Слово "фриволите" заимствовано из французского языка. Итальянцы называют этот вид кружева "occhi", т. е. "глаза" (сравните с русским "очи"), за характерную для него форму глазков. Встречается и еще одно название: "челночное кружево" - по употребляемому для его выработки инструменту.
Технология фриволите основана исключительно на узловязании. Нить подается с маленькой шпульки, размещенной в корпусе челнока, и перерабатывается обеими руками.
Правая рука держит челнок и обводит его вокруг нити, которую оттягивает со шпульки и удерживает в натянутом состоянии левая рука. В результате переработки только одной нити получаются ряды узлов, сформированных в кружочки и дужки. Из одной части оттянутой нити возникает стержень, из другой оплетка стержня, похожая на петельные стежки, поочередно то лицевые, то изнаночные. Обе части вместе дают двойной петельный узел.
В руководствах по выработке кружева фриволите он именуется просто "двойной узел". Признаком кружева фриволите является непрерывное, без пропусков, соединение узлов и формирование некоторых узлов дуг и кружочке. Челнок используется как инструмент одновременно для держания и подачи нити подобно коклюшкам при получении коклюшечного кружева.
Первоначально челноки были побольше и употреблялись с более грубой, чем теперь, нитью. В 18 в., когда все виды кружев стали изготовлять из тонкой льняной нити, челноки стали меньше и изящнее. Чаще всего их изготовляли из металла, а иной раз - из фарфора или слоновой кости. Были в употреблении и челноки из панциря черепахи, отделанные металлом или перламутром. Сейчас такие челноки делаются чаще всего из кости или пластмассы.
Самым подходящим сырьем для получения кружева фриволите является крученая нить, а также узелковая пряжа из льна, хлопка или шелка. Кроме челнока употребляется еще один вспомогательный инструмент - вязальный крючок, а иногда - достаточно толстая швейная игла.
У каждого вида кружева своя история, свой путь в веках. Иногда, он виден ясно и отчетливо, а, порой, совершенно теряется. Многие ссылки очень многозначны, их трактовка, порой, затруднена из-за того, что их приходится многократно переводить. Сначала с древнего языка на современный, затем на языки тех стран, где выходят переводы книг. Конечно, этого можно было бы избежать, если те, кто брался за исследования, владели языком оригинала. Но это не всегда возможно. Поэтому приходится довольствоваться переводными изданиями.
Современные исследователи приходят, иной раз, к совершенно неожиданным выводам. Всем известно великое произведение древне - греческого поэта-слепца Гомера "Одиссея". Один эпизод повествует о том, как Пенелопа - жена Одиссея долго обманывала своих женихов. Она обещала дать ответ, когда соткет погребальное покрывало для своей свекрови. Суть обмана заключалась в том, что ночью она распускала свою дневную работу. Однако, на ткацком станке очень сложно распустить сделанное, на это уходит едва ли не больше времени, чем на новое плетение, кроме того, остаются заметные следы. Весьма вероятно, что Пенелопа не ткала, а вязала покрывало на спицах, поскольку вязаное полотно можно легко и быстро распустить без заметных следов. И подобных ошибок немало.
По вышеизложенным причинам сохранилось мало исторического материала. С большой вероятностью можно выдвинуть теорию "восточного" происхождения данного кружева. Так как челнок был изобретен народами Востока и получил название "манук". В Европе оно впервые появилось в Испании, где его называли occhi (okko, то есть глазок), поскольку испанские гипюры, изготовленные с помощью челнока, состояли в основном из колец, имеющих овальную форму, напоминающую форму глаза. В Германии это кружево называют Schiffchenspitze (шиффен шпитцен) - челночное плетение или челночное кружево.
В Англии tatting (тетин от "tat" - плести кружево) - плетеное кружево. Происхождение французского слова frivilite (фриволите) двояко. С одной стороны: "frivole" - "пустой" можно отнести к структуре кружева - неплотное, с большими, незаполненными дырочками, с другой это же слово можно перевести как "легкомысленный", что, в свою очередь можно отнести либо вообще к легкомысленности любой отделки, либо к характеристике дам высшего света, занимавшихся рукоделием. Действительно, оно было очень популярно в этих кругах, т.к. не требовало большой сосредоточенности и позволяло вести пустые, легкомысленные беседы. Так или иначе, в Россию челночное кружево пришло из Франции, и поэтому мы зовем его "фриволите".
Особенно модно фриволите было XVII веке. Сплетенные в этой технике кружева были изготовлены из более грубых, чем другие виды кружева, материалов (даже из тонкого шнура) использовались для отделки верхней одежды, обшивки мебельных чехлов, занавесей, портьер.
В конце XVII начале XVIII веков, когда особенно модно было украшать одежду, даже мужскую, кружевными воротниками, манжетами, жабо, кружевами отделывали юбки, фартуки, чепцы, оно являлось привилегией высшей знати. Так как основным материалом для его изготовления в то время служила тонкая золотая и серебряная нить.
Но уже в середине XVIII века в кружево начитает вводиться шелковая и льняная нитка, в связи с чем, кружевоплетение получает все более широкое распространение. В российских помещичьих имениях наши мастерицы с интересом осваивали технику плетения западного кружева, дополняя ее своими находками. Неизвестные кружевницы создавали уникальные изделия, которыми пользовались женщины высшего общества.
Перчатки, сумочки, накидки, зонтики - вот неполный перечень изделий, являвшийся обязательной принадлежностью светской дамы. Кружевоплетению учили и дома, (мастерство передавалось от матери к дочери), и в пансионах, и в институтах благородных девиц. Умение вышивать, шить, вязать, плести являлось одной из обязанностей женщины.
#ПолезнаяИнформация #творчество
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 55
у меня доченька плетет такие изделия...оччень красиво получается, но работа жутко кропотливая...в наших фотках есть ее работы
Очень красиво !!!!
а как же добавить к себе в избранное это видео...
очень плохое обозрение,далеко от
видеокамеры и я понимаю,что старались показать ведущию програмы ,а не то что она делала...Спасибо за урок!
Ошибаетесь- слышали, знаем и даже одни умеют, другие осваивают
.
я тоже плету салфетки_ только здесь где я живу называють к' якерино, CHIACHERINO
Фриволите- один из узлов техники Макрамэ. Очень красивый узел. Вот челноки где достать? Чтобы нитки не путались во время плетения?
Класс!!!
Макраме и фриволите- две разные техники
Я сама плела кашпо с использованием узла ФРИВОЛИТЭ. Правда не такими тонкими нитками. Но если иметь такой чудесный челнок, очень даже можно попробовать плести такие красивые изделия.
Вы это о чём?
думаю вы что-то путаете., это оччень разные технологии и без челночков мин 2-х здесь никак не обойтись