За несколько лет до милостивого царского рыка «всем с сегодняшнего дня сажать картошку», другое царское министерство – Департамент уделов провернуло одну чудесную операцию: обменяло часть волостей с государственными крестьянами на волости, подчинявшиеся этому департаменту. А этому департаменту подчинялись крестьяне, которые находились в крепостной зависимости семейства Романовых. То есть Департамент уделов заведовал крепостными царской семьи. Ловкая комбинация с обменом привела к тому, что еще вчера бывшие лично свободными государственные крестьяне, жившие в тех волостях, которые попали под этот обмен, неожиданно обнаружили, что они теперь крепостные! Вот такой неожиданный сюрприз!
Но так уж получилось, что перед тем как провести столь «радостный» для крестьян обмен, чиновники Департамента уделов занимались агитацией на предмет выращивания картошки. Мол, сажайте, православные, картошечку, и будет вам пропитание в любой год. И так как сразу после этого состоялся обмен земель, превративший казенных, то есть, свободных крестьян в крепостных, то мужички мигом смекнули – это картошка во всем виновата. Как только ты ее посадил, так значит, расписался в том, что согласен на переход в крепостное состояние.
И теперь, когда чиновники нового Министерства государственных имуществ пытались приказать государственным крестьянам сажать картошку, те наотрез отказывались. Кто же захочет сам себе крепостное ярмо на шею надевать! А народ, особенно живший по соседству с волостями, попавшими под обмен Департамента уделов, был твердо уверен, что получится точно так же, как и с соседями: по весне картошку посадим, а потом узнаем, что перешли в крепостное состояние. И ладно бы еще царскими крепостными сделали, в удельные крестьяне перевели, так могут вообще какому-нибудь помещику продать. Да гори она синим пламенем, эта картошка! Паралик ее расшиби!
И не помогали никакие уговоры. «Картофельные бунты» в отдельных волостях чуть ли не войной оборачивались. У крестьян, конечно, оружия не было, так мужички камнями в солдат кидались, несмотря на массовые порки, чуть ли не до смерти.
Нет комментариев