книга "Бизнес и духовность. Бизнес и духовность Суфизм в действии." Хендрик Йоханнес Виттевин
Принимая во внимание, что религия вела человечество в направлении, противоположном стремлению к удовлетворению материальных потребностей, препятствуя таким образом развитию современной экономической системы, возникает вопрос: как произошел на Западе прорыв этих религиозных барьеров? Требовалась определенная религиозная поддержка, чтобы преодолеть эти этические и религиозные ограничения ранней христианской эры. Великий немецкий социолог Макс Вебер показал, что эта решающая поддержка пришла из протестантства, и в особенности из его кальвинистской версии, разработанной Жаном Кальвином в XVI веке. Это и явилось началом современной экономики.
Ее развитие было парадоксально, так как кальвинизм, по сути, аскетическое верование. Противоречие состояло в том, что Кальвин представлял Бога настолько возвышенным и совершенным, что человечеству не дано достичь его. Таким образом была разработана теология абсолютного превосходства Бога, в которой человечество отделено от Бога непреодолимой пропастью. Это устраняло любую возможность человечества вступить в контакт с Богом и не оставляло ему другого выбора, кроме как направить внимание на внешний мир. Тогда, как выразился Макс Вебер, христианский аскетизм покинул монастырь и зашагал на рынок. В кальвинистской теологии доктрина предопределения была позднее сформулирована так, чтобы человек стремился быть избранным милостью Божьей. В противном случае он мог вечно пребывать в аду. Как человеку узнать, будет ли он избран? Лучшим указанием являлся активный труд на своем поприще. Такое призвание, такая работа могли рассматриваться как данные верой, вызванной милостью Божьей.
Это было лучшим способом достижения убежденности в выбранной человеком вере. Создавался прочный религиозный мотив для типично капиталистических добродетелей — умеренность, тяжелый труд и накопление капитала. Теперь в сфере торговли не запрещалось получение процентов с капитала — в отличие от сферы персональных займов. В протестантском мире этот кальвинистский дух стал весьма влиятельным. В римском католицизме он был слабее, поскольку в монастырях сохранялся духовный идеал внутреннего контакта с божественной сферой. И Римско-католическая церковь примирилась — с определенными оговорками — с рыночным капитализмом лишь в конце XX века, энцикликой Centesimus Annus Папы Иоанна Павла II.
Тезис Вебера широко обсуждался в научной литературе. И научные исследования не всегда подтверждали взаимосвязь между протестантством и капитализмом. Существуют исключения. Но во многих случаях тезис Вебера подтвердился. Фукуяма приводит интересные данные из Латинской Америки, где растущий протестантизм был «связан со значительным увеличением гигиены, сбережений, образовательным прогрессом и, в конечном счете, с увеличением дохода на душу населения».
Различное влияние протестантства и римского католицизма на экономический рост было также подтверждено статистически в двух недавних научно-исследовательских документах. Брэдфорд де Лонг, экономист и эконометрист, провел поразительное исследование наций, проявлявших потенциал экономического роста в 1870 году. Сравнив их показатели на протяжении периода 1870-1979 годов, он обнаружил, что протестантские нации показали более высокие темпы роста, нежели римско-католические . Другой экономист, Ален Дездуа, также нашел религиозное измерение в своих исследованиях роста, где он, сравнив протестантские и римско-католические группы стран, определил в первой из них более высокие темпы экономического роста , . Но, помимо относительного влияния протестантства и римского католицизма на экономическое развитие, существовало четкое различие между экономическим ростом в христианском мире и в более оторванных от материальной жизни культурах индуизма, буддизма и ислама.
После создания отправной точки для роста экономических сил рыночный капитализм усиленно развивался. С промышленной революцией в Англии он переместился из области торговли в область обрабатывающей промышленности. И под прикрытием колониализма рыночная система распространилась из Европы в другие части света. Международная торговля и международное движение капитала постепенно связывали многие национальные экономики, создавая растущий мировой рынок. В ходе этого процесса капиталистическая рыночная система доказала свое превосходство над другими экономическими системами.
Ученые-экономисты проанализировали функционирование рыночного капитализма и описали два его значительные преимущества. Первое — это то, что экономические силы «автоматически организуют широкую систему кооперации, в которой люди, никогда не видевшие или не слышавшие друг о друге, тем не менее постоянно поддерживают друг друга и способствуют осуществлению целей друг друга».
Действительно, рыночная система может эффективно удовлетворять все бесконечно разнообразные требования потребительских товаров и услуг в целых городах и странах, хотя «никто не следит за этим».
Важно изучить, при каких условиях этот механизм ведет к оптимальной ситуации для всех участников. Тогда можно считать, что задачей правительств является создание и поддержание условий, при которых это равновесие по возможности приближается к оптимуму. Четкий пример такой политики — политика конкуренции и макроэкономическая политика, нацеленная на стабильный рост и полную занятость.
Это равновесие носит статический характер. Но динамический аспект системы не менее важен и обладает еще одним преимуществом. Стимул к получению прибыли — мощная сила, ведущая предприятия к постоянным инновациям: созданию новых продуктов, продвижению их на рынок и улучшению товаров и производственных процессов. В современной экономике эта инновационная деятельность рутинизирована в крупных компаниях, тратящих значительные средства на исследования и развитие, чтобы быть в состоянии оставаться на передовых позициях. Конкуренция между компаниями сильно сфокусирована на этой инновационной деятельности. Это стимулирует и почти вынуждает предприятия максимизировать инновационные усилия. Таким образом капиталистическая рыночная система стала мощной машиной роста. Функционирование этого двигателя роста зависит, конечно, от существования прочной правовой и институциональной системы, защищающей частную собственность и неприкосновенность контрактов.
Русская коммунистическая система потерпела полный крах как неэффективная и жестокая диктатура. Система директивного планирования потерпела неудачу не только как локализованная система; ей также недоставало стимулов для руководителей предприятий, чьи награды зависели от соответствия производительности назначенным инновационным нормативам производства. При социализме попытки планировать экономическое развитие, как правило, также проваливались из-за неэффективности, отсутствия нововведений и коррупции. Таким образом, либеральная рыночная система доказала свое превосходство. Сила этой системы в том, что она наилучшим образом использует индивидуальное желание материальной выгоды — стимулируя усилия, инвестиции и предпринимательство — и затем сводит воедино всю экономическую активность в рыночном равновесии, создающем растущее материальное благополучие для всех.
Используя и стимулируя постоянно улучшающуюся технологию, система создала беспрецедентный уровень материального благосостояния для всего населения промышленно развитых стран. Постепенно более бедные, или «развивающиеся», страны также преуспевали в росте, снижая бедность и становясь «отсталыми» странами. Все это очень ободряющие достижения, способные значительно улучшить возможность удовлетворительной и достойной жизни для большой части человечества. Итак, спор о наилучшей форме экономической организации безоговорочно выигран рыночным капитализмом. Это побудило Фрэнсиса Фукуяму, популярнейшего социолога, описавшего впечатляющую победу рыночного капитализма, озаглавить свой широко известный труд «Конец истории».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев