С детства помню как пахнет свежескошенная трава. Чтобы кормить всю зиму сеном корову, для нее нужно было летом заготовить достаточное количество сена. Сенокос начинался и тут уж участвовали все от мала до велика. За хорошую погоду надо было успеть скосить, просушить и сложить в стоги. Отец отбивал, правил косы, свою и бабы Манину, у нас на нашем местном диалекте, коса называется «литовка» а стог сена «зарод»
С вечера отец смеясь, вручал мне маленькие деревянные грабельки:
"Вот доча, твой рабочий инструмент! Будешь сено загребать." Он всегда меня отговаривал:"Может дома останешься? Комары заедят, мошки, вставать ни свет ни заря..." Я упорно не соглашалась. С утра, еще до восхода солнца отправлялись на сенокос. Мы с отцом на мотоцикле, баба Маня с Надей на лошади, запряженной в телегу. То как взрослые косили траву меня всегда завораживало, смотреть на этот процесс было одним удовольствием. Легко, играючи, как будто нисколько не уставая, отец равномерно взмахивал косой. Трава укладывалась в ровные ряды, успевать надо было пока трава непросохла от росы – так ее легче косить. И все это с шутками, с прибаутками, с веселым смехом. Баба Маня несмотря на возраст, в косьбе от отца не оставала, наоборот, поучала что правильно, что неправильно. Отец останавливался протирать лезвие косы травой, смеялся, шутил:"Ну загнала ты меня совсем Перфильевна!"
Баба Маня была из семьи староверов а у них имена заковыристые, для моего уха странные. Отца звали Перфилий, деда Амбросий а мужа вообще как то непонятно.. Мамон. Саму бабу Маню в деревне звали Мониха по мужу. Была она женщина хоть роста небольшого но очень крепкая, любую работу выполняла ловко и скоро, не хуже любого мужика. С годами правда располнела, но сноровки не растеряла. Втроем они выкашивали здоровенное поле. Потом мы переворачивали подсохшую траву, а когда она окончательно просыхала ее укладывала в копны. Они между собой потом говорили, смешно называя копны копешками:"Десять копешек седня сложили" А уже чтобы уложить эти копна в огромный стог сена, созывали целую бригаду мужиков, потому что процесс этот трудоемкий и очень тяжелый.
Срубали огромную березу, на нее укладывала сено, формиравали стог – это называлось волокуша, а потом это сено притаскивали домой по первому снегу трактором. Когда такую волокушу везли по улице, мы цеплялись за ветки или как-нибудь пристраивались на сене и катались, радостно повизгивая, несмотря на то что взрослые ругались. Детям-то лишь бы шалить. Во время сенокоса когда мы обедали в поле у нас у всех просыпался зверский аппетит: вареные яйца, картошку, молоко, огурцы сметали как какой-то деликатес. Баба Маня смеясь говорила:"Лопай, лопай, равняй морду с жопой!" С тех пор никогда больше не ела такой вкусной еды. 😀😁
У нас для неподъемной работы собирались помогать соседи, это называлось «собрать супретку» Это слово «супретка» я искала в википедиии, но не нашла. Откуда оно взялось я не знаю. Люди собирались чтобы оказать помощь соседям, разумеется бесплатно, а потом после выполненной работы собиралось застолье – вот и вся оплата. Я много местных диалектных словечек позабыла, но время от времени они сами собой всплывают в памяти, например:"Хорошая погода – вёдра", "Тряпка – вехотка, "Лужа – лыва", "Кошелек – гомонок", " Ноги – лытки", "Одежда – рямки, хохоряшки", "Одеваться – оболокаться" и много чего еще.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2