Красноярск.
Робер Мерль «Мадрапур». 1976 год.
Летайте самолётами …!
Аэропорт Руасси-ан-Франс был абсолютно пуст. Он шёл по пустым залам – ни души. «Может забастовка?» – подумал он. Хотя, при любой забастовке, кто-то же должен был остаться. Пассажиры то куда могли деться? Круг, ещё один – так можно вечно двигаться по этому круглому зданию. Вдруг возникает чувство, что он уже не один. И точно – там, куда он недавно бросал взгляд, появляется стюардесса.
- Вы мистер Серджиус? – спрашивает она.
Угадала! Оказывается он опоздал, все пассажиры уже на борту самолёта. Быстро избиваться от багажа (куда, кстати, она его отправила, если нет обслуживающего персонала?), вперёд к самолёту. Вот и он. Милая стюардесса, которая проводила его до самолёта, входит вслед за ним и… задраивает люк. Как, она и полетит с ними? Первый класс. Странности продолжаются. Пассажирские сиденья расположены по кругу, все места кроме одного заняты…
Таково начало этого романа. Рейс следует в Мадрапур – в страну, которая недавно приобрела независимость, в которой ещё никто из них не был. Если честно, то в ней ещё вообще никто не был, да и её жителей никто ещё не видел. Только и известно, что расположена она на севере Индии – да и эта информация из рекламных буклетов, которые приглашали посетить страну.
Знакомимся – мистер Серджиус, именно он рассказывает нам эту историю. Вот его портрет: «Один взгляд на мой рот и на мой подбородок – и я полностью обесценен. Для людей, которые на меня смотрят, не имеет значения, что их вывод о якобы животном и похотливом характере моей физиономии начисто опровергается светом человечности и ума, горящим в моих глазах. Они обращают внимание только на уродливую нижнюю часть лица и на этом основании выносят мне окончательный, не подлежащий обжалованию приговор». Каково-то с такой внешностью сидеть в таком салоне самолёта, когда все напротив тебя – ни уши почистить, ни в носу поковыряться, а тут ещё и лицом не выдался. Такая планировка понадобилась автору из-за вполне определённых целей – роман то социальный. Будет много разговоров, будут словесные дуэли, будут конфликты, будут и временные союзы, будет и постоянный контроль всех за всеми. Регулярно меняющиеся ситуации на рейсе будут только подхлёстывать сюжет. Каковы же ситуации? Про необычность планировки вы уже поняли. Абсолютно неизвестно, что за фирма произвела этот самолёт. Непонятно, почему совершенно пуст туристический салон, кстати, у него нормальная планировка. Почему-то практически не слышно шума двигателей. Почему стюардесса – эта милая девушка, забрала у всех документы. Это изначальные условия. Потом добавятся подозрения о стране прибытия. Будет попытка захвата самолёта. Будут посадки и взлёты. Будет непонятно, кто управляет самолётом. И так далее. Главная интрига – прилетят ли они когда-нибудь куда-нибудь, и закончится ли этот полёт.
Знакомить с остальными действующими лицами не буду. Пятнадцать пассажиров, стюардесса, экипаж (?). Народ вполне разношёрстный и разновозрастной, что только добавляет интриги. Кому из них удастся вырваться из этого «круга» (не только физического, но и временного) с наименьшими душевными потерями – выясняйте сами.
У романа получилось довольно интригующее начало, затем сюжет немного «подвисает» (период первоначального знакомства и первых «разборок»). Самым увлекательным получился момент захвата самолёта. Вот, где взыграли страсти, где пассажиры показали «своё лицо». Эта сотня страниц прочиталась моментально. Потом страсти опять немного утихнут, соответственно и текст станет скучнее. Неровный роман получился, сократить бы его страниц на сто, сто пятьдесят. Сама интрига романа заставляет задуматься героев о жизни и смерти, поэтому немного соответствующих цитат.
«И главное, если вы любите жизнь, если, в отличие от меня, не считаете, что она неприемлема, не тратьте её редкие мгновения на бесконечные дрязги. Не забывайте одного: сколь долгим ни казалось бы вам ваше существование, вечной остаётся только ваша смерть».
«Обезличенность неведомо почему с головокружительной быстротой приближает вас к смерти, вы словно уподобляетесь всем тем покойникам, что лежат на старых кладбищах и чьи имена давно стёрлись с могильных плит».
«Странно, что половина всей нашей жизни состоит из сна, а в остающейся половине ещё одна половина – это забвение прошлого или ослепление касательно будущего».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев