Главное таинство Православной Церкви, посредством которого христиане сочетаются с Господом Иисусом Христом через причастие Его Тела и Крови под видом хлеба и вина. По Евангелию, это заповедал Сам Иисус. Первые христиане, по свидетельству книг Нового Завета, с самого начала собирались каждое воскресенье для преломления хлеба – так в древности называли Причастие.
По толкованию святителя Иоанна Златоуста, Тело Христово, которое мы принимаем в святом Причастии, есть то же тело Иисуса Христа, страдавшего на кресте, воскресшее и вознесенное на Небо, а Кровь Христова — той же, которая была пролита ради спасения мира.
Зачем причащаться?
Причастие есть таинство, которое объединяет христиан реально с Богом. В шестой главе Евангелия от Иоанна Иисус Христос рассказывает о Себе как о Хлебе жизни: «Я хлеб живой, с неба сошедший: если кто вкусит от этого хлеба, жив будет вовек, и хлеб, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я дам за жизнь мира.
Тогда начали спорить между собой Иудеи, говоря: как может Он дать нам есть плоть?
Сказал им Иисус: истинно, истинно говорю вам: если вы не едите плоти Сына Человеческого и не пьете Его крови, не имеете жизни в себе.
Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Ибо плоть Моя есть истинная пища, и кровь Моя есть истинное питие.
Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем.
Как послал Меня Живой Отец, и Я живу Отцом, — и ядущий Меня, он тоже будет жить Мною».
По словам святителя Иоанна Дамаскина, Тело и Кровь Христовы очищают человека от всяческой скверны и отгоняют всякое зло. Мы становимся «причастниками Божества», как пишет св. апостол Петр, "своими" для Бога, Его народом. В то же время мы объединяемся и друг с другом, “потому что все мы, причащающиеся от единого хлеба, становимся единым телом Христовым, единой кровью и членами друг друга”, пишет Дамаскин, перефразируя слова из послания апостола Павла Ефесянам.
В Новом Завете Церковь Божия, то есть собрание всех христиан, называется Телом Христовым. Быть в Церкви Иисуса Христа можно только через реальное соединение с Ним, то есть через Причастие.
Причащаться необходимо для того, чтобы спастись и иметь жизнь вечную. Ведь спасение в православном христианском мировоззрении — не внешнее событие для человека (вроде изменения гнева Божия на милость), а внутреннее перерождение, способность человека жить в полноте любви и благодати через соединение с Самим Богом.
Достойно и недостойно
«Кто будет есть хлеб этот, или будет пить чашу Господню недостойно, обвинится перед Телом и Кровью Господними. Пусть же исследует себя человек, и таким образом пусть ест от этого хлеба и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Вот почему между вами много немощных и больных и немало умирает” – так пишет ап. Павел в 11 главе Первого послания Коринфянам. К Причастию нужно подходить сознательно, понимая, что ни один человек в мире не достоин того, чтобы принять Тело и Кровь самого Бога.
По Златоусту, достойное причастие — сопровождаемое духовным трепетом и горячей любовью, верой в реальное присутствие Христа в Святых Дарах и осознанием величия святыни.
Чтобы испытать свою совесть перед святым Причастием, христиане исповедуют грехи. Нельзя подходить к Чаше в состоянии смертного греха, например, после аборта, посещения ворожки, прелюбодеяния или живя в блуде. Такие грехи требуют искреннего покаяния и исправления жизни, только тогда возможно причастие. Исповедь перед Причастием – не только благочестивая традиция, но и реальная помощь человеку очиститься. К тому же это возможность напрямую пообщаться со священником о самом главном.
Для того чтобы причаститься, также нужно пребывать в мире со всеми людьми, по крайней мере, не иметь желания отомстить. В состоянии вражды или ненависти принять таинство невозможно. Господь Иисус Христос сказал: «Если ты приносишь к жертвеннику дар твой и там вспомнишь, что брат твой что-то имеет против тебя, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди, помирись прежде с братом твоим, и потом приди и принеси дар свой».
Как часто причащаться?
Сам чин Литургии, на которой освящаются хлеб и вино, совершается для того, чтобы причастились все, кто принимает участие в этом богослужении. В Литургии могут быть только участники, и не могут зрители. Участие в Литургии и причастие, к сожалению, стали "индивидуальным" делом каждого христианина, впрочем, на самом деле это дело общее, ибо происходит из самой сущности Церкви. Общее причастие всех верующих по Литургии было настолько самоочевидным, что уклонение от этого принципа рассматривается в церковных канонах как отпадение от Церкви: «Всех верующих, которые входят в церковь и слушают писания, но не пребывают на молитве и святом причастии до конца, как таковых, что делают бесчинство, нужно отлучать от общения церковного», – говорится в 9-м Апостольском правиле. А правило 80 Шестого Вселенского собора говорит, что те, кто без уважительной причины не причастился 3 недели подряд, сами себя фактически отлучили от Церкви.
Следует стремиться к тому, чтобы причащаться всякий раз, когда приходим на Литургию. Чувство недостойности – не повод для того, чтобы уклоняться от Причастия. Вот что писал по этому поводу преподобный Иоанн Касиян: «Мы не должны уклоняться от Причастия Господня по причине осознания себя грешниками; однако еще больше и больше с жаждой нужно спешить к нему для лечения души и очищения духа, впрочем, с таким смирением духа и верой, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше лекарства для наших ран. А иначе и раз в год нельзя достойно принять причастие, как некоторые делают… какие достоинство, освящение и благотворность небесных таинств расценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, беспорочные; лучше было бы считать, что эти таинства через передачу благодати делают нас чистыми и святыми. Они действительно больше гордости выражают, чем смирение, потому что когда принимают [святые Тайны — причастие], то считают себя достойными. А гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, когда веруем и исповедуем, что никогда не можем достойно прикасаться к святым Таинам, каждое воскресенье принимали их для исцеления наших недугов».
Кого нам похвалить? – спрашивает св. Иоанн Златоуст. – или тех, кто причащается раз в год; или тех, кто часто; или тех, кто редко? И отвечает: «Ни первых, ни вторых, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безупречной жизнью. Такие пусть всегда подходят, а не такие никогда. Почему? Потому что призывают на себя суд, осуждение, наказание и мучение… Ты удостоен трапезы духовной, а потом опять сквернишь уста нечистотой? Ты помажишь себя миром и потом снова наполняешься свирепством? Приходя к причастию через год, неужели ты считаешь, что сорок дней достаточно для очищения твоих грехов за все время? А потом пройдет неделя, и ты снова делаешь то же? Сорок дней ты тратишь на восстановление здоровья души, а может быть, даже не сорок, и думаешь умилостивить Бога? Ты шутишь, человече! Говорю это не для того, чтобы запретить вам причащаться раз в год, но желая, чтобы вы непрестанно принимали Святые Тайны».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1