, сомкнул. Для иудеев переход через Чермное море был бегством и спасением от войск фараона, потопленных в море (Исх.14).
4) Превращение горькой воды в сладкую путем погружения дерева в воды Мерры на пути иудейского народа из Египта к Синаю, было прообразом древа креста, которым преодолевается горечь страданий на земле и подается вечная жизнь (Исх.15:25).
5) Руки Моисея, воздетые крестообразно в борьбе с амаликитянами (Исх.17:8–13).
Эти прообразы описаны в произведении I в. “Послание апостола Варнавы” (гл. 11:12).
Виды крестов:
Крест нательный – носимый христианами под одеждой на теле.
Крест наперсный (или иерейский) – носимый священником поверх рясы или фелони.
Крест архиерейский – носимый архиереем вместе с панагией.
Крест напрестольный – полагаемый на престоле рядом с Евангелием.
О молитве Кресту. Почему мы обращаемся ко Кресту, как к личности?
Молитва Кресту это поэтическая форма обращения к Тому, кто распят на Кресте.
Священник Георгий Максимов: “Православные христиане не считают, что крест является какой-то личностью, чем-то одушевленным и тем более божественным. Стоит помнить, что церковные песнопения – это высокая поэзия, а для поэзии как раз свойственен такой прием как «олицетворение», при котором свойства и качества человека переносятся на неодушевленные предметы. Для примера можно вспомнить лермонтовское «и звезда с звездою говорит».
Этот прием широко используется в поэтических текстах Священного Писания, например: «да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы» (Пс.97:8). То же и в богослужебной поэзии, когда поется: «Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа».
Ну а молитва кресту, это просто поэтическая форма обращения к Тому, Кто распят на кресте. Именно к Нему, ко Христу, мы обращаем наши молитвы, именно от Него мы и чаем получить ответ на них и спасение.”
См. также: Почему в молитве «Да воскреснет Бог…» мы обращаемся к Кресту как к одушевленному лицу?
Церковные службы Кресту Господню
Крестопоклонная неделя (3‑е воскресенье Великого поста)
Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня(14 августа)
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября)
Среда и пятница в седмичном круге богослужений посвящены Кресту Господню.
Изображение Креста
Православные иконописцы изображают возле Креста тех, кто неотступно сопровождал Господа во время Его Крестных мук: Божию Матерь и апостола Иоанна Богослова – любимого ученика Спасителя.
А череп в подножии Креста – символ смерти, вошедшей в мир через преступление прародителей Адама и Евы. Согласно преданию, Адам был похоронен на Голгофе – на холме в окрестностях Иерусалима, где многими столетиями позже распяли Христа. Божиим промыслом, Крест Христов был установлен как раз над могилой Адама. Честная Кровь Господня, пролитая на землю, достигла останков прародителя. Она уничтожила первородный грех Адамов и освободила от рабства греху его потомков
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев