9 / 22 января н. ст. - память святителя Филиппа Ⅱ, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца.
Феодор Колычев, будущий святитель Филипп II, родился в 1507 году в богатой боярской семье. Отец готовил мальчика к государственной службе, по тем временам предполагавшей в том числе обучение военному искусству. Тогда как мать, закончившая свои дни в иночестве под именем Варсонофии, сеяла в душе ребенка семена благочестия и глубокой православной веры.
Василий III Иоаннович приблизил молодого Феодора к себе, видя в нем задатки великого государственного мужа. Сын Василия, Иоанн, будущий царь Иван Грозный, привязался к Феодору, что обещало большое и славное будущее.
Но в 1537 году, во время посещения Божественной литургии, во время глубоких раздумий о выборе жизненного пути - государственная служба или служение Господу, Феодору запала фраза «Никто не может служить двум господам» и он сделал окончательный выбор. Тайно, в одежде простолюдина, покинул Феодор Москву и отправился в Соловецкий монастырь. Там он усердно молился - приходил на службу первым, а уходил последним, а так же не гнушался никакой работой: колол дрова, трудился в кузне, пек хлеб, за что был прозван Филиппом-хлебником.
Часто инок уходил в пустыню, где внимал себе и Богу. В 1546 году архиепископ Феодосий назначает инока игуменом Соловецкого монастыря. На посту он многое делает для процветания монастыря: строит храмы, находит святыни.
Тем временем царь Иоанн Грозный вспоминает о друге детства и призывает его в Москву с благой целью. Святость и кротость игумена должны были уравновесить расстановку сил, ведь времена были не спокойные. Филипп долго отказывался, так как не чувствовал ни духовной близости с царем, ни собственной нужности. Кроме того, уже в то время Филипп и Иоанн не сходились в вопросах опричнины. Митрополит считал, что ее нужно упразднить, царь не был готов от нее отказаться. В угоду другу он чуть изменил опричнину: после убийств и кровопролитий опричники должны были «смыть» грехи иноческими делами: раздавали еду после пиров, усердно молились, но было ли это искренне? Митрополиту Московскому очень не нравилась такая форма служения мечу и кресту одновременно и в 1568 году он решил открыто выступить против действий царя после волны казней.
8 ноября, в праздник Архангела Михаила, святитель в последний раз служил в Успенском соборе; и он так же, как и в день обличения царя Иоанна Грозного, стоял на кафедре. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей. Говорили, что царь хотел было сжечь исповедника Христова на костре, и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение. В то же время он казнил многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. С благоговением принял ее святитель Филипп, положил и, земно поклонившись, поцеловал и сказал: «Блажен его же избрал и приял еси Господи», – и возвратил пославшему. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса. Тогда Иоанн велел перевести его в Тверской Отрочь монастырь.
Год спустя царь со всей дружиной двинулся против Новгорода и Пскова и отправил впереди себя опричника Малюту Скуратова в Отрочь монастырь. Святой Филипп за три дня предсказал о предстоявшей своей кончине и приготовился к ней принятием Святых Таин. Малюта с лицемерным смирением подошел к святителю и просил благословения царю. «Не кощунствуй, – сказал ему святой Филипп, – а делай то, за чем пришел». Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты (23 декабря 1569 г.) Мощи святителя Филиппа почивали в московском Успенском соборе, который был свидетелем его величайшего подвига.
Нет комментариев