Синдром «второстепенного персонажа»
Представьте себе картинку: человек сидит в метро с опущенными глазами. У него обычная куртка, серая сумка через плечо и лицо, которое не запомнится. Он не спасает мир, не пишет книги, не завоёвывает сцены. Он идёт по жизни в режиме второго плана. И таких — миллионы.
В современном обществе, где каждый якобы должен быть «уникальным», «вдохновляющим» и «главным героем своей истории», возникает парадоксальное явление — синдром второстепенного персонажа. Это не диагноз, а психологическая метафора. Но она всё чаще встречается в терапии.
Люди приходят к психологу с ощущением, что они как будто бы «жизнь прохаживают», а не живут. Как будто главные события происходят с другими. Находят себя на задворках сюжетов: в отношениях, где их не замечают, в рабочих проектах, где они всё делают, но остаются без признания. Они становятся как та официантка из фильма, которая приносит кофе герою, пока он смотрит в окно и размышляет о судьбе. Только вот официантке никто не напишет благодарности. И в сценарии даже имя ей не дадут.
Это ощущение усиливается в эпоху TikTok, где каждая вторая история выглядит как «глава из романа»: кто-то путешествует, кто-то делает карьеру, кто-то преодолевает боль и выходит героически в свет. Даже личные трагедии в соцсетях превращаются в нарратив — красиво оформленный, вдохновляющий, пронзительный. И тогда ты смотришь на свою жизнь — с чашкой чая, грязной посудой и усталостью — и думаешь: «А моя история вообще кому-то интересна?» Или ещё точнее: «А у меня есть история?»
Психологи всё чаще сталкиваются с этим переживанием второстепенности — особенно у тех, кто вырос с культурой рассказа, сериалов, геймификации. Люди чувствуют: я живу как NPC (non-player character, то есть в переводе неигровой персонаж), фоновая функция, помощник чужой драмы. Это переживание может рождаться в детстве, когда ребёнку внушали, что «нельзя быть в центре», «не выпендривайся», «будь скромным». Или наоборот — когда он был нужен только как «мамина опора» или «хороший ученик», а не как живой, спонтанный человек.
Интересно, что культура начала говорить об этом давно .
Трудно найти более «второстепенного» главного героя, чем Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» Гоголя. Он буквально растворяется в чиновничьей рутине, живёт незаметно, не имеет амбиций и даже его единственная «миссия», покупка новой шинели, не делает его ближе к ощущению собственной значимости. После его смерти все забывают о нём, будто он и не жил. Башмачкин — архетип фигуры, у которой нет внутреннего разрешения быть в центре событий. И именно это производит самое пронзительное впечатление: у него не было даже попытки прожить как «герой».
В «Мастере и Маргарите» мы видим Маргариту, которая долго живёт как «жена кого-то» — незаметная, удобная, культурная. Только когда она становится ведьмой и берёт инициативу, она впервые попадает в собственный сюжет. До этого она тень, любящая, но не живущая.
Гузель Яхина в романе «Зулейха открывает глаза» показывает как раз процесс выхода из состояния «второстепенной жизни». Зулейха в начале книги — безропотная, замученная женщина в патриархальном быту. Она не чувствует себя личностью, пока не проходит через испытания ссылки. Парадоксально, но через лишения она находит своё право быть субъектом: думать, выбирать, жить не по чужому сценарию.
В комедийном сериале «Ольга» главная героиня представительница целого класса женщин, взявших на себя «фоновую» роль: решает всё, тянет всех, но себя не видит вообще. Это уже синдром второстепенного персонажа в изнурённой, «выжатой» форме. Зритель смеётся, но и сочувствует, потому что образ слишком узнаваем.
В сериале «Флибэг» («Дрянь») девушка открыто разрушает иллюзию смысла, она живёт в хаосе, без цели, без чёткой морали. В сериале «Все везде и сразу» - главная героиня сначала чувствует себя как никто, как буквально худшая версия себя из всех возможных, но именно через это приходит к силе. В книге «Ночная дорога» Кристин Ханна есть женщина, которая всё время живёт ради других, пока не случается трагедия - и только тогда она задаёт себе вопрос: а была ли я вообще в этой истории?
В медиа всё чаще поднимаются темы «тихих» трагедий. Например, после пандемии журналисты писали о санитарках и помощниках в ковидных отделениях, которые выполняли важнейшую работу, но оставались в тени врачей. В заголовках главврачи, в телевизоре министры, а санитарка из провинциальной больницы остаётся безымянной, хотя именно она держала за руку умирающих. И она потом говорит в интервью: «Я была как будто вне истории».
Другой пример — множество женщин из регионов, чьи истории звучат только в судебных хрониках или социальных репортажах: «мать троих детей, работала в аптеке», «жила с агрессивным мужем, не уходила — боялась». Эти портреты второстепенности не потому что они сами не важны — а потому что система, культура, местами даже язык репрезентации не даёт им статуса субъектов. Их жизнь описана как функция: «мать», «жена», «пострадавшая».
Таким образом, синдром второстепенного персонажа — это не только психологическая проблема отдельного человека. Это культурный симптом общества, где роль субъекта слишком тесно связана с яркостью, громкостью и публичностью. Где тихая жизнь — будто бы не считается за жизнь. И всё чаще задача психологии, искусства и журналистики — возвращать этим «второстепенным» их право быть в истории. Пусть даже — без эффектного монтажа и пафосных титров.
Синдром второстепенного персонажа — это не просто про скромность или интровертность. Это про внутреннюю деавторизацию жизни: когда человек перестаёт считать себя тем, кто может принимать решения, влиять, менять. Он словно ждёт, пока кто-то скажет: «А теперь твоя сцена».
И что с этим делать? Работа с преодолением этого чувства может идти через восстановление права на голос, на сюжет, на инициативу. Через маленькие действия, которые кажутся «неважными», но именно они возвращают чувство субъективности: ты начинаешь выбирать маршрут не по привычке, идти на концерт в одиночку, решительно говорить «нет», потому что «не хочу», повышать свою самооценку, жить для себя и в свое удовольствие.
Жизнь — не обязательно великая история. Она может быть тихой, маленькой, но своей. И в ней не обязательно быть героем. Но важно быть автором своей жизни и чувствовать это в своих конкретных поступках.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев