💥150 лет со дня рождения.
📜"Сентиментальность сильных людей — это совсем особенная сказочность. Куприн был действительно сказочник. При том, что человек это был совершенно медвежьей силы, великолепный борец, летал с Уточкиным, работал в цирке, погружался на дно. Ну, он весь мировой опыт использовал, ему доступный. Он с тоской только говорил, что не может никогда правильно описать роды, потому что не может, к сожалению, родить, а вот как бы это почувствовать. Страшно чуткий к запахам, вкусам, к малейшим движениям воздуха — тактильная чувствительность невероятная! Вот эта пластическая жадность Куприна, жадность к жизни — это страшно меня в нём привлекает. И привлекает на фоне этой силы его совершенно детская сострадательность, сентиментальность. Помните, как плачет маленький кадетик в повести «На переломе», когда у него оторвали пуговицу с курточки, которую пришила мать дома любимыми руками, — это так здорово сделано! Понимаете, без этих шрамов на сердце не было бы Куприна.
Ещё я его люблю вот за какую вещь. Я считаю, что лучшая книга Куприна — при всём уважении, конечно, и к «Поединку», гениальному и запрещаемому до сих пор в воинских частях, и при всём почтении к «Листригонам» или к его изумительным рассказам 1910-х годов, — это «Каждое желание», которое печатается сейчас чаще всего под названием «Звезда Соломона». Это прелестная фантастическая повесть, такая сказочная, в которой очень нестандартная мораль. Школьникам или особенно студентам, когда я даю Куприна, я люблю рассказать начало сюжета, а потом оборвать...
«Яма» Куприна — по определению книга для молодёжи. Если вы помните, она посвящена матерям и юношеству. И это правильное решение, потому что роман о публичном доме стоит посвятить матерям и юношеству, чтобы люди знали об уродливых крайностях жизни. И, может быть, матерям и юношеству именно потому, что это в общем чистая книга, бесконечно трогательная. Но я не считаю Куприна автором ровным. Я его считаю автором великим, но великое редко бывает ровно.
Толстой о «Яме», в 1908 году прочитав первую часть, выразился так, он сказал: «Конечно, он негодует, но на деле, описывая, всю эту гадость, он наслаждается, и от человека со вкусом этого скрыть нельзя». Я не думаю, что Куприн наслаждался, описывая публичный дом. Тут немножко другое. Просто Куприн вообще наслаждается профессионалами, когда они говорят о своём профессиональном: листригонами, вот этими рыбаками из Балаклавы, циркачами, ворами даже! В рассказе «Обида» он восхищается профессионализмом воров, которые пришли к адвокатам на собрание, подписавшись под письмом против погрома, но не сдержались и их ограбили, потому что у них руки так устроены: «Сейчас мы вам покажем наше мастерство!» Он профессионал, и он любит профессионалов. И проститутки ему с этой стороны тоже интересны.
Самое интересное в «Яме» — это история Лихонина, который попытался взять проститутку из публичного дома, а в результате кончил тем, что начал с ней спать каждую ночь, потому что она была ему нужна не как сестра, а как женщина; и ему приходится в этом признаться. Это не лучшая вещь Куприна, конечно, но я совершенно не против того, чтобы она была в школьной программе, потому что страшное отношение к женщине, как к прислуге, паразитическое отношение к женщине и неуважение к ней — это не кануло никуда, а это есть по-прежнему. Просто чтобы люди увидели себя со стороны, увидели, во что они втаптывают святыню. Это довольно полезное чтение".
(с) Дмитрий Быков
Алекса́ндр Ива́нович Купри́н (26 августа (7 сентября) 1870, Наровчат — 25 августа 1938, Ленинград) — русский писатель.
Родился 27 августа 1870 года в маленьком городке Наровчате, что в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Писатель не знал своего отца, потому что тот скончался через год после рождения сына, от холеры. Мать его происходила из древнего княжеского рода Куланчаковых. После смерти мужа она переехала во вдовий дом в Москву. Лишь благодаря этому детские годы Куприна прошли близ матери, которую он, к слову сказать, буквально боготворил. И действительно было чем восхищаться.
Его мать обладала твердым, даже несколько деспотичным характером. Была гордой княжной, обладала превосходным вкусом и тонкой наблюдательностью. К сожалению, материальные трудности вынудили ее отдать молодого писателя в Московский Разумовский пансион (сиротский), когда ему было 6 лет.
После окончания пансиона он поступил во Вторую московскую военную гимназию, которая позже была переименована в кадетский корпус. По ее окончании Куприн продолжил свое образование в Третьем Александровском юнкерском училище в Москве. Все это на протяжении 1880-90-х годов. Свою военную молодость писатель отразил в повести «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Из училища он вышел в чине подпоручика.
Уже, будучи в училище Куприн почувствовал тягу к литературе, первыми его попытками были стихотворения, которые так и остались неопубликованными. Первым произведением Александра Куприна, которое увидел мир, был рассказ «Последний дебют» опубликованный в журнале «Русский сатирический листок» в 1889 году. Рассказ оказался не очень удачным, да и сам Куприн не очень серьезно относился к писательской деятельности.
После окончания училища в 1890 году писатель был зачислен в пехотный полк. Служил в течение четырех лет. Военная карьера дала много материала для писательской деятельности Куприна. После отставки в 1994 году переехал жить в Киев. Писатель не имел обычной профессии и был еще очень молод. Он много путешествовал по стране, занимал разные должности и перепробовал множество профессий. Это отразилось в его творчестве.
В 1890-е опубликовал очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох», рассказы «Лесная глушь», «Оборотень», повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»).
В эти годы Куприн познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем «Журнала для всех», женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902); «Конокрады» (1903); «Белый пудель» (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк «События в Севастополе» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения.
Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907 — 11), рассказы о животных, рассказы «Суламифь», «Гранатовый браслет» (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века.
Революцию Куприн не принял, охладели его отношения с М. Горьким. Творчеству писателя постоянно мешали финансовые неурядицы, и семейные хлопоты. В 1907 году Куприн вновь занялся журналистикой, что бы оплатить долги и содержать семью.
Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, не принесли больших литературных плодов. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк «Москва родная». Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. Умер в ночь на 25 августа 1938 года после тяжёлой болезни (рак языка).
Куприн А. "Арто, Сапсан и другие"
Издательство: ЭНАС-КНИГА
Серия: Мы соседи по планете
Художник: Николай Панин
Год выпуска: 2017
«…Живём мы рядом со многими животными и совсем о них ничего не знаем. Просто не интересуемся. Возьмём, например, всех собак, которых мы с тобой знали. У каждой – своя особенная душа, свои привычки, свой характер. То же у кошек. То же у лошадей. И у птиц. Совсем как у людей…» – это слова замечательного русского писателя А. И. Куприна, который прекрасно знал и понимал животных. Герои его рассказов – верный пудель Арто, добрый Слон, ласковая кошка Ю-ю, отважный меделянский пёс Сапсан – предстают перед читателем преданными, умными, добрыми и самоотверженными друзьями.
В сборник вошли самые известные рассказы писателя о животных.
Для среднего школьного возраста.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев