Как геометрия помогла раскрыть подделки Ван Гога и Вермеера
Представьте: вы купили на блошином рынке «старинную» картину, а через неделю узнаёте, что это подделка. Обидно? Ещё как! Но как эксперты отличают фальшивки от оригиналов? Оказывается, иногда спасает не химия красок, а… геометрия. Да-да, та самая, из школьных учебников! Сегодня я расскажу, как линии, углы и перспектива вывели на чистую воду мошенников, пытавшихся подделать даже Ван Гога и Вермеера.
Ван Гог: Где спрятана его «сумасшедшая» геометрия? Винсент Ван Гог писал как одержимый: мазки — нервные, цвета — кислотные, а перспектива… Ну, казалось бы, какая перспектива? Всё же абстрактно! Но не спешите.
В 2010 году в музее Ван Гога в Амстердаме провели интересный эксперимент. Учёные взяли его картину «Спальня в Арле» и построили 3D-модель комнаты. Оказалось, что линии стен, окон и мебели на холсте точно совпадают с реальной геометрией пространства. А ещё Ван Гог, несмотря на эмоциональный стиль, часто использовал скрытые направляющие линии, чтобы «вести» взгляд зрителя.
Картина Ван Гога «Спальня в Арле»
А где подделки? В 2018 году в Италии «всплыла» картина «Пшеничное поле», якобы написанная Ван Гогом. Но эксперты заметили странное: линии горизонта и тени не совпадали с его манерой. У Винсента даже в хаотичных мазках был математический порядок — например, спирали в «Звёздной ночи» подчиняются законам золотого сечения. У подделки же перспектива была «как у пятиклассника на уроке рисования» — слишком прямолинейной.
Оказывается, даже в бурлящем хаосе Ван Гога есть геометрическая логика и подделать её оказалось сложнее, чем стиль!
Вермеер: Фотоаппарат XVII века Ян Вермеер — мастер «тихой» живописи. Его интерьеры настолько детальны, что кажется, будто он срисовывал их с фотографии. И не зря! Историки давно подозревают: Вермеер использовал камеру-обскуру (прототип фотоаппарата). Эта штука проецировала изображение на холст, помогая выстроить идеальную перспективу.
Посмотрите на его картину «Урок музыки». Если провести линии вдоль плиток пола, оконных рам и музыкальных инструментов, они сойдутся в одной точке — как рельсы уходящего поезда. Это и есть закон линейной перспективы!
А где подделки? В 1940-х голландец Хан ван Меегерен подделал несколько «Вермееров», включая «Христа в Эммаусе». Картины выглядели убедительно… пока не пришёл XX век с компьютерами. Учёные наложили сетку координат на оригиналы и подделки. И выяснилось, что у Вермеера все линии перспективы идеально точны (спасибо камере-обскуре, наверное?), а у ван Меегерена они «плыли»: где-то угол наклона стола не совпадал, где-то тень падала не туда.
Вывод? Вермеер был не только художником, но и «инженером». Повторить его расчёты без техники почти невозможно.
Как сегодня ищут фальшивки? Лазеры и нейросети Современные эксперты не только смотрят на перспективу, но и просвечивают картины рентгеном, чтобы найти скрытые слои. Например, под некоторыми подделками находят наброски карандашом (Ван Гог и Вермеер их почти не делали — сразу писали красками). А ещё нейросети и компьютерные алгоритмы анализируют мазки: у каждого художника свой «почерк», как отпечаток пальца.
Таким образом в 2022 году нейросеть распознала подделку Ван Гога… по слишком правильной геометрии. Искусственный интеллект заметил, что линии «под копирку» идеальны, а у Винсента всегда есть лёгкий «дисбаланс» — следы его эмоций.
В общем, искусство и математика — не враги, а лучшие друзья. Даже если художник не знает формул, его рука следует внутреннему компасу пропорций. А мошенникам остается только завидовать: подделать душу гения ещё никому не удавалось. А про тандем музыки и математики расскажу как-нибудь в другой раз.
P.S. Если вдруг решите купить «Ван Гога» на распродаже — захватите с собой линейку.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 11
"Водил меня Серёга на выставку Ван Гога
Там было тёлок много, и нервы как канат
Но я не недотрога, дала понять с порога
На выставке Ван Гога я главный экспонат"