🍊🍊🍊
В 2025 году в России отмечают 80-летие победы в Великой Отечественной войне. RT вспоминает об одном из чудес, которое произошло в страшные дни блокадной зимы в Ленинграде. 1 января 1942 года в детском саду на праздничной ёлке исхудавшие малыши получили в подарок праздничный обед и мандарины. Дедом Морозом, доставившим подарок в осаждённый город, стал 22-летний шофёр Максим Твердохлеб.
«Был Новый год, и нам решили устроить праздник. Нас посадили на лавочках и каждому дали по мандаринине. Вообще, конечно, удивительный фрукт! Я его никогда до этого в жизни не видел», — вспоминал Валерий Воскобойников, переживший блокаду Ленинграда. Ему было всего два с небольшим года, когда началась Великая Отечественная война, но тот день он запомнил.
«Июнь. Мы [с семьёй] на даче в Вырице (под Ленинградом). Отец у соседей, а потом приходит с изменившимся лицом и говорит: «Война». А я, маленький, стал бегать и кричать [весело]: «Война! Война!» И отец меня слегка даже отшлёпал, чтобы я перестал веселиться», — вспоминал Воскобойников
Его отец, работавший учителем, вскоре ушёл на фронт, а маленький Валера остался с мамой в Ленинграде, который в сентябре фашистские захватчики отрезали от остального мира. Началась блокада.
Несмотря на совсем маленький возраст, на всю жизнь он сохранил отрывочные воспоминания о голодных днях блокады и неожиданном подарке, который получил вместе с другими детьми 1 января 1942 года: праздничный обед, а на десерт — ароматный мандарин.
«Такое зло на фашистов начинает брать»
Чудо это привёз Валере Воскобойникову и другим ленинградским детям 22-летний Максим Твердохлеб — водитель 390-го автобатальона. Он был уже опытным шофёром: не раз возил в осаждённый город продукты и патроны по ледовым дорогам Ладожского озера и попадал под обстрелы вражеских самолётов.
Максим Твердохлеб пережил войну и оставил воспоминания о месяцах напряжённой службы на Дороге жизни. Шофёры работали без отдыха, вспоминал ветеран: «Вернёшься из рейса — и под машину. Пока её в порядок не приведёшь, отдыхать не уходишь. Хотя иногда почти сутки не покидал кабину. Но всё равно наших усилий было мало. Положение в Ленинграде с продовольствием продолжало оставаться напряжённым».
Несколько раз Твердохлеб чуть не погиб по пути в блокадный город. Зимой 1941 года он получил приказ доставить из деревни Кобона в Ленинград ящики с боеприпасами. Ехал осторожно: кроме фашистских обстрелов, надо было опасаться неровной дороги и ещё не везде крепкого льда, чтобы не растрясти снаряды.
«Ящики прочные, надёжные. Но если бабахнет такой «ящичек» — от машины гаек и болтов не собрать, не говоря уже про водителя», — вспоминал водитель.
Первые десять километров дались спокойно: судя по всему, противника отвлекали наши артиллеристы. Но затем вереницу машин обнаружили фашистские самолёты и осветили под собой всю поверхность озера так, что, «куда глазом ни кинь, всё видно».
Гружёные машины стали обстреливать, один из самолётов «прицепился» к полуторке, которую вёл Твердохлеб. Шофёр как мог петлял, чтобы не попасть под пулемётную очередь, но противнику всё-таки удалось попасть в бензобак.
«Грохот, вой стоит, фонтаны воды и льда поднимаются, вверх летят какие-то обломки. Смотришь — и деться не знаешь куда. И такой беспомощной песчинкой себя чувствуешь, кажется, вся огненная сила фашистская против тебя обернулась» — так описывал авианалёт Твердохлеб.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1