Вообразите — живете вы там, где родились, говорите на своем родном языке, ходите в местную школу, читаете любимые книги, играете в привычные игры. И вдруг к вам приезжают люди из какой-то неведомой и совершенно чуждой вам страны и насильно увозят вас к себе. А там заставляют говорить на совершенно чужом языке, читать чуждые книги и заниматься ненавистными вас делами.
Какая будет ваша реакция? Верно — ничего, кроме отторжения и злости. А также отчаяния от понимания того, что возврата на родину уже не будет.
Портрет Петра III в детстве
Именно в такой ситуации оказался Карл-Петр-Ульрих фон Шлезвиг-Гольштейн-Готторф, племянник императрицы Елизаветы Петровны, известный нам под именем Петра III. 14-летнего подростка по воле его тетки выдернули из родного Киля, сделали «русским принцем» и стали воспитывать в нем будущего государя.
Первым делом Карла-Петра-Ульриха покрестили по православной традиции в придворной церкви Яузского дворца под именем Петра Федоровича. Произошло это 18 ноября 1742 года. А потом занялись его воспитанием, ужасаясь невежеству, дикости и бескультурью мальчика.
На самом-то деле Петр был вполне образован для своего времени и получил нормальное дворянское воспитание. Просто по приезду в Россию он впал в настоящее отчаяние от того, что больше никогда не вернется в родной Киль. Безысходность наложилась на переходный возраст, отсюда и странные выходки Петра, которым ужасалась его тетка, бросая в сердцах: «племянник мой урод, черт его возьми!»
Он не хотел учить чужой для него язык, изучать историю чужой для него страны, отсюда и постоянные жалобы его учителей. Справедливости ради стоит отметить, что психику «русского принца» подорвали еще в детстве. Его мать (Анна Петровна — родная сестра Елизаветы) скончалась от скоротечной чахотки, когда младенцу не было и трех месяцев. Отец, герцог Карл-Фридрих Голштинский, отошел в мир иной, когда мальчику было 11.
Родители Петра III: Анна Петровна Романова и герцог Карл Фридрих Голштинский
Воспитывали его разные учителя и не самыми гуманными методами. Ребенком Карл-Петр-Ульрих был добрым и простодушным и это почему-то раздражало воспитателей. Они его секли, ставили на горох, словом, нанесли мальчику глубокую психологическую травму. А тут еще в довершение выдернули из привычной среды и увезли за тридевять земель к тетке, которую он никогда не видел.
Все это сказалось впоследствии на некоторых поступках Петра, которые русские историки стали выдавать за общую модель поведения императора.
То ли художник людей неточень умел рисовать, то ли у беднего Карла Ульриха и впрямь фигура была...как у Эхнатона, что ли.. Узкоплечий, тощий, с широкими бедрами и отвисшим пузиком..
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 2