Арий (256 - 336 гг. н. э.) - выдающийся богослов греко-египетского либо берберского происхождения. О его родословной мы почти ничего не знаем, но известно, например, что его отца звали Аммоний. Он обучался в духовном училище (пресвитериуме) в Антиохии (теперь это турецкая Антакья) под руководством известнейшего греческого богослова-антитринитария, пресвитера и мученика Лукиана Антиохийского. Ария часто считают основателем «арианства» как некоего «еретического» учения, нового для христианского мира и впоследствии опровергнутого Первым Вселенским Собором в Никее в 325 году. Однако учения Ария ни в коей мере не было в новинку для христианства; более того – система Ария во многом подытоживала многие тенденции богословской мысли I – III вв., восходящие так или иначе ещё к апостольским временам. Арий и его единомышленники старались предотвратить еретические тенденции, чуждые для христианской апостольской веры, но усилия императора Константина Великого, до конца жизни остававшегося «великим понтификом» (т.е., по сути дела, языческим первосвященником) и по иронии судьбы крещёного на смертном одре арианским епископом Евсевием Никомедийским фактически увели истинную апостольскую веру в подполье, заменив её некоей химерой «имперского христианства», явившегося на самом деле христоязыческой сектой.
Уже к началу IV в. Арий стал хорошо известен благодаря своим твердым и бескомпромиссным богословским взглядам. Его имя тесно ассоциировалось с Лукианом Антиохийским и с Мелетием, египетским епископом, возглавившим церковное диссидентское движение против александрийского архиепископа Петра I и, хотя впоследствии принявшего Никейский Символ Веры, но оставшимся непризнанным Александрией и Римом. В ходе дальнейших богогсловских диспутов Арий был лишён церковного общения архиепископом Петром I, но впоследствии сблизился с преемником Петра Ахиллесом. Позже Арий был восстановлен в церковном общении и рукоположен в пресвитеры Ахиллесом, который занимал архиепископскую кафедру один год (312-313 гг.). Находясь в сане пресвитера, Арий был поставлен благочинным для округа Баукалис в Александрийской епархии, но вскоре Ахиллес умер, и Арий снова стал объектом ожесточенных нападок – на этот раз уже со стороны новоизбранного Архиепископа Александрийского Александра I, в котором сторонники Ария справедливо усматривали скрытого последователя савеллианской ереси.
Самым главным произведением Ария была поэма «Талия» (что можно перевести как «Пир»), нечто среднее между богословским трактатом, беллетристическим повествованием и поэмой. В «Талии» чередовалась как проза, так и поэзия, однако сделать хоть сколько-нибудь чёткие выводы относительно композиции, структуры и поэтики «Талии» практически невозможно, поскольку до нас дошли лишь абсолютно нерепрезентативные фрагменты в пересказе противников Ария, а все экземпляры «Талии» были преданы сожжению на Никейском Соборе.
Несмотря на осуждение Первого Вселенского Собора (который по своему содержанию не был Вселенским – на нём съехалось по самым оптимистическим подсчётам не более 318-322-х епископов, причём это были епископы только лишь Восточной половины Римской Империи, да и то не все), Арий продолжил свою борьбу против еретических новшеств, которые несла в себе тринитарная доктрина. Его лишение сана было в Египте в 321 г. не было признано подавляющим большинством восточных епископов, и в частности, его взгляды были признаны православными в Малой Азии, где Арий побывал в 323 г., причём этому признанию не помешала ни анафема Вселенского Собора, ни осуждение со стороны императора Константина I в том же 325 году. Более того, посленикейское признание Ария и последующий реванш арианства как на Востоке, так и на Западе Империи (напомним, что из западных епископов на Никейском Соборе присутствовали лишь единицы) привёл к тому, что число последователей Ария среди клириков и мирян по всей империи даже превысило число поборников новопровозглашенной
[16.06.2025 08:54] Igor K13: никейской «ортодоксии». Все это послужило причиной того, что к Арию и арианству стали проявлять интерес даже члены императорской семьи, а впоследствии и сам император. Вскоре Константин приказал Афанасию Александрийскому – главному противнику Ария на Востоке – в срочном порядке примириться с Арием и восстановить с ним общение. Однако почти сразу после аудиенции, которой Арий удостоился у Константина в императорском дворце, опальный александрийский пресвитер скоропостижно скончался по пути домой. Последователи Ария не без основания полагали, что их духовный учитель на самом деле был отравлен.
Несмотря на вторичное осуждение арианства, а также его вторичного извода – македонианства – на Константинопольском соборе 381 года (ставшем впоследствии Вторым Вселенским) наследие Ария продолжало жить и пользоваться популярностью – как среди мирян и низшего духовенства, так и среди высшего епископата и самих императоров. В некотором смысле арианство было реабилитировано уже одним из его фактических гонителей – императором Константином I Великим, который, уже находясь на смертном одре, был крещён арианским епископом. Впоследствии арианство было поддержано его сыном и преемником – императором Констанцием II, который даже утвердил возведение папы Феликса II в качестве арианского епископа Рима. В общем и целом, арианские споры длились в течение 250 лет – до тех пор, пока арианство, будучи на официальном уровне уничтоженным и изжитым, не ушло в подполье. На протяжении «тёмных веков» средневековья на исторической арене появлялись всё новые и новые наследники арианской веры и фактические духовные преемники Ария в борьбе за возвращение Церкви её первноначального, апостольского облика. Тринитарии неоднократно делали попытку положить конец всяким пережиткам арианства, но даже испанской инквизиции не удалось уничтожить тех, кому в непростых условиях суждено было стать духовными наследниками Ария.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2