Каждое изделие, выполненное в технике ирландского кружева, обладает красотой, воздушностью и изяществом. Кружево вяжется исключительно вручную, и каждое изделие получается уникальным в своем роде.
Существует любопытная легенда о том, что первыми ирландским вязанием увлеклись
моряки. Видимо вдали от дома, от суши – они частро вспоминали свои
родные леса, луга и начали вязать небольшие узоры в виде листьев,
цветов, веток.
Затем
кто-то догадался соединить отдельные узоры в единое полотно, и
получилсь кружево. Легенда гласит, что этими моряками были именно
ирландцы, отсюда и появилось название техники.
Но легенда остается легендой, а официально принятая версия, как всегда, не столь сентиментальна. Техника
вязания кружева была придумана в очень тяжелые для Ирландии годы. C
1845 по 1851 годы, в стране был картофельный голод, погибло около 1
миллиона человек, а 30 % населения эмигрировала в США. Страна была на
грани вымирания.
Что
бы как то спастись от голодной смерти, люди стали всеми возможными
способами зарабатывать на хлеб насущный. Кружева в то время высоко
ценились, но плести их могли не многие, тем более это занимало уйму
времени. И тут как говорится, не было бы счастья, так несчастье помогло.
Молодой девушке, рукодельнице и просто умнице Риего де Бланкардье,
дочери франко-испанского дворянина и ирландки, пришло на ум как можно с
помощью крючка ускорить процесс вязания кружева и получить превосходную
вариацию модного и красивого венецианского кружева, которое плелось или
на коклюшках или с помощью обыкновенной иглы.
Крючок
на порядок ускорял процесс создания кружевных узоров – кусок кружева,
который с помощью иглы изготавливался в среднем 200 часов, крючком мог
быть связан всего за 20. Освоив новую технику досконально Риего де
Бланкардье, решила облегчить труд всех рукодельниц Ирландии и в 1846
году выпустила книгу, в которой подробно описала технологию вязания
ирландских кружевных узоров с помощью крючка.
Новый
способ очень быстро внедрился в народ и многие семьи стали обеспечивать
себя вязанием кружева. Такой способ давал возможность разделения труда -
каждый вязальщик специализировался на отдельных мотивах, в соответствии
со своими способностями. Таким образом, каждый член семьи мог внести
свой вклад в общий заработок, поэтому вязали все - мужчины, женщины,
дети, старики.
Секреты
вязания ревниво охранялись каждой семьей, работа пряталась, если в дом
неожиданно входили соседи - конкуренция есть конкуренция!Готовые мотивы
относились в кружевные центры в ближайшем городе, и там наиболее опытные
и творчески одаренные мастера собирали из них готовые вещи - воротники,
манжеты, платья и пальто, и даже пляжные зонтики.Ирландское кружево
охотно покупалось в Дублине, Лондоне, Париже, Риме, Нью-Йорке и
Сан-Франциско (главный центр продажи ирландского кружева до
землетрясения 1906).
В 1900 году ирландское вязаное кружево проникает во Францию и начинает соперничать с наиболее красивыми современными кружевами. Ирландское
вязание крючком стало событием в истории кружевоплетения. В эпоху
модерна из него вручную вязались целые платья с объёмными элементами в
виде цветов и стрекоз.
В
середине XIX в. изготовлению настоящих кружев ручной работы был нанесен
непоправимый удар изобретением машинного способа производства. Главное
качество кружев ручной работы — свободная непосредственность орнамента,
его своеобразная неповторимость — сменились сухим и безжизненным
воспроизведением узора.
Дешёвые
машинные кружева подражали старым образцам, но подражание это было
чисто механическое, и они не имели ничего общего с полным творческой
фантазии волшебным искусством старых кружевниц. Ставшие традиционными
для отделки нижнего белья, из предмета роскоши кружева превратились в
обычное украшение одежды.
И к
1920 году это ремесло пришло в упадок. Для этого была и другая причина.
Если кружево было неотъемлемой частью утончённо-вычурной эстетики
декаданса конца девятнадцатого века, то век двадцатый поспешил
избавиться от интригующей многозначительности кружева и сменить её на
откровенность открытой кожи.
Популярность
кружева колебалась в зависимости от моды, но все же оно было сильно
востребовано вплоть до второй мировой войны, после которой резко упал
спрос на предметы роскоши.Сейчас интерес к этому рукоделию возрождается,
во многом благодаря интересным моделям дизайнеров, использующих эту
технику. Впрочем, востребованы не только современные модели - например,
на бракосочетании Крон-принца Дании в 2004 невеста была одета “в простое
платье цвета слоновой кости с вуалью из 100-летних ирландских кружев”.
Главная
ценность ирландского кружева, наверное, в том, что оно до сих пор
остается ручной, индивидуальной работой. Если вышивать, ткать ковры и
гобелены, вязать трикотажное полотно уже давно умеют машины, то создать
вязаное кружево может только рука мастера.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1