Плацебо (лат. «placere» - нравиться, цениться) обозначает препарат, заведомо не обладающий никакими целебными свойствами. В XVIII веке слово вошло в медицинский лексикон и стало означать «фальшивое лекарство»
Согласно средневековой французской традиции похоронный обряд должен был завершаться щедрым угощением так называемых «паразитов» (parasites) - родственников, соседей и просто прохожих, присоединившихся к траурной процессии. Поскольку заупокойная служба включала в себя рефрен из 114-го псалма («placebo Domino in regione vivorum» - «ублажу Господа в стране живых»), за плакальщиками-попрошайками закрепилось название «поющие плацебо», сократившееся впоследствии до «плацебо». В XIII веке слово распространяется по всей Европе - но уже в значении «льстец», «подхалим». Как медицинский термин оно впервые появляется в переиздании английского Словаря Квинси 1787 года.
Вот краткая история плацебо.
1801. Британский врач Джон Хейгарт сомневается в эффективности чрезвычайно популярных в то время «тракторов Перкинс» - металлических спиц, изготовленных из специального сплава, продающихся за баснословную сумму в пять гиней и якобы оказывающих благотворное магнетическое влияние на организм. Хейгарт проводит сеансы оздоровления деревянными палочками, выдавая их за настоящие «тракторы Перкинс» - и у четверых из пяти его пациентов улучшается самочувствие.
1944. Во время боев за Южную Италию у американского военврача Генри Бичера заканчивается морфин. Чтобы успокоить раненого солдата, он выдает инъекцию физраствора за сильное обезболивающее - как ни странно, раненый отмечает, что ему стало гораздо лучше.
1955. Генри Бичер публикует классическую статью «Могущественное плацебо», в которой формулирует принцип плацебо-контроля: чтобы исключить эффект самовнушения, при исследованиях всякого нового лекарства часть испытуемых должна получать под видом этого лекарства плацебо.
1961. Напечатана статья Уолтера Кеннеди «Реакция ноцебо», в которой впервые рассматриваются негативные эффекты от приема плацебо. Этот феномен получает название ноцебо (от лат. «nocere» - вредить).
1962. Конгресс США принимает поправку Кефовера-Харриса в федеральный закон «О продуктах питания, лекарствах и косметике», согласно которой производитель не может зарегистрировать новый препарат без научных доказательств его эффективности – то есть плацебо-контролируемые клинические исследования становятся обязательными.
1994. Хирург Брюс Мосли из медицинского центра Департамента по делам ветеранов в Хьюстоне оперирует 10 пациентов с жалобами на боли в колене: пятерым проводится настоящая операция на суставе, у пятерых хирургическое вмешательство имитируется: врач только вводит обезболивающие, делает надрез, а затем накладывает швы. Спустя шесть месяцев все десятеро сообщают, что боли прошли либо стали беспокоить их значительно реже.
2008. Специалист по поведенческой экономике Дэн Ариэли подвергает 82 добровольцев воздействию электротока, давая им плацебо под видом обезболивающего. Первой группе испытуемых сообщают, что одна доза такого препарата стоит всего 10 центов, другой - что она стоит 2,5 доллара. Во второй группе эффект «обезболивающего» замечают 85%, в первой - 62%.
2010. Тед Капчук из Гарвардской медицинской школы дает плацебо 80 пациенткам с синдромом раздраженной прямой кишки и сообщает им, что плацебо якобы помогает больным с таким диагнозом, запуская «механизм самоисцеления». В большинстве случаев отмечается улучшение самочувствия - таким образом, эффект плацебо возникает, даже если пациент знает, что плацебо - это плацебо.
Обнаружилось, что способность плацебо влиять на состояние организма неодинакова для разных заболеваний. Лучше всего пустышками лечатся такие недуги, как повышенная тревожность, депрессия, бессонница. Таблетка глюконата кальция, поданная с соответствующими пояснениями («это новое американское средство, очень дорогое, но мы вам его даем бесплатно»), снимает бессонницу не хуже патентованного снотворного. Столь же эффективна плацебо-терапия психосоматических расстройств: астмы, экзем, дерматитов и т.п. В одном исследовании сравнивались два препарата, пресекающих хронический зуд, интенсивность которого сами больные должны были выражать в условных баллах. Без лечения средняя интенсивность зуда составляла 50 баллов. Ципрогептадин снижал ее до 28, тримепразин - до 35, а плацебо - до 30. Статистический анализ не выявил достоверных отличий ни между самими исследуемыми препаратами, ни между любым из них и плацебо.
Японские ученые отобрали 57 школьников с выраженной аллергической реакцией на вещества, содержащиеся в лаковом дереве. Затем экспериментаторы прикасались к левой руке школьников веткой лакового дерева, говоря им, что это каштан, а к правой руке - каштановой веткой, говоря, что это лаковое дерево; у большинства испытуемых сыпь выступила на правой. Правда, первоисточник сведений об этом японском эксперименте в научной прессе не обнаружен до сих пор.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев