В начале 1964 года студент югославской Академии живописи Александр Паунович во время посещения православного монастыря Дечаны с помощью мощного телеобъектива сделал несколько фотографических снимков настенных фресок, в том числе Распятия и Воскресения Христа.
На распечатанных фотографиях ему удалось рассмотреть то, на что раньше никто не обращал внимания, так как фрески расположены на высоте более 15 метров, разглядеть их без специального оборудования практически невозможно.
Фотоснимки опубликовал югославский журнал «Свет», и тогда многочисленным читателям открылись детали, которые первым заметил Паунович.
Публикация вышла под заголовком «Спутники на наших фресках». Сам сюжет о путешествиях людей по воздушным просторам является одной из загадок древнейшей истории. Возможно, тяга к полётам есть у человека в генах, поэтому он, мечтая о небе, сочинил массу небылиц по этому поводу.
Есть и другая версия: кто-то действительно не раз брал людей с собой «в небеса».
Земля подобна жернову
Ещё у народов Двуречья существовал вполне реалистичный миф о путешествии на небо царя города Киша — Этаны.
В III тысячелетии до нашей эры рассказ о его приключениях был записан на глиняной табличке. По легенде, у могучего героя были серьёзные проблемы — женщины не могли от него зачать.
Этана обратился к богу Солнца Шамашу за помощью в получении «травы плодородия». Бог посоветовал ему отправиться на небо и там найти то, что ему нужно. Не раздумывая, Этана сел на орла и устремился к звёздам.
В мифе описываются интересные наблюдения, которые вёл во время полёта этот первый «космонавт». В частности, изменения картины раскинувшейся под ним Земли. Сначала «Земля выглядела точно гора, море уподобилось колодцу»; затем «Земля стала подобна жернову для размола зерна, а море — арыком садовника».
Позже, поднявшись ещё выше, Этана заметил, что наша планета «выглядит как лунный диск», и, наконец, она «совсем исчезла»… Такие мифы и легенды о полёте человека на небо существовали в различные времена у многих народов.
Например, в индийском эпосе умение преодолевать пространство одной только силой духа представляется чем-то недоступным простому смертному, совсем другое дело — полёты в небе с помощью летательных аппаратов. Для героев эпоса это достаточно заурядное мероприятие. Среди «первых воздухоплавателей» числится и Александр Македонский. Его воздушное путешествие нашло отражение в средневековых живописи и литературе.
В одном из произведений рассказывается, как греческий царь поднялся в воздух в железной камере. Он благополучно пролетел области дождя, снега и ветров, но под солнечными лучами стены камеры так раскалились, что царь вынужден был спуститься на землю.
Любопытно, что в христианскую эпоху сюжет с полётом Александра Македонского в небеса истолковывали как параллель с вознесением Спасителя.
Так, например, на южном фасаде Георгиевского собора в Юрьеве-Польском рельеф с изображением полёта Александра расположен в боковой закомаре, а рельеф с вознесением Христа — в центральной. Обе композиции отличают не только сюжетное, но и формальное сходство.
Творение мастеров
Дечанский православный монастырь расположен на многострадальной земле, в Косовской Метохии, между городками Печ и Джаковицы. Он был основан ещё в XIV веке при короле Стефане III. Строительство монастыря продолжалось с 1327 по 1335 год. На одном из порталов сохранилась надпись, гласящая, что строил монастырь «фра Вита, монах ордена Малой братии, протомастер из Котора, града королевского».
Известно также, что монах-строитель имел помощников — протомастера Джорджа с братьями Доброславом и Николой. Все это были опытные мастера, которые к тому времени возвели уже несколько сербских церквей. К 1350 году интерьер дечанской церкви был расписан многочисленными фресками. Их здесь свыше тысячи!
В 1389 году на Косовом поле турецкие войска разбили войско сербов и боснийцев, и почти на пять веков для Сербии наступила ночь турецкого рабства.
Тем не менее древняя обитель и при турках оставалась центром православия и сербского единения, вызывая гнев поработителей. Турки жестоко расправлялись с дечанскими монахами: преследовали их, подвергали пыткам, казнили. Известно, что в XVI веке осуществлялись работы по реставрации монастыря.
Сербские живописцы подновляли фрески монастырской церкви, но не изменяли их содержания. По своей тематике они традиционны, то есть охватывают сцены из Ветхого и Нового Завета. Кроме этого, здесь изображены представители сербского духовенства, портреты первых сербских царей из династии Неманичей. Среди них есть изображение основателя монастыря — короля Стефана III Дечанского.
Ангелы на спутниках
После триумфальных запусков первых искусственных спутников Земли и полётов первых космонавтов в начале 1960-х годов отдельные изображения на дечанских фресках невольно вызывали ассоциации с ними. На снимках явно видны некие персонажи, летящие в «космических кораблях».
Нет комментариев