Но видно, несмотря на проволочку со строительством корабля, Салтыков оставался у Петра Алексеевича на хорошем счету. Потому что когда в 1711 году царю пришла в голову светлая мысль – проще не тратить денег впустую, строя флот из сырого дерева, а пополнить его тайной покупкой кораблей на иностранных верфях. Для чего Петр I решил послать в Англию и Голландию толкового человека, который разбирается в кораблях и дипломатии, умеет держать язык за зубами и вообще толковый малый. Таким толковым малым царь посчитал как раз Фёдора Степановича Салтыкова.
В результате 30 июня Салтыков получил от светлейшего князя Меншикова подробный инструктаж на тему того, что
«…вести себя везде инкогнито, за дворянина российского, а в корреспонденции иметь надлежащую осторожность…»
и отправился за границу в качестве тайного председателя закупочной комиссии и резидента России.
За границей, мотаясь между Англией и Голландией, Салтыков развернулся на всю катушку. Он покупал корабли на чужие имена, а потом удивленно пожимал плечами, когда становилось известно, что очередной корабль перегнали в ставший русским Ревель или вообще в Петербург и там над ним подняли русский флаг. В общей сложности с 1711 по 1715 годы Салтыков провернул таким образом покупку никак не менее 17 линейных кораблей и 4 фрегатов, скупая французские, ганзейские, английские и прочие корабли. Лишь бы цена была сходная и состояние приличное. А заодно еще и наймом толковых людей занимался и договаривался о выкупе тех, кто угодил в шведский плен, как русских, так и иноземных офицеров.
Служба государева была совсем не простой. Денег постоянно не хватало. Петр Алексеевич был прижимист, поэтому приходилось и на голодном пайке сидеть и с униженными просьбами прислать в конце концов жалование обращаться:
«…Ныне я имею великую в деньгах скудость, понеже в болезни моей стали мне великие убытки в лечении дачею повседневною дохтурам и оптекарям…»
Все это здоровья не добавляло и в 1715 году Салтыков стал регулярно проситься вернуть его в Россию, поменяв на службе вдали от родных мест. Интересно, что Петру кто-то наговорил на Салтыкова, потому что в июне 1715 года царь написал несколько писем. В одном, посланном другому царскому резиденту, предписывалось Салтыкова арестовать:
«…Понеже Фёдор Салтыков послан был от нас для покупки кораблей в Англию и оной многия деньги брал себе под лицом той покупки, для того его арестовать и привезти в Петербург…»
Но арестовывать было уже некого. За месяц до этого другое царское письмо пришло к самому Салтыкову. В нем царь предписывал своему резиденту:
«По получении сего поезжайте во свое Отечество немедленно»
Немедленно выехать не получилось. Фёдор Степанович Салтыков умер в день получения этого письма. Вернуться домой у него не получилось.
Комментарии 1