Вопрос: Ассаламу Алайкум. Мне 23 года, и я безработный, меня содержат мои родители вместе с моими сестрами. Мне предложили работу в МЧС, как и на любой правительственной работе там требуют укоротить бороду. Работа с хорошей зарплатой, также дают квартиру, запрещена ли (харам ли) мне эта работа, если я хочу быстро собрать деньги и уехать из этой страны.
Ответ: Ва алайкум ассалам варахматуллахи ва баракатух!
- Я уверен, что ты оказался в сложной ситуации, и что твое положение трудное, но что мне еще труднее- это сказать, что подобное разрешено. Человеку, обычно, трудно правильно понять подобные ситуации, например: в таком положении как у тебя, когда он не имеет других выходов, ему кажется неужели нельзя не надолго укоротить бороду, а дальше уже он оставит эту работу и спокойно поищет другую, ведь у него нет намерения все время так ходить, и это только до тех коротких пор пока не устроятся дела, неужели ее нельзя укоротить на этот не долгий срок? – это не правильное мышление возникает из-за того что он смотрит на проблему только с одной стороны, из-за того что он про другие стороны и не знает, из-за того что он не знаком с этим вопросом со стороны своей религии. Постараюсь немножко разъяснить эту ситуацию, для того чтобы твое сердце успокоилось. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует говорит: “Аллах записал судьбы всего сотворённого за пятьдесят тысяч лет до того, как Он создал небеса и землю”. [Муслим: 2653], так же рассказывая положении ребенка во чреве матери Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит в другом хадисе: “…затем Аллах направляет ангела, который вдыхает в него дух и получает веление записать четыре (вещи): его удел, его срок, его дела, а также то, злосчастным он будет или счастливым.” [Муслим: 2643], эти хадисы показывают, что наш удел уже записан и предопределен еще до того, как мы пришли в этот мир, и мы не должны беспокоится на счет этого удела. Как сказал имам аль-Хасан аль-Басри (да смилуется над ним Аллах): “Я узнал, что мой ризк (удел, пропитание) никто не возьмет, кроме меня, и успокоилось мое сердце”. Нет сомнений в том, что каждый получит удел который ему предписан, однако Аллах установил для всего в этом мире свой срок, и что бы ты не делал, пока не настанет этот срок, ты не сможешь осуществить это дело. Однако это не значит, что если говорить “когда настанет срок, предписанный Аллахом, удел сам придет” и лежать дома то удел сам придет к тебе, наоборот нужно предпринимать действия (устанавливать причины), Аллах также установил причину из-за которой этот удел настигнет тебя, однако эту причину Аллах сделал двух видов, он установил две дороги к уделу, и каждый из нас может выбрать одну из них. Первая из двух дорог- это дозволенная (халяль) дорога по которой ты можешь взять свой удел. Вторая дорога- это запретная (харам) дорога по которой ты так же можешь достичь своего удела. А твой удел достигнет тебя без никаких сомнений. Если из-за того, что он (удел) задерживается ты возьмешь его запретным путем- это дорога которую тебе оставили на выбор, однако если ты проявишь терпение и довольство предопределенным для тебя Аллахом, то Аллах наделит тебя этим уделом разрешенным путем. Нельзя торопится из-за того, что удел дозволенным путем задерживается, ведь сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в своем хадисе: “Поистине, Святой дух (ангел Джибриль) внушил мне, что человек не умрёт, пока не придёт его срок и пока он исчерпает своего удела. Так бойтесь же Аллаха, и стремитесь к уделу наилучшим образом. И пусть задержка в получении удела ни в коем случае не побуждает вас добиваться его путем ослушания Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Аллаха Всевышнего, можно только с помощью проявления покорности Ему” [Сахих аль-Джами’: 2085]. В этом хадисе пророк научил нас тому, что из-за того-что твой удел задерживается не нужно стараться достичь его не дозволенным путем, ослушания Аллаха. Ведь удел который тебе предписан настигнет тебя, нужно только немножко подождать, только получишь ты его дозволенным путем, сподвижник Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, четвертый халиф Али когда он заходил в мечеть отдал узды мальчику который стоял неподалеку и сказал ему присмотреть за своим верховым животным пока он будет молится, закончив молится и выйдя из мечети он достал из своего кармана один динар чтоб дать его тому мальчику, но когда он вышел он обнаружил, что мальчик ушел с его седлом, после чего Али послал какого-то человека что бы тот купил ему седло и дал ему тот динар, вскоре человек которого он послал вернулся, а Али удивился и воскликнул “Субханаллах (Пречист Аллах), ведь это мое седло”, тот ответил ему: я купил его у одного мальчика на рынке, а Али ответил ему: “Я приготовил ему динар и он мог получить его дозволенным путем, однако он не пожелал взять его кроме как запретным”. Точно так же, когда перед тобой стоит запретный путь, тебе стоит только немного проявить терпения и Аллах отдаст тебе удел который тебе предписан дозволенным путем. Какую бы хорошую работу ты не нашел, ты не сможешь получить и на рубля больше чем тебе предопределил Аллах! Очень важно, осознать это и поверит в это! Много из людей считают, что их удел зависит от их работы, они сами не призна́ют этого, однако по их поступкам ты можешь понять, что их понимание насчет удела не правильное, их поведение соответствует тому что удел зависит от работы. Например, когда представляется возможность достичь удела какой-нибудь запретной работой, или посредством работы на которой придется делать что-либо из запретного, или работа на которой придется оставить что-либо из того, чем обязал его Аллах, то ему становится трудно оставить ее, это становиться тяжким для него, однако если человек верил бы как следует в то что его удел зависит не от работы, а от Аллаха, ему не казалось бы трудным отказаться от этой запретной работы, или от работы где требуется делать что-либо из запретного, или от работы из-за который нужно отказаться от чего-либо обязательного (фард, ваджиб), это не казалось бы ему трудным. Как уже говорилось в выше приведенных хадисах твой удел уже записан, записан еще до того, как ты родился, и не сможешь ты уйти из этого мира до тех пор, пока не получишь весь свой удел полностью. А работа- это причина которую Аллах установил для тебя в соответствии с уделом который Он для тебя предопределил. Мы уже разъяснили что удел связан с причиной, и что не нужно валятся дома и ждать, что удел сам придет к тебе, однако эту причину Аллаха устанавливает для тебя в соответствии с уделом который он для тебя предопределил, например: Аллах предписал тебе “миллиарды” и для того, чтобы получить этот удел тебе и работа нужна получше, поэтому в соответствии с этим уделом Аллах и работу дает тебе хорошую для того чтобы ты получил предписанный Им удел, например, Он делает тебя главой государства. А другому Аллах, например, предписал только “миллионы”, и Аллах дает ему работу по ниже твоей, например, он становится министром. Третьему Он предписал только “тысячи” и Аллах дает ему работу еще ниже, например, охранник. Так обстоят дела с получением удела, но что мы должны понять так это то, что если, Аллах предписал тебе “тысячи”, но ты становишься главой государства, и неужели ты думаешь, что теперь, из-за того, что ты стал главой государства ты получишь “миллиарды” !? Не может такого случится! Ты не получишь ни на рубль больше чем те “тысячи” которые предопределил тебе Аллах, хоть ты станешь главой всей планеты! Например, сподвижник Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) был очень состоятельным, хотя занимался всего лишь торговлей, а каким же было состояние Умара ибн аль Хаттаба в то время, когда он был халифом!? Я спрашиваю каким же было состояние Умара ибн аль Хаттаба в то время, когда он был халифом!? Он не мог выйти из дому, когда стирал свою одежду пока она не высохнет, она была в разноцветных латках которых было столько, что невозможно было сказать какого цвета была эта одежда изначально! Как мне кажется, хотя у нас на родине есть очень бедные люди, я не думаю, что у нас есть настолько бедные, а халиф Умар был таким бедным! Подумай над этим, хорошенько! Сегодня никто не считает, что он будет бедным, будучи главой государства! Сегодня почему-то все представляют, что будучи главами государства, они были бы людьми у которых есть все в чем они нуждаются, кушающими то, что пожелают, живущим в возведенных хоромах, помогая всем нуждающимся, богатым человеком, так представляют себя люди в роли глав. Как по мне так не будет человека который скажет, что это не так, мысль о такой жизни приходит в голову, кажется, всем. А почему! Конечно, ты говоришь, что уделом тебя наделяет Аллах, но то во что верит твое сердце- это то что уделом тебя наделяет работа. Это очень опасное состояние! Подумай еще раз, почему торговец Абу-Бакр был богатым, а халиф Умар, который управлял многими завоеванными странами, который завоевывал многие государства, почему он был настолько бедным? Да потому что уделом наделяет не работа, потому что наделяющий уделом Аллах предписал Абу-Бакру удел больше чем Умару ибн аль Хаттабу, это и есть причина, и нет никакой другой причины.
Приведу еще один пример, пример того, что может коснутся каждого из нас: часто бывает, человека берут на работу, но когда тот заканчивает работать (наступает срок выдачи зарплаты) ему не выдают зарплату, или выдают, но только половину, и куда бы он не обратился, куда бы не пошел, и кого бы не попросил о помощи ему так и не выплачивают его зарплату, так она и пропадает. А в чем причина? Ведь в твоей голове установка, что если человек работает, то он получает удел (ризк), а ведь он работал и ему полагается зарплата, где его зарплата? Нет ее! А почему нет?! Да потому что не работа дает удел. Да, ты поработал, но Аллах не предписал тебе этот удел и именно поэтому этот удел не дошел до тебя. Если хочешь можешь обратится ко всему миру и попросить их помочь с этой зарплатой, но ты ее не получишь, если Аллах не предписал ее тебе. В этом и есть причина и нет никаких других причин, в том, что удел не от работу, а в том, что наделяющий уделом Аллах не предписал тебе этот удел в данной ситуации, если бы люди могли это осознать и поверить в это как следует, то их головы отдохнули бы.
Повторюсь, я не имею ввиду, что не нужно работать, что нужно лежать дома и предписанный удел сам придет к тебе, это не правильное понимание и не сходится с правильным вероубеждением, нужно работать, нужно искать удел, ты не получишь свой удел пока ты лежишь дома, удел ждет пока ты предпримешь причины для его получения, я уточняю это что бы меня правильно поняли: работай, ищи причины, но не думай, что уделом тебя наделяет работа, это во-первых. Во-вторых, знай, как бы сильно ты не работал ты и на рубль больше не получишь чем-то, что предписал тебе Аллах. В-третьих, знай, что ризк (удел) предписанный тебе Аллахом ты получишь в любом случае. Когда тебе предлагают запретную (харам) работу, или работу где нужно делать что-то запретное, или оставить что-либо из того, что Аллах сделал для тебя обязательным оставь такую работу и не печалься, не волнуйся, удел который ты получил бы работая на этой запретной работе Аллах отдаст тебе установив другую причину, позволив найти тебе другую работу, тебе нужно только немного потрудится устанавливая причины, поискать работу, сделать что-нибудь. Более того, неужели ты считаешь, что если ты оставишь какую-нибудь работу только ради Аллаха, из-за того, что ее запретил Аллах, только из-за того, что там нужно сделать что-либо из того что Он тебе запретил, неужели ты считаешь, что Он оставит тебя без поддержки?!! Ведь сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Не оставит раб что-либо из запретного оставляя это только ради Аллаха, не имея на это других причин, кроме как Аллах заменит ему это тем что лучше и в этой жизни и в жизни будущей” [Мухтасар аль- Макасид: 879].
Расскажу про один случай который очень подходит под этот хадис, один наш брат который живет в Европе рассказывает мне, что их было три друга, и они искали работу, услышав, что в какой-то магазин нужны охранники они пошли посмотреть и те сказали им: вакансии есть, но мы не можем взять вас на работу с вашими бородами, люди будут пугаться, уберите бороды и приходите в это время, и мы вас возьмем. И дальше он рассказывает, что выйдя от них они стали советоваться и два его друга решили убрать бороду, а он решил, что не пойдет туда работать. Когда два его друга пришли в установленное время их спросили “Где же третий?”. Они рассказали, что он не захотел убирать бороду и поэтому не пришел. Те им сказали, что постараются найти и для него что-нибудь и сказали, что бы они позвонили ему и попросили прийти. Тот приходит и всех троих берут на работу, но из-за того, что у него борода, что бы его не видели люди, его ставят в ночную смену, а у тех двоих дневная смена, и все троя соглашаются. Они начинают работать, но те двоя должны стоять с утра до позднего вечера, а у того, кто оставил бороду из-за того, что у него ночная смена часов работы намного меньше, более того, работодатели не захотели что бы его видели даже ночные посетители, и что бы ночью его не видело слишком много людей они переводят его в комнату с камерами, он не должен стоять как те двоя, у него не так много часов работы, если хочет может сидеть, если захочет есть место где можно прилечь, но и на этом не заканчивается почет который дает Аллах своему рабу когда тот придерживается Его установлений, ему и зарплату назначают выше чем тем двоим из-за того что ночная смена считается тяжелой, хотя часы работы у него намного меньше чем у тех двоих, все равно у него зарплата выше, к тому же у него свободен весь день и он может заниматься тем чем он захочет. Он должен только ночью несколько часов сидеть перед этой камерой, а зарплата у него выше, вот так на нем сбывается слово нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которое мы упоминали выше, когда он решил ради Аллаха не убирать бороду которую Он сделал обязательной очень скоро Аллах наделил его лучшей работой, с зарплатой выше чем там. Поэтому не нужно волноваться, что ты не получишь удел, предписанный тебе Аллахом ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит в своем хадисе: “Если бы сын Адама старался убежать от своего удела подобно тому, как он бежит от смерти, то настиг бы его удел так же, как настигнет его смерть” [Сахих аль Джами’: 5240].
- Удел который предписал тебе Аллах ты получишь, нет в этом сомнений, только нужно искать причины, но эти причины должны быть дозволенными (халал), ты должен отдалится от запретного. Ты должен оставить причину которую ты можешь выполнить только оставив то, что Аллах вменил тебе в обязанность, а не оставлять обязанность которую Он на тебя возложил. Таким образом, ты должен отказаться от причины которую ты можешь выполнить только оставив обязанность перед Аллахом, а не делать то что запретил тебе Аллах который взрастил тебя. Мы должны осознать, что это дунья- место испытаний для раба, человек слишком быстро обманывается, слишком быстро забывает что его испытывают, челок готов обмануться жизненным обстоятельствам которые его постигают, однако если он различает запретное от дозволенного, если перед выполнением кого-нибудь дела он проверяет сможет ли он выполнить обязанности перед Аллахом, сможет ли отказаться от запрещенного Им, если он поставит на первое место богобоязненность, упование на Него, в таком случае Аллах, без сомнений, указал бы ему на выход который он и не предполагал, Аллах говорит в Своем благородном Коране: “Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его” [Талак (Развод), аяты: 2-3].
Нет сомнений в том, что если ради Аллаха ты оставишь запретный путь, не имея на то больше причин (кроме богобоязненности), только ради Аллаха, не захотев совершать запрещенное Им или оставлять то чем обязал тебя Он, нет никаких сомнений в том, что Аллах даст тебе выход из этого положения путем который Он разрешил. Однако испытывая раба Аллах устанавливает перед ним запретный путь, что бы посмотреть, что он выберет, или испытывает любым другим образом раба, который обратился к Аллаху и ищет приближения к Нему. Если бы было достаточно что бы человек заявил, что он соблюдающий религию, сунну, если было бы достаточно стать внешне религиозным, невозможно было бы отличить верующего от лицемера, покорного Аллаху от нечестивца, искренне обратившегося к Аллаху от человека который делает это напоказ, хотя Аллаху было бы известно о них, люди не смогли бы их отличать и в день воскресенья оба могли бы заявить одинаково о своих делах: “я сделал то же, что делал и он, я носил бороду точно так же как носил ее и он”, но Аллах не оставляет это так, Аллах проверяет кто старается искренне ради Него, а кто отворачивается от Его пути при малейших жизненных обстоятельствах, забывая про Него, смотрит кто предпочитает Аллаху мирское, Он говорит в своем славном Коране: “ Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников?” [Бакара (Корова), аят: 214].
Поэтому ты не должен удивляться, когда видишь человека, соблюдающего сунну и повеления Аллаха, но тебя должен удивить тот, кто точно так же укрепился в религии Аллаха, и встал на путь сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, того, кто когда перед ним встает что-либо из запретного, мирского или любое другое испытание не уклоняется с этого своего пути и он продолжает идти по нему, вот этот человек достоин твоего удивления. Ты увидишь много людей которые носят бороду, но если кое-кто скажет по телевизору два слова больше половину из них ты сможешь увидеть безбородыми, из тех, кто остался уберут ее, когда они увидят, что из-за нее у их соседа или друга возникли проблемы, другие- когда они собираются выехать за пределы своей родины, другие- когда им подворачивается хорошая работа и так можно долго перечислять, но тех, кто во всех этих постигших его ситуациях будет стойким ты найдешь очень мало!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев