книга "Бизнес и духовность. Бизнес и духовность Суфизм в действии." Хендрик Йоханнес Виттевин
Между религией и экономикой имеются существенные противоречия. В то время как экономическая наука фокусируется на внешней деятельности, изучая, как удовлетворить материальные потребности посредством различных благ и услуг, религия направляет внимание человечества в противоположную сторону: к Богу, который вне всякой материи, невидим, неслышим и неосязаем, всепроницающ, он — творческая сила всего. Религия стремится восстановить контакт нашей сокровенной сущности с этим всепроницающим духом, как бы его ни называли. Религия относится к внутренней жизни человека; экономика — к внешней.
Это противоречие разными способами проявляет себя в великих религиях и — естественно — часто становилось преградой экономического прогресса. Так, например, в буддизме ярко подчеркивается преходящий характер материальной жизни. Есть рождение и смерть, рост и угасание. Все меняется. Удовольствия проходят. Всё есть Сансара — иллюзия. Мир и спасение можно обрести лишь в истине, вечной и непреходящей. Истина реализована в Будде. И глас Будды обращается к верующим: «Уничтожьте в себе всякое желание, противодействующее Будде, и в конце своего духовного развития вы уподобитесь Будде». Чтобы прийти к этому концу, где прекращаются все страдания, нас учат следовать восьмеричному пути правильного понимания, правильных решений, правильной речи, правильных действий, правильного способа добывания средств к существованию, правильных усилий, правильных мыслей и правильного состояния спокойного разума . Для такого образа жизни нужно преодолеть своекорыстие и привязанность к земным удовольствиям.
Несомненно, этот высокий духовный идеал указывает в направлении, противоположном экономическому стремлению к материальному удовлетворению. В индуизме, в Бхагавадгите, например, существует ясное признание того, что действие в мире необходимо. Но необходимая работа должна выполняться без привязанности к ее плодам. Нас всех принуждают действовать, но нам необходимо действовать, сохраняя самообладание, а от результатов работы следует отказываться. Сердце работника должно быть сосредоточено на самом высоком; человеку следует выполнять свой долг. К тому же, целью человечества должно быть не удовлетворение собственных потребностей, как это предполагается в экономике, но исполнение обязанности каждого. Эта обязанность рассматривается как данная каждому индивидууму согласно его или ее жизненной ситуации и выражена в кастовой системе. Кастовая система сделала индуистское общество очень жестким, что явилось серьезной помехой для экономического развития.
В исламе верующим говорят, что жизнь грядущая предпочтительней жизни в этом мире. Что жизнь может предложить мало утешения по сравнению с жизнью грядущей. Это вновь направляет внимание и стремление верующего в противоположную от мирской жизни сторону. Не так давно некоторые авторы пытались развить «исламскую экономику». Основываясь на Коране или других исламских источниках, они стремились реструктурировать экономическую мысль и практику на основе исламского учения. В результате многие экономические практики признаны не-исламскими: выплата процентов, страхование, арбитраж, спекуляция и индексация. С другой стороны, основное внимание уделяется щедрости в решении социальных проблем. Тимур Куран, мусульманский экономист, доказывает, что основная цель исламских экономистов — помешать мусульманам перенять западную экономическую систему, так как это угрожало бы выживанию мусульманской культуры.
Но указания избегать этих экономических практик будут либо препятствовать экономическому росту, либо не будут выполняться, приводя к чувству вины или ханжеским соглашениям — как в исламском банковском деле, где проценты по вкладу замаскированы под видом «надбавки к издержкам» или «комиссионного вознаграждения».
Христианство также учит, что целью человечества должно быть божественное, а не земное сокровище. Как говорит Христос в Евангелии от Матфея (6:19-24):
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище вате, там будет и сердце ваш. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Средневековое христианство налагало ряд схожих ограничений на экономическую деятельность. Существовали предписания для справедливых цен и были запрещены проценты по займам. Экономика подчинялась религии точно так же, как наука, этика и эстетика. Это было серьезным препятствием для развития рыночного капитализма.
Принимая во внимание, что религия вела человечество в направлении, противоположном стремлению к удовлетворению материальных потребностей, препятствуя таким образом развитию современной экономической системы, возникает вопрос: как произошел на Западе прорыв этих религиозных барьеров? Требовалась определенная религиозная поддержка, чтобы преодолеть эти этические и религиозные ограничения ранней христианской эры. Великий немецкий социолог Макс Вебер показал, что эта решающая поддержка пришла из протестантства, и в особенности из его кальвинистской версии, разработанной Жаном Кальвином в XVI веке. Это и явилось началом современной экономики.
(продолжение следует)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев