Человеческая жизнь протекает в постоянно изменяющемся во времени трехмерном материальном пространстве.
Под материальностью или вещественностью окружающего мира мы подразумеваем, что он воспринимается органами чувств человека или фиксируется с помощью приборов.
Пространство и время — всеобщая форма существования материи, пространство и время не существует вне материи и независимо от нее.
Предположим, что существуют пространства с большей «мерностью», с отсутствием времени и с материей (веществами, энергиями), которая не воспринимается нашими органами чувств и не фиксируется имеющимися у нас приборами.
Представить себе это человеку из трехмерного пространства довольно сложно. Зато представить себе одномерность (прямая) или двухмерность (плоскость) может каждый.
Пространство
Представим себе «букашку», живущую на натянутой струне. Ее мир одномерен, ее жизнь — это движение в ту или иную сторону. Если она будет жить на плоскости, то одномерное пространство для нее доступно, но трехмерное — за пределами ее возможностей.
Если бы в ее двухмерном мире вдруг появился бы объект из трехмерного пространства, реакцией на его появление были бы замешательство, смятение, страх, паника (разумеется, если бы букашка могла бы думать и чувствовать, как человек).
Похожую реакцию можно наблюдать у муравья, ползущего по столу, если перед ним неожиданно появится человеческий палец. Разница в том, что, даже передвигаясь по плоскости, муравей все же остается представителем трехмерного пространства, поэтому его замешательство несравнимо меньше того смятения, которое испытывают люди, например, видевшие НЛО.
Внезапно появляющиеся и внезапно исчезающие объекты вполне могут оказаться предметами и жителями миров с большей «мерностью», чем наш.
Мы, живущие в трехмерном пространстве, не можем ощутить четырех-, пяти-, шестимерность и т.д. Даже если предположить, что кто-то, находясь в измененном состоянии сознания, сумеет представить себе жизнь в четырехмерном пространстве, то вряд ли он сумеет описать его для нас.
Пространство — необходимая форма, в которой располагаются все наши ощущения; оно всегда связано с ощущениями и неотделимо от них, не только в восприятии, но и в представлениях.
Следовательно, пространство — неизбежная форма сознания, возникающая одновременно с ним, почему и невозможны ни эмпирическое объяснение его происхождения, ни определение его сущности. Исследованию подлежат лишь наши представления о пространстве.
Комментарии 1