Хазрат Инайят Хан
Каждый разумный человек рано или поздно подходит к такому этапу в своей жизни, когда он начинает спрашивать себя, какова цель жизни, пребывания на земле. “Почему я здесь? Что я должен совершить в жизни?” Несомненно, в тот момент, когда у человека возникает такой вопрос, он делает первый шаг по пути мудрости. Прежде, чтобы он ни делал, не осознавая цель своей жизни, он оставался неудовлетворенным. Каково бы ни было его занятие, его условия жизни, мудрый он или глупый, ученый или неграмотный, всегда имеется недовольство. Он может знать успех или поражение, но это желание: “Цель моей жизни должна быть выполнена” остается, и до тех пор, пока она не выполнена, человек не может быть удовлетворен. Именно поэтому многие люди, имеющие успех в бизнесе, чьи дела идут хорошо в профессиональной сфере, имеющие комфорт домашней жизни и занимающие хорошее положение в обществе, все же остаются неудовлетворенными, потому что не знают цели своей жизни. Когда человек узнал цель жизни, ему может многое мешать, ему может не хватать средств и условий, благоприятных для того, чтобы идти вперед, но, несмотря на все это, есть сила убежденности в знании: “Я здесь для определенной цели”.
Есть история из жизни Пророка Мухаммада. В то время, когда Пророк Мухаммад – родившийся с определенной целью в жизни – почувствовал некоторое беспокойство, неудовлетворенность всем в жизни, он подумал, что ему лучше уйти в лес, в глушь, в горы и сидеть там в одиночестве, чтобы войти в соприкосновение с самим собой. Он выяснил, почему было такое желание, которого он не понимал. Он спросил свою жену, позволит ли она ему испытать то одиночество, о котором так тосковала его душа, и та согласилась. Тогда он ушел в пустыню и сидел там много дней. Когда вибрации физического тела и ума, которые всегда нарушены и в беспорядке в миру, успокоились, и когда ум его стал спокойным и его дух стал спокойным, когда сердце Пророка стало успокоенным, там он начал чувствовать себя в контакте со всей природой: пространством, небом, землей. Тогда казалось, что все говорило с Пророком: вода, журчавшая ему и облака, все разговаривало с ним. Он был связан со всем миром, со всей жизнью. А затем слово пришло к Пророку. “Плачь во имя Бога твоего”. Это значило урок идеализма: не только быть в контакте с природой, но идеализировать Господа.
В настоящее время есть великий недостаток, что когда люди становятся очень интеллектуальными, они теряют идеализм. Если они хотят найти Бога, то хотят найти его в цифрах. Есть многие, кто скорее будет медитировать, чем поклоняться, чем молиться. Таким образом, всегда был конфликт между интеллектуалом и идеалистом. Пророка в первую очередь учили идеализировать Господа, а когда этот идеал, который он создал, стал его концепцией Бога, тогда в этой концепции пробудился Бог, и Пророк услышал голос, сказавший: “Теперь ты должен служить своему народу. Ты должен пробудить в своих людях чувство религии, идеал Бога, желание духовного постижения и желание жить лучшей жизнью”. Тогда он узнал, что все пророки, который приходили перед ним, всегда намеревались совершить то же самое, что теперь настал черед совершить и ему.
Саади, великий поэт Персии, говорит, что каждая душа рождается с определенной целью, и свет этой цели горит в этой душе. Так каждый из нас рожден в этот мир, чтобы достичь определенной цели, и пока мы не знаем цели, которой нам надлежит достичь, мы остаемся в неведении о жизни, комфортно наше положение или некомфортно, мы остаемся в неведении относительно цели нашей жизни, что есть то первое знание, которое нам надлежит получить. Очень жаль, что обучение такое, какое оно есть сегодня, уделяет очень мало внимания этому вопросу. Дети, юноши и взрослые – все проходят по жизни, работая с утра до вечера, учась или работая и, в то же время, не зная, какова цель, которой им надлежит достичь. Из тысячи людей может быть одно исключение, но девятьсот девяносто девять поставлены в такое положение, что, желают они этого или нет, они работают там просто как машина – машина, поставленная на место, которое для нее сделано, где она должна работать. Из тысячи людей девятьсот девяносто девять недовольны работой, которую они делают. Либо их жизненные обстоятельства, которые поместили их туда, либо это потому, что им приходится жить и поэтому они должны работать, либо потому что у них имелась идея, что они должны сначала собрать то, что им нужно. К тому времени, когда они собрали средства, чтобы сделать что-то в жизни, желание совершить это уже прошло.
Несмотря на прогресс, огромный недостаток состоит в том, что люди не имеют возможности совершить что-то, что они желают. Многие юноши и взрослые никогда не думают об этом. Они думают: “Мы должны делать эту работу и закончить ее”, и у них нет времени подумать о цели своей отдельной жизни. Вот почему сотни и тысячи жизней проходят зря. Несмотря на все свои деньги, которые они заработали, сердце их не удовлетворено, потому что не богатство, которое получает человек, может дать ему удовлетворение.
Если мы посмотрим на жизнь с философской точки зрения, мы увидим, что каждый человек представляет собой одну ноту в этой симфонии жизни, тогда мы все составляем эту симфонию жизни, каждый из нас вносит ту музыку, которая требуется в этой симфонии. Но если мы не знаем нашей партии в симфонии жизни, то естественно, это подобно тому, как если бы одна из четырех струн скрипки не была бы настроена, а если она не настроена, то скрипка не может издавать ту музыку, которую должна. Итак, каждый из нас должен играть свою партию, ради которой мы и рождены: мы должны вносить ту часть, которая предназначена нам судьбой. Будь то грубая партия, более высокого или более низкого звука, только играя эту конкретную партию, которая принадлежит нам, мы получим удовлетворение.
Может быть многие люди не думают так, как я, например, те, кто верит в пацифизм, то, кто так верит в идею мира. Они скажут: “Разве не безумие то, что кто-нибудь должен развязать войну!” Но все, что делает человек, лучше это выглядит или хуже, принадлежит какой-то части этой схемы жизни, и мы не имеем права это осуждать. Если бы только каждый человек мог осознать долг, для которого он родился – это и есть принципиальная вещь.
Теперь перейдем к вопросу о цели жизни: есть две цели, одна из них – меньшая цель, вторая – главная цель, одна – предварительная, а другая – окончательная цель жизни. Предварительная цель жизни подобна ступеньке к окончательной цели. Поэтому человек должен подумать о предварительной цели жизни. Например, если человек хочет накопить богатство, все его мышление поглощено этим. Вы можете говорить ему: “Нет, это нехорошо. Что такое, в конце концов, богатство? Разве оно не материально? Разве оно не бесполезно? Ты должен верить, быть духовным”. Но его ум не здесь. Он не может быть духовным, все его мышление сосредоточено на богатстве, и если он не может накопить деньги, которые хочет иметь, то он несчастлив. Если вы заставите его быть духовным, религиозным, молиться – это ему не поможет. Очень часто вместо пищи люди дают воду, а вместо воды – пищу. Это нехорошо. Духовность приходит в свое время, но предварительная цель состоит в том, что человек даст миру в первую очередь прежде, чем пробудится к духовному совершенству.
Все великие учителя человечества учили этой предварительной цели жизни в своей религии, какие бы учения они ни давали. Побудительная тенденция в учениях Мухаммада, Моисея, Христа, Кришны, Будды была в том, чтобы помочь последователям этих учений выполнить эту первую цель жизни. Например, когда Христос призвал рыбаков, он сказал: “Пойдем со мной, я сделаю вас ловцами людей”. Христос не сказал: “Я сделаю вас более духовными”. Он хотел, чтобы они достигли первой цели жизни, это был первый шаг. Следующим уроком было: “Вы станете более духовными”. Учителя духовного знания, смотрящие на это таким образом, считают своим первым долгом показать человеку первую цель его жизни или помочь ему достигнуть ее. Когда это сделано, тогда идет вторая цель.
Что касается предварительной цели жизни человека, есть четыре различных пути, которые могут выбрать люди. Один путь – это путь материальной выгоды. Посредством своей профессии, рода занятий, бизнеса, отрасли человек хочет зарабатывать деньги. Следует сказать что-то и за и против этого идеала. Против него может быть сказано, что работая ради денег, человек очень часто теряет верный путь, мысль и рассуждение, человек перестает видеть права других людей. А что следует сказать за это, так это то, что, в конце концов, те, кто владеет богатством, могут применить богатство в лучших целях. Благотворительные учреждения, больницы, школы, колледжи – все они основаны милосердными людьми, которые щедро давали деньги таким организациям. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы зарабатывать деньги и посвящать свое время этому постольку, поскольку мотивы этого правильные и добрые.
Другой путь – путь долга. Человек думает, что он связан долгом со своим сообществом, городом или страной, человек выполняет некоторую общественную работу, старается делать добро другим людям и считает это своим долгом. Может быть и так, что человек считает, что у него есть долг перед своими родителями, он может ухаживать за своей матерью, посвящать свою жизнь ей или своей жене и детям. В этом тоже есть великое достоинство. Несомненно, что против этого то, что очень часто жизнь людей, обладающих чувством долга, испорчена и они не имеют возможности сделать что-то достойное в мире, но если бы не они, то мир был бы лишен любви и привязанности. Если бы жена не имела чувства долга по отношению к мужу, или сосед по отношению к своему другу, тогда они жили бы, как животные низкого творения. Именно чувство долга делает человека более великим, нежели другие существа, вот почему мы восхищаемся этим чувством. Герои, отдающие свою жизнь за свою страну делают немало. Есть нечто великое в том, что человек отдает свою жизнь ради долга. Другой пример – жена, пожертвовавшая своими собственными амбициями, чтобы заботиться за своим мужем-инвалидом. Долг, чувство долга – это великая добродетель, и когда она ценится и углубляется в сердце человека, она пробуждает его к великому и высшему сознанию. Люди свершают великие дела. Великие герои жили жизнью долга.
Третий путь, который человек выбирает в жизни – получать лучшее от настоящего. Это точка зрения Омара Хайяма, который говорит в своих “Рубайях”:
***
Возлюбленный, налей бокал вина,
Пусть очищает нас сегодня, пей до дна!
Промой все горести вчерашних дней,
Не бойся завтра, наливай и пей!
А завтра что? Я завтра не боюсь,
Проснусь, встряхнусь и с прошлым примирюсь.
***
Это точка зрения человека, который говорит: “Если я и был великим человеком в прошлом, какая разница? Что имеет значение, так это то, кто я сейчас. Прошлое забыто, а будущее – кто знает, что из него выйдет! Никто не знает своего будущего. Для того, чтобы укрепить себя для будущего, мне нужно взять лучшее в настоящем моменте и сделать свою жизнь как можно более счастливой”. Это неплохая точка зрения. Это философская точка зрения. Те, кто придерживаются ее, счастливы и дают счастье другим людям.
Несомненно, все эти разные точки зрения имеют также и неправильную сторону, но когда мы смотрим на их правильную сторону, их есть, за что ценить.
Люди сегодня любят пользоваться фразой: “Он очень хороший парень”. В песнях эта фраза используются по разным поводам: она выражает то, что каждый хотел бы и каким он хотел бы быть. Она отражает тенденцию ума, который старается сделать настоящий момент счастливым. Это трудно, очень трудно, и не каждому удается это сделать, потому что в жизни столько конфликтов, столько неприятностей. Человеку приходится сталкиваться с таким количеством трудностей в жизни, что быть способным улыбаться не каждому под силу. Да, для того, чтобы продолжать улыбаться, человек должен быть либо глуп и ничего не чувствовать, не думать ни о чем, просто закрыть глаза и сердце от мира, либо он должен быть столь же высок, как те души, которые, как в чуде Христа, ходят по воде.
Есть такие, что тонут, другие, которые плывут, а есть и некоторые, которые идут по воде. Те, что утонули в жизненных несчастьях – это те, что не могут из них выбраться, они связаны и погружены в глубины жизни, они не могут выбраться и несчастны там – они те, что тонут. Потом есть другие, те, что плывут, это те, кто хочет бороться с конфликтными обстоятельствами жизни, чтобы однажды достичь берега. И есть другие, те, что идут по жизни. Их жизнь символически отражена в чуде Христа, идущего по воде. Это подобно тому, как жить в миру и н принадлежать миру, соприкасаться с миром и не быть затронутым им. Это требует чистого восприятия жизни, тонкого ума и глубокого понимания жизни, большой смелости, силы и храбрости.
Поэтому я не имею в виду сказать, что человек, берущий все возможное от настоящего момента – это то же самое, что человек, которого мы называем беспечным счастливчиком, простым человеком. Он живет в ином мире, не осознавая жизненные обстоятельства, не пробужден к конфликтным воздействиям жизни. Если он счастлив, то это не удивительно – он само счастье. Я хочу сказать, что для тех, кто пробужден к обстоятельствам жизни, нежных и чувствительных к мыслям и чувствам других людей, для них очень трудно продолжать жить и в то же время улыбаться. Если человек может это делать, несомненно, это великая вещь.
Четвертый путь – это путь тех, кто думает: “В конце концов, что такое жизнь на земле? Разве не все равно это, что четыре дня провести как-нибудь? День подходит к концу, месяцы и годы проходят, так пробегает время. Человек приходит к концу своей жизни прежде, чем он этого ожидает, и прошлое становится лишь сном одной ночи”. Спросите человека, прожившего сто лет: “Что ты думаешь о жизни на земле?” Он скажет: “Сон одной ночи, дитя мое, не более того”.
Если это все, что есть, тогда те, кто думает о том, что может произойти после такой жизни, говорят: “Мы должны думать о последующей жизни. Пока мы в состоянии работать, мы должны бороться, чтобы сделать запас на старость, чтобы нам было более комфортно. В таком же смысле мы должны работать и на последующую жизнь. Жизнь означает краткую остановку, это ничто, кроме возможности подготовить что-то, чтобы позже мы от этого получили пользу”. Несомненно, найдется кто-то, у кого будет правильное понимание, тогда как другие придают этому слишком большое значение, имея неправильное представление о последующей жизни. Но мудрый думает: “Мы должны воспользоваться временем и возможностью, которые нам предоставляются в этой жизни, чтобы подготовиться к следующей”, и совершает многое. Этим можно восхищаться.
Вот четыре разные пути, которые выбирают люди, чтобы достигнуть цели жизни: накопление богатства, совестливость в своем долге, использование каждого момента жизни в наилучшем виде, подготовка к будущему. Все эти четыре пути имеют свои хорошие стороны, и зная это, вы не можете винить кого-то, что он выбрал путь, отличный от того, что выбрали вы для выполнения своей цели жизни. Понимая это, мы становимся терпимыми.
Теперь мы подходим к высшей цели жизни, которая одна и та же. Каждый человек, в конце концов, должен достичь одной и той же цели жизни, таким путем, каким он желает. Он приходит к цели либо осознанно, либо неосознанно, легко или с трудностями, но ему придется достичь ее. Это духовное достижение. Вы можете спросить, достигнет ли этой цели человек, который никогда о ней не думает, человек настолько материальный, что он отказывается рассматривать этот вопрос. Ответ таков: да, каждый человек сознательно или неосознанно стремится к духовному постижению. Порой он выбирает не тот путь, который выбираете вы, порой его точка зрения и его методы иные. И порой один человек достигает духовного осуществления значительно быстрее, чем другой, может быть за один день. А другой может стремиться всю свою жизнь и все еще не достигать. Что определяет это? Эволюция каждой отдельной души.
В Индии рассказывают о том, как человек был пробужден к духовному осознанию после того, как услышал одно слово от своего гуру. Это одно слово мгновенно вдохновило его, и он коснулся высшего сознания. На Востоке мы слышали также рассказы о людях, которые уходили в лес, в горы, которые постились много дней и месяцев, подвешивали себя за ноги вниз головой, или стояли в течение многих, многих лет. Это показывает, как трудно это происходит для одного человека и как легко для другого. Мы очень сильно ошибаемся, когда считаем сегодня, что у каждого человека одна и та же эволюция. Мы говорим: “Они все человеческие существа”. Это не так, между людьми существует большие различия: один ползет, другой идет, третий бежит, а еще один – летит. И все же, все они живут под одним солнцем.
На Востоке есть обычай, чтобы те, кто начинают искать духовную цель своей жизни, нашли себе духовного учителя. Они не отправляются в духовное путешествие самостоятельно, потому что на Востоке после тысяч лет опыта выяснили, что для того, чтобы идти по духовному пути необходимо иметь руководителя, которому человек может довериться и верить так, чтобы идти за ним до самого конца. Трудность на Западе состоит в том, что там, несомненно, происходит общее пробуждение – каждый хочет знать что-то о духовном пути – но люди не придерживаются одного и того же. Есть много таких, которые идут в одну эзотерическую школу, потом в другую и так далее. В конце концов, они узнают так много, что не знают, что верно, что правильно, а что неправильно. Это подобно тому, как пойти в ресторан и съесть столько, что невозможно переварить. Кроме того, когда человек принимает все это, ложное и верное, не остается возможности отличить одно от другого. Величайшая заслуга, которую могут проявить искатели истины – это доверие и вера в учителя. В соответствии с этим доверием, которое человек испытывает к учителю, его сердце способно принять знание, которое ведет к высшему сознанию.
Теперь, могут спросить: “Как мы должны осознать предварительную цель нашей жизни?” Приходя к естественному ритму. Сегодня люди применяют неправильные методы, они идут к ясновидящему и спрашивают его о цели своей жизни. Они не знают ее сами. Кто угодно другой должен сказать им, кроме их собственного духа, собственной души, которые не могут сказать, потому что они не настроились на этот тон, с помощью которого они могут интуитивно почувствовать, для чего они живут. Если другой человек скажет: “Вы здесь для того, чтобы стать плотником, или юристом, или адвокатом”, это не удовлетворит нашу потребность. Именно наш дух должен заговорить с нами. Мы должны быть способны успокоить свое состояние, настроить дух на вселенское сознание, чтобы мы могли узнать цель нашей жизни.
Как только вы узнали цель своей жизни, лучше всего стремиться к ней, несмотря на все трудности. Ничто не должно вас обескуражить, ничто не должно останавливать вас. Как только вы узнали: “Вот это цель моей жизни”, идите к ней, жертвуя всем, ибо когда жертва велика, то, что вы получаете в конце дает великую силу, великое вдохновение. Подъем или падение, успех или поражение не имеют значения, как только вы узнали цель своей жизни. Пусть девяносто девять раз вы проиграете, в сотый раз вы преуспеете.
Высшая цель, которую ищет душа в каждый миг нашей жизни – это наша духовная цель. Поэтому мы должны всегда держаться нашего пути и ничто, ни долг, ни внешняя работа, не должно отвлекать нас от этой цели. На протяжении всего нашего стремления и борьбы в жизни мы должны постоянно следовать своему духовному пути, который приведет нас к цели жизни. Одно только это и может дать нам удовлетворение.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев