д). "ФИЛОСОФИЯ САНКХЬЯ".
Очень древняя форма "философии" в Индии - учение "Санкхья", его основателем был Капила, который жил, согласно предположению около 600-х годов до н.э. "Философия Санкхьи", как и ряд других школ древнеиндийской "философии", главной задачей "мудрости" считает "познание пути и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий и несчастий". Учение "Санкхьи" предполагает 2 начала: "вещественное" и "духовное". Для объяснения Мира исходным "Санкхья" считает понятие "материальной первопричине всех вещей и явлений", в т.ч. явлений психических. Следствиями "первопричины" являются не только "тела", но и "души". "Первопричина" (будучи вещественной), должна вместе с тем, быть настолько тонкой и всепроникающей, чтобы она смогла объяснить возникновение даже самых тонких порождений, таких к примеру, как "ум". "Первопричина не может быть порождена никакой предшествующей ей причиной. Она - вечная самопричина, вечная основа всего Мира". Все (без исключения) предметы способны вызвать в нас удовольствие или боль или безразличное состояние. Причиной их являются 3 составные части предметов, называемые "гунами" и которые непосредственно не воспринимаются. Из этих 3-х составных частей состоят не только "первичные субстанции" - "пракрити", но не все "вещи Мира". "Пракрити" (согласно "философии санкхья" не единственная первичная субстанция, это причина существования только тел, чувств, эмпирического ума, интеллекта. Кроме всего этого, по мнению санкхьи" существует сознание, пребывающее выше всяких изменений и по своей природе уже не материальное. Всё множество реального мира возникает посредством процесса, который начинается, когда "материальная причина" - "пракрити" - впервые испытывает воздействие со стороны "пуруши", или "Я". Происходя от "пракрити", ум не вечен, он сложен и представляет субъект, возникающий и разрушающийся во времени . Развиваясь, "пракрити" порождает как физические элементы Природы, так и элементы сознания: "ум", "самосознание", "органы чувствования и действия". Из этого учения о "бытии" - "философия санкхья" выводит учение "о познании". Кроме "восприятия" и "логического вывода", "санкхья" признаёт "источником познания", также учения ("свидетельства") древних священных книг - "Вед". Достоверное "познание" возникает тогда, когда "интеллект" принимает в себя "отражение не предмета, а самого сознания, или "Я". Предпосылку "этики санкхья" составляет убеждение во всеобщей распространённости "страдания". "Философия санкхья" стремится к полному освобождению от всяких "страданий". "Путь к свободе - это знание!"
Нет комментариев