Царикова гора
Лагерь Лжедмитрия II расположился на холме недалеко от села Острогино, вокруг возвышенности делала круг река Сходня (тогда — Всходня). Получилось идеальное место для обороны — войско самозванца с трёх сторон ограждали вода и обрывы. Кроме того, с холма прекрасно просматривалась окрестная территория, да и удобно было руководить осадой Москвы.
Для защиты лагеря с запада выстроили земляной вал и выкопали ров, остатки сооружений можно было увидеть до начала XX века. Конечно, не обошлось и без дворца для чудесного царя — его возвели на холме близ Спасо-Преображенского монастыря и обнесли валом и рвом. Возвышенность прозвали тогда Цариковой горой. Когда погода позволяла, войско жило в летних шалашах и палатках, а с приближением зимы перемещалось в землянки и срубы, которые строили жители окрестных деревень. Поодаль от основного лагеря разместилось казачье войско.
Царство в царстве
Вскоре Тушинский лагерь превратился в настоящее государство в миниатюре: появились собственная Боярская дума и приказная система. Самопровозглашённый царь создал Поместный, Разрядный, Печатный, Посольский, Казачий, Патриарший приказы, а также приказ Новгородского разряда, Большого прихода и Большого дворца. Так как многие дьяки и подьячие, перешедшие на сторону Лжедмитрия, до этого служили в московских приказах, система функционировала вполне исправно и недостатка в квалифицированных кадрах не было.
Поместный приказ стал крупнейшим и самым заметным, так как через него Лжедмитрий поощрял своих подданных за службу и распределял земли. Приказ Большого прихода и Большого дворца занимался сбором налогов на содержание войска и двора — что было не менее важно. Над служилыми людьми взяли шефство Разрядный приказ и приказ Новгородского разряда: следили за жалованием и чинопроизводством, производили учёт войск и ведали их содержанием.
Выделялся во всей этой системе не имевший аналога в Москве Казацкий приказ во главе с атаманом Заруцким, ограничивающий казацкую вольницу. Но приказ, равно как и регулярные казни, не мог заставить казаков прекратить набеги на близлежащие населённые пункты.
Конец самозванца
Чтобы поднять боевой дух воинов самозванца, в августе 1609 года в лагерь прибыла Марина Мнишек. Признавшая своего супруга в Лжедмитрии II, она тайно обвенчалась с ним. Однако должного результата приезд Марины Мнишек не принёс: ходили слухи, что она не узнала чудом спасшегося царя, не спешила обнять дорогого супруга и была грустна. Польским частям под командованием Яна Сапеги тоже не удалось вселить веру в войско Лжедмитрия II: польские гетманы боролись за влияние на царя, что ещё сильнее дестабилизировало обстановку.
Вскоре все планы Тушинского вора стали рушиться: польские наёмники рисковать жизнями «за идею» не желали и уже в 1608 году начали высказывать своё недовольство из-за задержек жалования. Окрестные деревни были истощены и уже не могли снабжать всех прибывших в лагерь Лжедмитрия ради лёгкой наживы. Польский король Сигизмунд III решил, что может и сам стать царём России, самозванец ему был совсем не нужен. Использовав как предлог союз России и Швеции, он двинулся на Смоленск. Уже в декабре 1609 года польские наёмники во главе с Яном Сапегой решили примкнуть к своему королю, а самозванец с женой бежал в Калугу. Через три месяца оставшиеся в лагере самозванца бросили некогда процветающее царство, спасаясь от русских и шведских войск, а всё, что от него осталось, сожгли.
Лжедмитрий II так и не сел на настоящий царский трон: 21 декабря 1610 года его зарубил саблей татарский мурза Пётр Урусов, который мстил за казнённого самозванцем друга — хана Ураз-Мухаммеда.
Нет комментариев