Едва ли не самой популярной темой минувших недель стало желание семьи Михалковых-Кончаловских заняться российским фаст-фудом. Хорошее желание. Законное. Возмущение вызвало повышенное внимание к нему государственных структур: совещание у вице-премьера, выделение миллиарда рублей не то безвозмездно, не то под гарантии правительства. Голода у нас нет, сети общепита хорошо развиты на любой вкус и кошелек. В обязанности правительства развитие сетей никак не входит. Откуда же такое внимание? Блат, как говорили в суровые советские годы.
Благодаря блату Никита Михалков долгие годы на государственные, то бишь наши с вами, деньги снимал фильмы сомнительного качества. Большого интереса они не вызывали и не окупались даже частично. Коллеги возмущались: вместо каждого эпического полотна можно было профинансировать десятки талантливых картин. Но это еще так-сяк. В конце концов, человек занимался тем, чему учился. Но какое отношение он имеет к бутербродам и пирожкам? Почему без всякого конкурса лезет он на льготных условиях туда, где остальные рискуют собственным состоянием, а то и судьбой. Явное неравенство и возмутило людей.
Говорят, равенство и справедливость невозможны. Да и вся мировая история свидетельствует об этом. Но стремление к равенству эту самую историю и движет. Его проповедуют все религии, все политики. И большинство людей на планете проголосуют за него двумя руками. Все режимы, которые пытались обеспечить равенство, даже нацистский и большевистский, при всей их чудовищности имели широкую общественную поддержку. Что бы сегодня ни говорили модные историки. И валиться они начинали как раз из-за того, что от основополагающего принципа отказывались.
Что предъявляли коммунистам в перестройку? Не чудовищные жертвы и провалы. Главной претензией стали привилегии: дачи, спецбольницы, распределители. Вспомним, как Борис Николаевич показной поездкой на троллейбусе и походом в обычную поликлинику завоевал сердца россиян. Хотя сегодня о том неравенстве говорить просто смешно. О спецмедицине не зря сложили поговорку: полы паркетные, врачи анкетные. Кому интересно – посетите поликлинику и стационар для номенклатуры на углу Мира и Октябрьской в Краснодаре. Там мало что поменялось. Просто теперь лечат заслуженных ветеранов. За деньги может прийти любой. Но не торопятся. Как и прежние номенклатурщики в случае серьезного недомогания шли к опытным врачам из обычных больниц. Преимущество было одно: при сильной загруженности не нужно далеко ехать и ждать в очередях на прививку, рентген. На дачах для инструкторов ЦК КПСС были туалеты типа сортир. Дома же отдыха для рабочих с удобствами. В нашем крайисполкоме было три столовых. Для руководителей, ответработников и рядовых служащих. А изжога после посещения любой из них была совершенно одинаковая. Но слова «спец» и «закрытая» туманили мозги. Почему не как у всех?
Новая власть пришла под лозунгом отмены привилегий и равенства перед законом. Все как в американской конституции: бог создал всех людей равными. Только кто-то появляется на этот свет в грязной и ветхой развалюхе, а кто-то в элитной заморской клинике. Кто-то может стырить миллиарды и откупиться или, на худой конец, обложиться классными адвокатами. А кто-то за мелкий проступок может очутиться за решеткой. Лентяй купит любой диплом, а талантливый парень из простой семьи никогда не реализует свои дарования, потому что заплатить за учебу нечем. Разрыв между богатыми и бедными у нас едва ли не самый большой в мире. В тридцать раз, а то и больше. В Дании – в шесть.
Одинаковой для всех справедливости может и нет. Понимает ее каждый по-своему. Бог создал людей не только равными, но и разными. Уравниловка, как мы знаем по собственному опыту, не спасение от неравенства. Более того, она неминуемо к нему ведет. Золотая середина, опять же с учетом социалистической практики, найдена. Равный доступ к медицине и другим социальным благам. Бесплатное образование, включая высшее, – бесплатно. Справедливый суд. А дальше каждому по его труду. Старт одинаковый, а уж как ты с него побежишь, от тебя только зависит. Многие страны с разной степенью успешности идут этим путем. Идеала нигде нет. Но результаты впечатляют. Тем обиднее, что мы, показавшие всем этот путь, скатились в пещерный капитализм с диким неравенством.
Особенно омерзительно, что неравенство это бесстыдно выставляется напоказ, не смущается, не маскируется, как нечто само собой разумеющееся. История с режиссерами-кулинарами это прекрасно подтверждает. И с такими историями мы сталкиваемся на каждом шагу, в большом и малом. Больше они терпимы быть не могут. Кризис повысил запрос на справедливость до предела, за которым события могут развиваться непредсказуемо. Похоже, понимает это и власть. Для многих категорий служивых людей ограничены зарубежные вояжи. Глава администрации президента Иванов потребовал от губернаторов перестать барствовать. Пусть и демонстрационные шаги, но в правильном направлении. Мы хотим увидеть наших чиновников и предпринимателей в наших больницах и здравницах, а их детей в наших вузах и воинских частях. И не разово, показушно, а постоянно. Атмосфера в обществе разрядится, и жизнь быстрее наладится.
«Равнее равных» – лозунг дня для наших рулевых.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1