В конце 1630-х и на протяжении 1640-х гг. Лоррен все чаще обращается к сюжетам из "Метаморфоз" Овидия. В "Пейзаже с Аполлоном и Сивиллой Кумской" художник обращается к XV главе "Метаморфоз", в которой Сивилла рассказывает свою историю. Прорицательница вспоминает, как в молодости она встретила бога Аполлона и как в обмен на любовь, он предложил исполнить любое ее желание. Набрав пригоршню пыли, дева попросила столько лет жизни, сколько содержится в той пыли пылинок, но забыла попросить вечной молодости. Античный сюжет послужил Лоррену темой для размышления о быстротечности и суетности бытия, о бренности земного существования, а обрамлением ему стал ландшафт с остатками древних руин. Жест Аполлона, указывающий на пригоршню пыли, просыпающейся на землю из руки Сивиллы, дает достаточно ясное и традиционное напоминание об утекающей, как песок, человеческой жизни. Обычный символ этого - руины, около которых расположились герои, фрагменты колонн, некогда украшавших прекрасные строения. Слева, на переднем плане, изображены руины римского акведука Марция, а вдалеке, на фоне моря, - развалины Колизея, которые служат свидетельством того, что даже самые замечательные творения рук человека рано или поздно обречены на гибель. Присутствие в картине этих редких изображений, вероятно, связано с археологическим интересом заказчика полотна, кардинала Массими - известного любителя древностей и обладателя замечательного собрания книг и рукописей. Фигуры в картинах Лоррена писали, как правило, другие художники, сам он это делал крайне редко. В "Пейзаже с Аполлоном и Сивиллой Кумской" фигуры написаны Филиппо Лаури.
В рамках рубрики «Арт-медитация с Эрмитажем» мы показывали эту картину в деталях и дополняли звуковым дизайном.
https://vk.com/video-67940544_456242239
Комментарии 1