Это место, где растут дети – растут физически, укрепляют своё здоровье и впитывают в себя всё, что делает их истинными и благородными мужчинами и женщинами.
В доме, где растут дети, всё их окружение и всё, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Всё прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Где бы ни воспитывался ребенок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос.
Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утончённее. Но и сам дом, чистый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей»
Императрица Александра Фёдоровна. Записки о семейной жизни // Русский Мир, 2001, № 4.
Во что же играли малышки?
На праздники девочки получали дорогие подарки – фарфоровых красавиц всех именитых фабрик Франции, Германии и России. Кроме того, их привозили из-за границы родственники и друзья царской семьи, дарили гости.
Но фарфоровые куклы считались предметом роскоши, и даже в царской семье, впрочем, и без того привыкшей к скромности в быту, девочек приучали относиться к ним бережно. Дорогие куклы – одетые, как свои маленькие хозяйки, в кружева, шёлк и батист, в шляпки и капоры с цветами и бантами красавицы с длинными локонами и закрывающимися глазами – хранились в закрытых шкафах и вынимались по особым случаям.
Для повседневной же игры существовали куклы попроще – недорогие немецкие куклы, куклы из папье-маше, композита и мастики из Англии и российского производства, включая кустарные; бывало даже так, что покупались отдельные головки, а туловища мастерились самостоятельно.
У кукол было богатое приданое – дивные наряды, заказанные в Германии и Франции, созданные руками русских мастериц, сшитые самими хозяйками с помощью матери и нянюшек.
Императрица часто принимала участие в играх, учила девочек, как надо правильно наряжать фарфоровых воспитанниц и ухаживать за ними и их нарядами.
Каждый день, в час чаепития маленькие цесаревны в белых платьях, подпоясанных цветными шёлковыми кушаками, спускались из детской в бледно-лиловый будуар матери и большую часть времени играли на полу, на огромном ковре, где специально для этого были усажены игрушки.
Искусно выполненная кукольная мебель и тончайшие фарфоровые сервизы участвовали в кукольных чаепитиях и прочих домашних заботах – светский этикет и правила домоустройства постигались в игре. Кроме кукол-барышень были и куклы-морячки, и солдаты, и крестьяне. Помимо них в играх были заняты и мягкие игрушки немецкой фирмы Steiff – слоны, зайцы, медвежата… Незвано приходил большой рыжий кот. И вся эта пёстрая компания требовала угощения, внимания и достойного обращения!
Когда дети подросли, игры дополнились рукоделием – совсем крошечными, все девочки-цесаревны были приучены матерью шить, вышивать, вязать спицами, мастерить своими руками наряды для кукол и подарки. Александра Фёдоровна считала, что даже маленькие девочки должны быть чем-то заняты, и занималась с ними шитьём кукольных костюмов, уделяя особое внимание национальным костюмам народов Российской империи.
После того, как 1 августа 1917 года царская семья окончательно покинула свой любимый дом, Александровский дворец в Царском селе, его детская довольно долго сохраняла свою обстановку в неприкосновенности, как все было еще при своих маленьких хозяевах.
После революции часть интерьеров: «Детская половина», «Комната младших княжон» и «Комната наследника», были открыты как постоянная экспозиция для посещения.
А в 1931 году началась борьба со всем царским, не вписывавшимся в советскую жизнь, и экспозиция была закрыта. С экспонатами поступили варварски — их просто раздали в детские дома и приюты, где их следы потерялись окончательно.
Те, что не исчезли в детских домах, принял на хранение музей в В Сергиевом-Посаде с 32-ого года. В музее хранятся игрушки, в которые играли дети последнего русского императора Николая II.
В остальное время у них были игры, как сейчас говорят, для самостоятельного творчества. Например, различные картонные наборы для изучения языков, географии, царских династий… Например, «Историческое лото с портретами Государей Земли Русской».
Был бумажный настольный детский театр «Жизнь за царя».
Это вообще удивительная вещь. Четыре действия и пять картин оперы М. И. Глинки легли в основу настольного театра. В его составе 34 предмета из картона: сцена, кулисы, фигуры героев. Эта игра некогда собирала вокруг большого стола всех членов царской семьи, разыгрывавших сценки этого домашнего спектакля.
У цесаревича Алексея был театр Гиньоль, принадлежащий Музею игрушки Театра кукол имени С. В. Образцова. Кстати, «августейшее происхождение» семейного кукольного театра было раскрыто совершенно случайно лишь несколько лет назад. http://ok.ru/group53118717001969/topics/-221013923
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1