В девяти заповедях Блаженства (Мт. 5 гл), Иисус Христос начертал путь
духовного обновления. Этот путь состоит в смирении, покаянии, кротости,
стремлении к добродетельной жизни, в делах милосердия, чистоте сердечной,
миротворчестве и исповедничестве. Словами – «Блаженны нищие духом,
потому что их есть Царство Небесное"- Христос призывает человека к
смирению – признанию своей греховности и духовной слабости. Смирение
служит началом или фундаментом для исправления человека. От смирения
происходит покаяние – скорбь о своих недостатках; но «Блаженны плачущие,
потому что они утешатся» – получат прощение и умиротворение совести.
Обретя мир в душе, человек сам делается миролюбивым, кротким: «Блаженны
кроткие, потому что они наследуют землю,» получат то, что у них отбирают
люди хищные и агрессивные. Очистившись покаянием, человек начинает
тосковать по добродетели и праведности: «Блаженны алчущие и жаждущие
правды, потому что они насытятся,» т.е., с Божией помощью, достигнут ее.
Испытав на себе великую милость Бога, человек начинает чувствовать
сострадание и к другим людям: «Блаженны милостивые, потому что они будут
помилованы.» Милосердный очищается от греховной привязанности к
предметам материальным и в него, как в чистую воду тихого озера, проникает
Божественный свет: «Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят.»
Этот свет дает человеку нужную мудрость для духовного руководства другими
людьми, для примирения их с самими собой, с ближними и с Богом:
«Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божиими.»
Грешный мир не может терпеть подлинной праведности, он с ненавистью
восстает против ее носителей. Но не надо скорбеть: «Блаженны изгнанные за
правду, потому что их есть Царство Небесное.»
Далее в Нагорной проповеди (Евангелие отМатфея 5–7 главы) Господь учит не
мстить, преодолевать чувство злобы, быть целомудренными, верными своему
слову, прощать врагов, стремиться к подлинной праведности, которая в сердце
человека; объясняет, как надо подавать милостыню, молиться и поститься,
чтобы эти дела были угодны Богу. Далее призывает к нестяжанию и надежде на
Бога; учит не осуждать ближних, быть постоянными в добрых делах.
Господь учил не привязываться к земным благам, потому что: «Какая
польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или
какой выкуп даст человек за душу свою» (Мк 8:36). Ведь человек, стремящийся к
обогащению, далек от Бога, потому что – «где сокровище ваше, там и сердце
ваше» (Лк 12:34). Находиться в благодатном общении с Богом- это высшее благо
для человека, поэтому Христос призывает: «Прежде всего ищите Царствия
Божия и правды его, и это всё (остальное) приложится вам» (Лк 12:31). Говоря о
духовной ценности Царства Божия, Иисус Христос в одной из притч уподобил
его жемчужине, ради которой мудрый купец продал всё, что имел, и купил её
(Мт 13:44–46). Спасти душу должно быть главной заботой человека. Путь духовного
обновления бывает труден, поэтому: «Входите тесными вратами; потому что
широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими.
Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их»
(Мт 7:13). Неизбежные скорби христианин должен принимать без ропота, как
свой житейский крест: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест
свой и иди за Мною» (Мт 16:24). В сущности, «Царство Небесное силою берется,
и употребляющие усилие восхищают его» (Мт 11:12). Для вразумления и
укрепления необходимо призывать Бога на помощь: «Бодрствуйте и молитесь,
чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна ... В терпении вашем
спасайте души ваши» (Мк 14:38; Лк 21:19).
Придя в мир по причине Своей бесконечной любви к нам, Сын Божий учил
Своих последователей класть любовь в основу жизни, говоря: «Возлюби
Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем
помышлением твоим. Это – первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна
ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях
утверждается весь закон и пророки.» «Сия есть заповедь Моя, да любите друг
друга» (Мт 22:39; Ин 15:12). Любовь к ближним обнаруживается через дела
милосердия: «Милости хочу, а не жертвы!» (Мат. 9:13; Ос. 6:6).
Говоря о кресте, о скорбях и об узком пути, Христос ободряет нас
обещанием Своей помощи: «Придите ко Мне все труждающиеся и
обремененные и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня,
ибо Я кроток и смирен сердцем; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко»
(Мт 11:28–30). Как заповеди блаженства, так и все учение Спасителя проникнуто
верой в победу добра и духом радости: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика
ваша награда на небесах.» «Вот Я с вами есть до скончания века» – и обещает,
что всякий верующий в Него не погибнет, но наследует жизнь вечную
(Мт 5:3–12;Ин 3:15).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев